Абеляр Пьер (1079-1142) - французский философ. В 1113 г. открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагическая история любви Абеляра к Элоизе закончилась уходом в монастырь в 1119 г.
В этике Абеляр перенес акцент с поступка на намерение, критерием нравственности считал согласие с совестью. Разработка Абеляром схоластической диалектики, заключавшейся в выявлении противоположных аргументов (сочинение «Да и нет»), сделала его одним из крупнейших представителей схоластического метода. Рационалистическая направленность теологии Абеляра («понимаю, чтобы верить») вызвала протест представителей ортодоксальной мистики. Учение Абеляра было осуждено Суассонским и Сансским соборами, а также папой Иннокентием II.
Благополучие всегда делает глупцов надменными, а беззаботное мирное житье ослабляет силу духа и легко направляет его к плотским соблазнам.
Ведь благо заключается в том даже, чтобы никто не действовал во благо, если то, что он делает, не соответствует ни одному Божьему завету.
Есть правила без исключений, как например: в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание.
Если в какой-либо книге что-то поражает нас как абсурдное, то не будем спешить говорить: «Автор этой книги не придерживался истины». Куда справедливее и уместнее признать, что в рукопись вкралась неточность, или истолкователь ошибся, или мы сами не до конца понимаем читаемое.
Надобно хранить истину в тайне, дабы избежать ее опошления.
Нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не понял.
Нынешние школы никчемны по результату. Преподается только умение складывать слова без понимания, как будто для овец важнее блеять, чем кормиться.
Источник: Энциклопедия мудрости. - Издательство РООССА, 2007. - С.207-208.