Сенатский указ от 4 марта 1776 г. предписывал арабов, захваченных в плен и находившихся "в услужении у частных лиц", т.е. в положении рабов, в случае их перехода в православие "учинять" вольными. Они, так же как и крестьяне, получившие от помещика отпускные на волю, не могли вновь "записываться" за помещиками, но должны были "объявить, в какой род службы или в мещанское, или в купеческое состояние войти желают по городам". Именной указ, данный Сенату 28 июля 1781 г., решал судьбу пленных поляков, переданных помещикам Казанской губернии "в вечное услужение". Принявшие православную веру греческого исповедания поляки, "хотя бы они и на крепостных чьих-либо женщинах или девках женаты были, с детьми их" становятся свободными и им "дается на волю избрать... такой род жизни, какой сами за благо рассудят на пользу общую и для своего собственного пропитания". Как правило, отпущенные на свободу приобретали статус городовых обывателей, которые обладали достаточно широкой правоспособностью, но не могли приобретать земли, населенные крестьянами…
Россия была многоконфессиональным государством, причем число конфессий по мере расширения территории государства постоянно увеличивалось. Общим принципом для Российского правительства, как известно, была веротерпимость. Лишь языческие верования не рассматривались в качестве религии, особое отношение было и к иудеям. Единственным существенным, но вполне понятным ограничением для неправославных был запрет иметь православных слуг и крестьян. Ограничение связано с тем, что у господина всегда есть большие возможности склонить людей, находящихся в их полном подчинении, в свою веру.
Источник: Новицкая Т.Е. Физические лица в гражданском праве XVIII в. // Вестник Московского Университета. Сер.11. Право. - 2004. - №1. - С.16-47.