Шарль де Фуко родился в Страсбурге в 1858 г. В шесть лет он остался сиротой - мать, а затем и отец умерли. Мальчика и его младшую сестрёнку взял на воспитание дед по материнской линии. После войны 1870 г. Эльзас стал частью Германии, и семья переехала во Францию, в город Нанси.
В детстве Шарль получил христианское воспитание, однако, повзрослев, потерял веру. Описывая свой трудный и долгий путь к Богу, он вспоминал: "В течение двенадцати лет я жил без всякой веры, и никакое доказательство существования Бога не было для меня убедительным... В 17 лет я был абсолютным эгоистом, безбожником, с желаниями, направленными ко злу; я был как безумец".
Его душевное состояние не могло не проявиться во время его учёбы в военном училище, а затем в Кавалерийской школе в Сомуре. Его исключали из училища за плохое поведение, а в Кавалерийской школе не раз наказывали за дисциплинарные нарушения и эксцентричное поведение.
После смерти деда Шарлю досталось в наследство приличное состояние, которое он начал беспечно тратить с друзьями. Среди друзей он славился чревоугодием. С трудом закончив наконец школу, Шарль пошёл служить в военный гарнизон, не переставая при этом вести разгульный образ жизни и не скрывая своей связи с танцовщицей по имени Мими.
Но вот ему уже 22 года, он офицер; его посылают в Алжир. С фотографий того времени на нас смотрит прекрасный молодой человек, лицо которого ничем не выдаёт внутренних переживаний и поисков вечного. Сравнивая их с последующими снимками, понимаешь, что бездна разделяет изображённых на них людей, видишь, как красота, данная природой, преображается в красоту, на которой заметна печать неземного Духа.
Отправляясь в Алжир, Шарль взял с собой Мими, выдав её за жену, но обман вскоре раскрылся, и, уволившись из армии, он вместе с ней вернулся во Францию. Он испытывает чувство полного душевного опустошения - ничто его не увлекает, всюду он видит скуку, и беспутная светская жизнь вызывает в нём всё большее отвращение.
Узнав, что его полк оправляют на опасное задание в Тунис, Шарль оставляет Мими и возвращается к военной службе. Однако через несколько месяцев он вновь увольняется из армии. На этот раз у него возникает идея исследовать места, куда не ступала нога европейца. Он тщательно готовится к научной экспедиции в Марокко, изучает еврейский и арабский языки и наконец под видом раввина отправляется в путешествие, которое длится год. Вернувшись в Париж, Шарль де Фуко издаёт книгу о Марокко, за которую его награждают золотой медалью Французского географического общества.
Путешествуя по Марокко и общаясь с местными мусульманами, Шарль неожиданно для себя столкнулся с проявлениями глубокой и искренней веры. Это произвело на него сильное впечатление. Возможно, поэтому, вернувшись в Париж, он сказал своей кузине Мари де Бонди, с которой был очень дружен: "Как вы счастливы, что верите, я же ищу свет и не нахожу его". Он начинает ходить в церковь и, ещё не будучи верующим, проводит там долгие часы, повторяя странную молитву, идущую из глубины сердца: "Господи, если Ты есть, помоги мне узнать Тебя..."
Однажды по совету кузины он заходит в церковь св. Августина в Париже, в исповедальню к аббату Ювелину, но не для того, чтобы исповедоваться - потому что, как он считал, в нём не было веры, - но чтобы получить ответы на свои вопросы о Боге. Едва они начали говорить, священник сказал: "Встаньте на колени и исповедуйтесь". Шарль повиновался. Исповедь открыла ему Господа. Сразу после исповеди аббат велел ему причаститься... Это произошло в октябре 1886 г. Шарлю де Фуко было двадцать восемь лет.
"Каким чудом бесконечное милосердие Божие вернуло меня, да ещё из такого далека?!" - напишет он позже в одном из писем.
Однако произошедшее не означало, что Шарль сразу принял учение Христа: "Подвергавший всё сомнению, я не в один день поверил всему". "Как только я поверил, что есть Бог, я понял, что могу жить только для Него, - вспоминал он. - Моё религиозное призвание открылось мне в тот же час, как я обрёл веру". Тем не менее, аббат Ювелин, навсегда ставший его духовным наставником, заставит его ждать три года, прежде чем благословит на монашеский путь. По его совету Шарль совершает паломничество в Святую Землю.
В Назарете, размышляя над жизнью Иисуса Христа, он с особой силой переживает тайну Воплощения, тайну величия Бога и Его уничижения в этом мире. Тридцать лет, пока Иисус жил в Назарете, никто из родственников, друзей, соседей не догадывался о Его Божественном достоинстве... Именно здесь, в Назарете, Шарлю открывается его призвание: отныне он хочет подражать неприметной, смиренной, скрытой от чужих глаз жизни Иисуса в Назарете - но не в привычной для него благополучной обстановке, а среди самых бедных, самых нуждающихся, самых обездоленных.
"Евангелие мне открыло, что первая заповедь состоит в том, чтобы любить Бога всем сердцем и всё посвятить этой любви. Но каждый знает, что первым проявлением любви является подражание, - вспоминает он, - поэтому я должен был найти орден, в котором смог бы наиболее полно подражать Иисусу. Во мне не было желания подражать Его общественной жизни, когда Он начал проповедовать: мне хотелось подражать жизни, которой Он жил в Назарете, жизни незаметной и смиренной".
Пробыв некоторое время у иезуитов, затем - у бенедиктинцев, Шарль остановил свой выбор на ордене траппистов, наиболее соответствующем его идеалу.
В 1890 г. Шарль де Фуко вступает в монастырь траппистов, расположенный на севере Франции, в Нотр-Дам-де-Неж, и становится братом по имени Мари-Альберик. Ему нравятся суровый северный климат, горы, овеваемые ветром, бесплодная земля, на которой приходится много трудиться. Но больше всего его радует непрекращающаяся беседа с Богом: "Я постоянно, постоянно с Ним, с Тем, Кого люблю. Физическая работа не мешает размышлению, в ней я уподобляюсь нашему Господу и в этом нахожу утешение".
Через полгода брат Альберик перебирается из Нотр-Дам-де-Неж в филиал этого монастыря, расположенный в Османской империи, в Акбе (сейчас это территория Сирии). Около двадцати монахов и пятнадцать сирот от 6 до 12 лет - вот и всё аббатство, созданное в 1882 г. в горах траппистами Нотр-Дам-де-Неж. Трудные условия жизни сказываются на его здоровье, он часто болеет, но вместе с тем переживает духовный экстаз: здесь он нашёл то, чего искал. Он пишет кузине: "Наконец-то я более ни в чём не принадлежу себе".
Максималист по природе, он изнурял себя, умерщвляя свою плоть, что беспокоило исповедника монастыря. "Это слишком совершенно, чтобы могло длиться долго", - говорил он. Аббат монастыря, напротив, восхищался: "Брат Альберик кажется ангелом среди нас". Он советовал ему заняться богословием и в будущем стать настоятелем одного из монастырей, но брат Альберик противился этому.
Однажды, выйдя за стены монастыря, он набрёл на жилище умершего араба-христианина. В двух шагах от обители он столкнулся с нищетой, не сравнимой с его жизнью в монастыре. Оказалось, что он жил в лучших условиях, обеспеченный постоянным жильём, едой, безопасным трудом. А ведь он хотел жить в уничижении и бедности, хотел занять самое последнее место, стать самым малым среди малых, чтобы приблизиться к своему Идеалу... Его начинают посещать сомнения: той ли жизнью живёт он в монастыре, к какой стремился? Не отступил ли он от призвания, открывшегося ему в Назарете?.. И в нём зарождается мысль о создании общины, которая более соответствовала бы жизни Иисуса в Назарете. Он составляет первый устав для общины, которую называет Конгрегацией малых братьев Иисуса.
Тогда же, в 1895-1896 гг., брат Альберик узнаёт о массовых убийствах армян и других христиан, совершаемых турками в Османской империи. Он пишет Мари де Бонди: "По всей Армении и очень близко от нас страшная резня, но я думаю, нам не грозит реальная опасность; мы европейцы, поэтому турецкое правительство принимает серьёзные меры предосторожности, чтобы с нами ничего не случилось (...) но то, что делают с армянами, - это чудовищно... говорят о 100 000 убитых". Аббату Ювелину он сообщает, что среди погибших много мучеников, ибо принявшим ислам сохраняли жизнь. Он страдает оттого, что не может разделить их подвиг веры. В письме кузине читаем: "В конце марта мы, Акбе и все христиане, могли бы в течение двух дней погибнуть; я не был достоин... Это тысячу раз справедливо... но увы! Какая боль... Молитесь о моём более глубоком обращении и чтобы в следующий раз я не был отвергнут..."
Эти страшные события усиливают его сомнения в правильности пути. Постепенно в нём зреет решение покинуть монастырь; получив согласие аббата Ювелина, брат Альберик просит духовное руководство ордена снять с него обеты. До принятия решения его направляют на учёбу в Рим. Вскоре он получает разрешение покинуть монастырь и по совету духовного наставника отправляется в Назарет.
Шарль плохо представлял себе, что конкретно он будет здесь делать. В некотором смысле это была духовная авантюра. Прибыв в марте 1897 г., он по совету настоятеля францисканского монастыря отправился к клариссам - настоятельница искала работника, на все руки мастера.
Согласившись взять Шарля, настоятельница вскоре разочаровалась в нём, так как он ничего толком не умел делать: ни заниматься садоводством, ни строить. Однако он быстро завоевал сердца восемнадцати кларисс, потому что выполнял всё, о чём они его просили: подметал в часовне, перебирал чечевицу, выпрямлял кривые гвозди, убирал навоз... И молился по нескольку часов в день; ему удалось даже заполучить тайно от всех у матери-настоятельницы ключи от часовни, чтобы молиться перед Св. Дарами в ночное время. Он мало ел. Поверили ли бы друзья его юности, которые когда-то ходили с ним по пирушкам и увеселительным местам, что этот чревоугодник днём и вечером довольствуется куском сухого хлеба? Жил он в комнатке, где хранились инструменты, прямо за стеной часовни.
Шарль писал семье: "Я никогда не покидаю монастырь... и всё время молчу. Милостивый Бог как будто за руку привёл меня в это гнездо, которое, кажется, создано для меня". "Это действительно было гнездо, - пишет автор одной из статей о нём, - потому что в его лачуге был только топчан для сна, подушкой ему служил камень, и были ещё две доски на подставках - для записей".
Одна из кларисс вспоминает: "У алтаря был не человек, а ангел. Его благоговение и вера отражались на всём его существе". К концу года настоятельница кларисс в Иерусалиме, обеспокоенная восхищением, которое вызывал у назаретских сестёр этот человек, заподозрила в нём авантюриста или агента секретной полиции. Но, познакомившись с Шарлем, она сказала сёстрам: "Назарет не ошибся, в нашем доме святой".
В ту пору в нём рождается желание стать священником. Проведя на Святой Земле почти четыре года, Шарль возвращается во Францию, где в 1901 г. его рукополагают в священники. Он собирается в Сахару, чтобы, как он пишет, "продолжать вести незаметную жизнь Иисуса из Назарета". В нём вновь пробуждается желание создать Конгрегацию малых братьев Св. Сердца. Но где? Став священником, он слышит зов быть среди "самых больных, среди овец самых потерянных, самых оставленных... В пору моей юности я пересёк Алжир и Марокко; в Марокко, большом, как Франция, с 10-миллионным населением, нет ни одного священника; в густонаселённой алжирской Сахаре, в семь или восемь раз превышающей Францию, не более двенадцати миссионеров. Ни один народ не казался мне более оставленным, чем этот", - пишет он в 1905 г.
После аскетического уединения в монастыре траппистов и в Назарете Шарль резко меняет направление своего пути и возвращается в мир. Путь его лежит в Северную Африку, на родину св. Августина и мученика Киприана Карфагенского.