О КРАСОТЕ

Jul 11, 2010 19:46



Сегодня предлагаю поразмышлять о человеческой красоте на основании следующего отрывка из Библии:

Евр.11:23-27 «Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24            Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25            и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26            и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27           Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд»

Скажите, для кого из родителей их ребенок не прекрасен? Даже если есть какие-либо физические недостатки, либо внешность недостаточно яркая - ведь это твоя кровинушка, плоть от плоти и кровь от крови твоей.


Но что это была за красота, которая сумела остановить родителей Моисея и дала им силы нарушить повеление? Как известно, в то время фараон издал повеление уничтожать всех новорожденных еврейских сыновей, оставляя лишь дочерей. Неподчинение приказу фараона было равнозначно смерти. Имущество бунтаря подлежало конфискации, другие дети были обречены на гибель. И вот в этих условиях мы читаем:

Исх.2:1-10 «Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени.

2              Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца;

3              но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки,

4              а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.

5              И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

6              Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей.

7              И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

8              Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

9              Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10           И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его»

Как вы думаете, когда человек красивый - это ему помогает в жизни или мешает?

Мы видим, что Моисею красота помогла - по крайней мере, в самом начале - благодаря своей красоте он остался жив.

Но вот человек растет - идет в школу, в институт, на работу - помогает ему красота или мешает?

Внешняя красота - это одновременно и большое благословение, и большое испытание.

Красота - это благословение, поскольку все, что исходит из рук Творца - прекрасно. Красота напоминает нам о гармонии мира, сотворенного Богом и разрушенного грехом. Мы наслаждаемся красотой природы, восторгаемся журчанием ручья и пением птиц. Когда рождается красивый человек - это является напоминанием об идеале, из которого изгнана всякая дисгармония, всякое уродство, всякая низость.

В каких-то вопросах красивому человеку проще: чаще всего его в первую очередь возьмут на работу, охотнее окажут услугу, проявят внимание… В нашем мире внешность имеет не последнее значение. Это Бог смотрит не на лицо, а на сердце. Люди же часто склонны оценивать других людей по внешнему виду.

Достоевский в романе «Братья Карамазовы» обращает внимание на один момент. По его словам, если человек выглядит не очень, угловат - мы и сострадаем ему меньше. Мысли при этом примерно следующие: «Ну какие там у тебя могут быть особые страдания? Ты на себя в зеркало смотрел?». Или: «Какие с таким лицом могут быть глубокие мысли? Типичный недалекий человек». Часто, глядя на внешность, люди начинают судить: этот способен совершить подлость, а этот - нет. Чезаре Ломброзо, известный итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии, считал, что личность преступника можно определить по внешним признакам: по форме ушей, ширине лба, пропорциям лица…

Да, многие преступники имеют отталкивающую внешность. Вероятно, такими их сделала порочная жизнь. Но, с другой стороны, как много мошенников, пользуясь своей внешностью, втирались в доверие и совершали различные преступления. Любая низость отвратительна, но низость красивого человека переживается сильнее. Внешняя красота может оказаться лживой, прикрывающей внутреннее уродство.

Красота - это испытание. Люди часто воспринимают свою внешность как свое собственное достоинство, как капитал, который должен приносить свои дивиденды. Вместо того, чтобы задать себе вопрос: «В чем моя заслуга, что я родился красивым? Чем я лучше других?», человек желает подороже продать свою внешность. Вместо того, чтобы воздать славу Богу и каждый раз, глядя в зеркало, благодарить Его за любовь и милость, человек начинает думать: «С такой внешностью я достоин большего». Мало того, что он (она) красив, что само по себе ценно, человек желает, чтобы окружающие служили ему и исполняли его прихоти. Примером человека, не выдержавшего испытания красотою, является царица Астинь:

Есф.1:10-12 «В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу - семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса, чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, [объявленному] чрез евнухов»

Так она утратила свое положение при дворе, и ее место заняла Есфирь.

Можно сказать, что человек, не выдержавший испытания красотой, становится на путь диавола. Ангел Света пал, упоенный своей красотой.

Здесь имеется еще одна проблема: многие красивые люди панически боятся потерять свою красоту. Они настолько привыкли блистать и производить впечатление, что для них своя внешность становится идолом. Мысль о старости приводит их в ужас. Конечно, любому человеку не хочется стареть и умирать, но красивому - особенно. Он воспринимает старение как посягательство на его достояние, его идола. Не знаю, как вы, но я без содрогания не могу смотреть на Людмилу Гурченко и на то, что она с собой сделала в попытке скрыть свой возраст. Это уже какая-то восковая маска, а не лицо женщины…

Ситуация часто достигает абсурда. К примеру, Мария Стюарт перед казнью тщательно продумывала каждую деталь своего платья, чтобы выглядеть эффектнее, когда палач занесет топор над ее головой. У русской актрисы Комиссаржевской был «пунктик» - она переживала о том, как она будет выглядеть, когда будет лежать в гробу…

Но давайте вернемся к Моисею.

Евр.11:24 «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой»

Когда человек взрослеет, у него появляется чувство ответственности и он делает свой выбор. Казалось бы, вот он - твой звездный час! Внешность есть, деньги есть, власть есть! Чего тебе еще? Что в те времена означало быть сыном фараона - это даже не сын Президента Украины…

Евр.11:25 «и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение»

Помилуйте, кто же добровольно желает страдать? Как можно отказаться от всего, что у него было? Какие разумные причины этому? Моисей понял, что все, что он имеет во дворце фараона, это:

1)                            временное наслаждение - любое наслаждение в этой жизни рано или поздно закончится;

2)                            греховное наслаждение;

Что такого греховного было в том, что Моисей жил во дворце фараона?

Дело в том, что есть два вида греховных наслаждений:

- есть наслаждение, греховное по своей сути, которое человек получает  запрещенным Богом способом (блуд, наркотики…);

- есть наслаждение, греховное по своим обстоятельствам. К примеру, как можно наслаждаться, когда твой народ в рабстве? Как сказал Мардохей царице Есфири:

Еф.4:14 «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?»

Моисей прекрасно знал, кто он, и в каком бедственном положении находился в Египте его народ. И это было решающим моментом в его выборе.

Евр.11:26-27 «и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд»

И еще в одном месте Священного писания вспоминается о красоте Моисея:

Деян.7:20 «В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом»

Как важно быть прекрасным прежде всего не пред людьми, а пред Богом, не только внешне, но и внутренне. Внутренняя пустота искажает внешнюю красоту, делает ее неестественной, кукольной. Внутренняя полнота преображает внешность, и даже не очень яркий внешне человек становится прекрасным. Внутренняя красота - это красота духа, которая дарует спасение, которая является благословением как для самого человека, так и для окружающих. Это красота, которую могут оценить как люди, так и Бог.

Есфирь, красота, Моисей, Астинь

Previous post Next post
Up