«Там распяли Его и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса».
Ин. 19:18
Пред нашим взором - Голгофа и три креста, воины, начальство, толпа… Трагедия Голгофы изображена лучшими художниками мира в разных вариациях. Но все эти художники представили действующих лиц и обстановку как бы застывшими в жутком безмолвии. Художники хотели, чтоб зритель получил впечатление всей важности и серьезности изображаемого момента. На «Голгофских» картинах как бы все пришло в исступление и в этом положении замерло, оцепенело. Картины убеждают нас, что здесь совершается событие, небывалое в истории человечества, и что все находящиеся на Голгофе понимают это.
На наших собраниях, в особенности перед преломлением хлеба, мы любим петь гимн: «Взойдем на Голгофу, мой брат…» Мы восходим на Голгофу в духе - молитвенно и благоговейно, восходим туда тихо, торжественно, спокойно… Не в этом духе восходили на Голгофу те, кто распинал Христа.
Позволю себе задать вам неожиданный вопрос: «Были ли вы когда-нибудь на украинской ярмарке?» Когда я был мальчиком, отец брал меня на ярмарку, и я до сих пор помню пыль, стоявшую столбом от снующей взад и вперед толпы. Все были захвачены неутолимой жаждой - отыскать и посмотреть что-то из ряда вон выходящее. Куда бывало ни повернешься, везде слышен шум, крики, хохот, брань, свист, куда ни пойдешь - всюду толкотня, давка. Дорогу приходилось пробивать себе локтями, особенно у каких-нибудь зазорных мест и увеселений.
Пришлось ли вам, читатель, побывать в Палестине и видеть действительную, настоящую Голгофу? Я говорю о том Голгофском холме, на котором две тысячи лет тому назад был распят Христос? Господь позволил мне лично жить здесь и множество раз видеть ее. Площадь Голгофы сравнительно небольшая. Мое воображение часто рисовало такую картину: в тот день, когда в Иерусалиме разлетелся слух о том, что Иисус, Который учил в храме, исцелял, совершал чудеса, будет казнен, наверно весь город высыпал на Голгофу - посмотреть на кровавое зрелище. Можете представить, что делалось в тот памятный день на, этом холме. Характер тогдашней Голгофы мало чем отличался от ярмарки. Все время толпились люди. Одни уходили, другие приходили. И это не были толпы людей, благоговейно и молчаливо пришедших преклониться пред великой искупительной жертвой Христа. Напротив, сказано, что «проходящие злословили Его» - и не шепотом, не про себя, но с криком, с бранью, неистово.
Были ли вы когда-нибудь здесь, у нас на востоке? Здешние люди не умеют говорить тихо даже и теперь. Говоря, люди непременно жестикулируют и кричат даже о мелочах жизни.
Кто еще так любил уединение, тихие места, как Христос? Часто Он проводил дни и ночи на горах или в пустынных местах, отдыхая от людской толпы и пребывая в общении с Отцом Небесным. Но последние предсмертные минуты Христос провел на шумном торжище мира сего.
На Голгофу сошлись толпы людей, которым и в голову не пришло - дать Христу спокойно умереть. Сын Божий, Спаситель мира, родился в загоне для скота и умер на лобном месте, под шум праздной, жестокой толпы. С воздвигнутого креста, к которому пригвождено было Его тело, Христос мог видеть, как с наблюдательной вышки, всю Голгофу, все колыхавшееся море голов. Недавно Он учил этих людей, исцелял и кормил. За них Он теперь полагал душу Свою и, умирая, молился: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят…»
Эти голгофские толпы людей названы весьма удачно Евангельским словом: «проходящие». «Проходящие злословили Его…» (Мф. 27:39). Одна толпа за другой проходили мимо креста, злословили Его. Злословящие уходили, чтобы возвратиться снова, другие подходили и занимали их место. И так все время.
Но были на Голгофе и такие, которые не уходили. Эти немногие оставались там от начала распятия и до конца. Среди них некоторые оставались на Голгофе по обязанности. Железная римская дисциплина приковала к Голгофе воинов и сотника; другие же по расположению сердца и любви к Распятому остались там.
К этой группе мы относим мать Иисуса, ученика Иоанна и других. Вместе со Христом на Голгофе оставались и два разбойника. Впрочем, не только гвозди крестов удерживали разбойников там: по пророчествам Христос был «к злодеям причтен», и эти два разбойника были этими злодеями. Кроме людей, «не проходящих» и «остававшихся» на Голгофе, были и те, кто, как сказано в Евангелии, «смотрели издали» (Мф. 27:55,56). Они находились на противоположном конце Голгофского холма, вдали от того места, где на кресте висел Христос. То были Мария Магдалина, Мария - мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых. Почему они смотрели издали? Потому что между ними и крестом не было пустого пространства. Там все время двигались толпы равнодушных или озлобленных людей. Толпа заслоняла от них место распятия и мешала видеть, что делается у самого креста. Не жалели ли эти ученики позже о том, что, находясь на Голгофе, они не пробили себе дорогу и не заняли места возле умирающего Спасителя? Но когда толпа поредела, Мария Магдалина, как видно из Писания, протиснулась сквозь толпу и оказалась у самого креста. Христос много ей простил, и она много его возлюбила. Эта любовь к Распятому притянула Марию, как магнитом, ко кресту. Ибо написано: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Ученик, которого любил Иисус (т.е. Иоанн) стоял тут же» (Ин. 19:25).
Кроме них на близком расстоянии от креста или у самого креста находились - римский офицер, сотник, затем воины и совсем недалеко от Христа были разбойники. Они висели так близко, что могли переговариваться с Христом и друг с другом. Один из них уверовал. Сотник и часть воинов, «видя происшедшее», убедились в божественности Христа и уверовали в Него как в Сына Божия. Один из разбойников вошел в Царство Божие, будучи еще на кресте. Этому помогла близость его ко Христу. Предположим, что разбойники были бы распяты на далеком расстоянии от Христа, где-нибудь на другом конце Голгофы. Как мог бы тогда один из них услышать из уст Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю»? Иоанн, ученик Христа, стоял пред крестом, у ног Распятого, и поэтому имел возможность услышать предсмертные слова Христа, обращенные к нему лично: «Се Матерь твоя…» Как ценны и дороги последние слова умирающего. Опять-таки близость ко Христу дала Иоанну эту возможность, БЛИЗОСТЬ!.. Но ведь очень близким к Спасителю был и другой разбойник, а, тем не менее, умер с проклятием на устах. Физической близости недостаточно!
В нескольких шагах от места распятия находились палачи, не уверовавшие. Они занялись коммерческим делом: бросали жребий, решая, кому достанется хитон Христа, чтобы продать его на базаре или тут же на Голгофе. Стража из отряда того же сотника ругалась над Христом, поднося Ему уксус и злословя. Стоявшие поблизости фарисеи и начальники иудейские с злорадством говорили: «Сойди со креста и уверуем в Тебя». Как все эти люди стояли близко к Иисусу и все же не уверовали! Заметим, что на Голгофе близость ко Христу вызывала у различных людей противоположные чувства. Один разбойник уверовал, другой злословил. Одни воины уверовали, другие подносили Христу уксус и издевались над Ним. Разница между людьми, находящимися у самого креста, была большая. Но чем дальше от распятия, тем эта разница уменьшалась, стушевывалась. Стоявшие где-то совсем далеко смешались с остальной толпой. Там уже трудно было отличить, кто за Христа и кто против Него.
Церковь Христова, находящаяся вот уже две тысячи лет на Голгофе, теперь тоже разделяется на две группы: на стоящих у самых ног Спасителя и на стоящих в толпе. Толпы мирских людей, «проходящих», часто заслоняют нас, христиан, стоящих вдали от крови Агнца.
Источник: Вера и жизнь. - 1975. - №2.