Диспут между Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой состоялся 10 мая 1570 г. в Москве в царских палатах. В Россию Ян Рокита попал вместе с посольством польско-литовского короля Сигизмунда-Августа, которое должно было заключить перемирие между Россией и Польшей. Чех по происхождению, последователь учений Лютера и Кальвина, Ян Рокита был одним из наиболее деятельных членов общины чешских братьев, живших в Польше. Образование он получил в Германии, хорошо знал латинский, немецкий и славянские языки, неоднократно принимал участие в различных спорах о вере. И в России Ян Рокита попытался проповедовать протестантизм. Во время диспута царь Иван Васильевич потребовал от пастора изложить суть протестантского учения, позволил говорить ему смело и откровенно, задал Яну Роките несколько вопросов об основных положениях его веры. Речь Яна Рокиты была записана и уже вскоре, 18 июня 1570 г. пастору был отправлен развернутый письменный ответ с опровержением догматов, высказанных проповедником.
1. Ответ государев
Не хотел я было тебе отвечать, как и прежде сказал тебе, поскольку ты расспрашиваешь ради расспросов, а не веры ради, ведь научаемы мы Господом нашим Иисусом Христом: «Не давайте святыни псам, не мечите бисера вашего перед свиньями», то есть не давайте святого слова псам неверным и не верующим в Святое Писание; <не подобает> божественных слов перед ними произносить и Божественных догматов исповедывать перед ними, ибо недостойны они слышать божественного слова. Имеют жизнь, подобную псам, и своим лаем и злобою духовную сущность человека поедают и растерзывают, как свиньи в грязи тины валяются и в мерзости пребывают. И потому не подобает бисерного слова перед ними рассыпать, чтобы не только слова не попрали, но и самого учащего не растерзали. И настолько в бесчестии они погрязли, что если до поучения что творили, то после поучения еще пуще то же самое творят. И становится слово спасения причиной погибели. И еще тот жe божественный апостол Павел в Послании к Титу говорит: «Еретика после первого и второго наставления отвращайся, зная, что он развратился и грешит, таковой сам себя осудил». И потому хотел я было промолчать. И из-за многих дел царского правления теперь нелегко мне в таких беседах от Божественного Писания указать истину, поскольку «не достанет мне времени для повествования». Потому коротко скажу, чтобы не возомнил ты, будто я не ведаю, какой яд ты излиял, или возомнится вам, будто я не знаю, что ответить, и не могу вашим словам своего противопоставить, и не знаю Писания, или вашей тьме соблазна повиновался и впал в уныние, или в сладость ваше учение принял, или будто нет среди истинных христиан тех, кто ведал бы истину о тайне христианской. Из-за этого вашего сомнения вкратце скажу вам.
Первое мое слово
О вашем учителе Лютере: как он в жизни своей имя, ему приличествующее, получил. Воистину же зовется Лютером, потому что лют.
Ибо люто, люто о краеугольный камень, Христа, биться, и Его божественные законы разрушать, и божественных Его учеников и апостолов проповеди сокрушать, и установления святых отцов переиначивать. И, по-разному изощряясь, все Божественное Писание ложно исповедуете. Как Сатанаил свержен был с небес и вместо светлого ангела тьмой и прелестью стал называться, а ангелы его бесами именоваться, - так и вы. Как родоначальнику бесов имя Сатана, так и первому из вас имя Лютер, как ангелы его именуются бесами, так и вы - кознодеи. Как говорит избранный сосуд апостол Павел: «Не удивительно ведь: как сам Сатана принимает образ светлого ангела, так и служители его <принимают вид> служителей правды». Как сказал учитель наш Иисус Христос: «Остерегайтесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьих одеждах, будучи внутри волками хищными. По плодам их познаете их», то есть по учению их - кто от Бога есть, и какое учение ложно (а не так, как будет сказано учителем, имеющим одежды смирения, внутри же дышащим злобою учения нечестивых грешников). И как сказано в Евангелии от Иоанна: «Кто не дверьми входит во двор овчий, но влезает другим путем, тот вор и разбойник. А входящий дверьми есть пастырь овцам. Ему привратник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Так же и вы, через ограду божественного учения перелезши и на учительском месте став, своим учением Христовых словесных овец, которых Он своею честною кровью искупил, как воры крадете и губите, ибо дверьми не входили ни по чьему повелению. Как и привратник Христос говорит верховному апостолу Петру: «Паси овец моих». И это трижды провозгласил Он из-за троекратного отвержения, показав всем начало покаяния, спасение через которое вы отвергли. И еще в другом месте говорит <Христос> верховному апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного. И что свяжешь на земле, то связано будет на небесах. И что разрешишь на земле, то разрешено на небесах будет». И после того божественный апостол Петр принял власть от Владыки всех Христа, и так передал своим ученикам, и епископов по городам поставил, то есть посещающих, что вплоть до нас дошло. И они дверьми вошли, и привратник Христос отворил им двери, и пасли овец Христовых каждый по силе своей. Вы же, от своеволия взявшиеся, на учительство посягнули, а дверьми не вошли, и потому ворами и разбойниками называетесь. На том и <остановимся>.
Источник: Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. XVI век. СПб.: Наука, 2001. С. 218-277. (Перевод Т.Р. Руди и С.А. Семячко).
Полная версия:
http://www.coramdeo.ru/disput_mezhdu_carem_ivanom_groznym.html