В каждом повествовании есть какая-либо центральная мысль, которая проходит лейтмотивом через весь текст. Когда мы читаем Слово Божье частями, по главе или по две, часто мы не видим целостной картины повествования. Иногда важно попытаться охватить духовным взором весь текст, уловить общую канву книги и определить замысел автора.
Недавно перечитывая Евангелие от Иоанна, я обратил внимание на момент, который до этого ускользал от меня - очень часто в этой книге встречается слово «свидетельство». И сегодня давайте посмотрим на это Евангелие именно под этим углом зрения - в смысле свидетельства о Христе, о том, что Он истинно Сын Божий и, соответственно, сам является Богом.
Уже в самом начале мы находим с вами слова:
Ин 1:6-8 «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него»
Удивительно, что здесь, всего в нескольких словах указан весь смысл жизни Иоанна Крестителя, его цель и предназначение на этой земле. Многие люди ставят перед собой этот важный вопрос. Он их мучает и не дает покоя: для чего я пришел в этот мир? Каков смысл моей жизни? Многие считают себя центром вселенной и всю жизнь пытаются как можно более комфортно обставить свое существование. Но вот мы встречаем человека, весь смысл жизни которого заключается в том, чтобы свидетельствовать о Христе.
В 11-м стихе автор Евангелия указывает на ту проблему, которая и будет в дальнейшем освещена.
Ин 1:11 «Пришел к своим, и свои Его не приняли»
И далее мы видим последовательное решение этой проблемы: как растопить этот лед неверия, как убедить людей, что Иисус - именно тот Мессия, которого так долго ждал этот погибающий мир.
Затем мы видим, что о Христе свидетельствует Иоанн:
Ин 1:19 «И вот свидетельство Иоанна…»
29-34 «…вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира… И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем… И я видел и засвидетельствовал, что сей есть Сын Божий»
Итак, Иоанн в полной мере выполняет свое предназначение - свидетельствует толпам людей, которые за ним следовали, что Иисус - Сын Божий.
Далее - еще интереснее:
Ин 1:35-37 «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом»
Наверное, этот момент в полной мере может прочувствовать тот, кто сам был учителем и знает, как болезненно, когда твои ученики переходят к другому учителю. Будем откровенны - это неприятно, когда вы вкладываете в своих учеников знания, душу, тратите силы, нервы, время - а они разворачиваются и идут к другому учителю, который, по их мнению, лучше вас. Но что удивительно, Иоанн не испытывает никакой обиды, ревности, зависти - наоборот, позднее он говорит, что мне надлежит умаляться, а Ему - возрастать. Итак, он полностью исполнил свое предназначение - свидетельствовать о Христе всем - близким и далеким, ученикам и недругам, тем, кто принимает, и тем, кто не принимает.
Далее вступает в действие Сам Иисус, и постепенно, по одному человеку, приобретает Себе учеников: Андрей, затем Петр, затем Филипп, Нафанаил. И каждый из них свидетельствует о том, что Иисус - мессия, Сын Божий. Например, Нафанаил говорит:
Ин 1:49-50 «…Равви! Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев» Иисус же говорит «…увидишь больше сего»
И действительно, далее мы видим, как Иисус все больше и больше своими делами свидетельствует, что Он истинно Сын Божий.
Для начала Он творит чудо в Канне Галилейской, превращая воду в вино, показывая Себя владыкою над материальным веществом.
Ин 2:11 «…и уверовали в Него ученики Его»
Итак, свидетельство в некоторой мере достигает своей цели, в глазах учеников Иисус отображается как Божий Сын. Хотя в дальнейшем они неоднократно проявляли свои сомнения…
Далее хотелось бы обратить внимание на беседу Иисуса с Никодимом, который в начале беседы говорит: «Ты - учитель, пришедший от Бога». Никодим - символ человека ищущего истину, но колеблющегося. Он принимает Иисуса как учителя от Бога, но еще не готов принять его как Сына Божия. Ведь для этого нужно родиться свыше.
Ин 3:11 «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствует о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете»
Именно Никодиму Иисус дарит эти золотые слова, которые знает каждый христианин:
Ин.3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
И в конце главы мы находим замечательное свидетельство Иоанна:
Ин 3:25-36. «…и что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и никто не принимает свидетельства Его… Верующий в Сына имеет жизнь вечную…»
Далее - беседа с самарянкой у колодца, и замечательный стих
Ин 4:39 «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала»
Удивительно, что первое массовое принятие Христа происходит не в результате проповеди апостолов, праведников - а по свидетельству женщины грешницы, у которой было 5 мужей и сейчас она живет с мужчиной «в гражданском браке», т.е. в блуде.
В конце 4-й главы Иисус чудесным образом исцеляет сына царедворца в Кане Галилейской. Если после первого чуда, как мы помним, сказано, что «уверовали в Него ученики Его», то после второго чуда о царедворце сказано, что он «уверовал сам и весь дом его» (Ин.4:53). Постепенно число принявших Христа растет, и не только за счет простых людей, но и представителей знати.
В пятой главе появляется новое основание для свидетельства - исцеление в купальне Вифезда больного, который был прикован к постели 38 лет. И реакция иудеев - они пытаются убить Иисуса за то, что он совершил исцеление в субботу.
И глава заканчивается новыми свидетельствами:
Ин 5:31-37 «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне…»
Ин.5:39 «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне»
В главе 6-й Иисус совершает умножение хлебов, после чего звучат слова:
Ин.6:35 «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда»
В 7-й главе мы встречаем важные слова Христа:
Ин.7:7 «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы».
Этим определяется линия разделения, тот раскол, который все больше углубляется: одни принимают Христа, а другие еще более ожесточаются…
В главе 9-й происходит исцеление слепорожденного, и снова утверждение:
Ин.9:5 «…Я - свет миру»
В 10-й главе Иисус называет себя «пастырем добрым», и снова реакция иудеев - ярость и желание Его уничтожить. Заканчивается глава словами:
Ин.10:42 «И многие там уверовали в Него»
В 11-й главе мы видим апофеоз чудес, сотворенных Иисусом - воскрешение Лазаря. Это нечто непостижимое, ибо власть над жизнью и смертью имеет только Бог.
Ин.11:25 «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»
В 12-й главе Иисуса встречают в Иерусалиме, постилая пальмовые ветви и воздавая почести.
Ин.12:17-18 «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо»
В этой же главе упоминаются эллины, которые желают говорить с Иисусом (Ин.12:20-23). Таким образом, число уверовавших еще более расширяется, уже за счет язычников.
В последующих главах Иисус подготавливает учеников к тому, что будет далее. Он уже внутренне переживает те страдания, которые ожидают Его. Он предсказывает предательство Иуды и отречение Петра. Но далее Он говорит, что и после его ухода свидетельство о Нем не прекратится: инициатива здесь будет принадлежать Духу Святому и Его ученикам.
Ин.15:26-27 «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною»
Наконец приходит день суда над Христом. Допросы сменяются побоями и оскорблениями. Среди всего этого мрака и ужаса, в беседе с Пилатом, Иисус произносит слова:
Ин.18:37 «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего»
Но беснующаяся толпа уже не способна что-либо слушать, она в безумии своем жаждет крови. И в процессе распятия Христа исполняются одно за другим ветхозаветные пророчества: о том, что об одежде Его бросали жребий, «кость Его да не сокрушится», «воззрят на Того, Которого пронзили»… Все это также является свидетельством того, что Иисус есть обещанный Богом Мессия.
Завершает свое повествование Иоанн словами, которые еще раз подчеркивают цель его написания:
Ин.20:31 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его»
Таким образом, мы сегодня бегло ознакомились с Евангелием от Иоанна, выделив в нем центральную мысль: свидетельство о божественной природе Иисуса Христа. Однако это замечательное Евангелие заслуживает того, чтобы исследовать его вдумчиво, не спеша, открывая все новые глубины божественной истины. Безусловно, при глубоком исследовании можно обнаружить в нем еще не одну нить повествования, логически связанную и раскрывающую замысел автора. Да поможет нам Бог смотреть на Его Слово не так, как будто нам давно все известно и ничего нового мы уже не ожидаем, но с молитвой и благоговением открывать для себя все новые жемчужины, которые обильно рассыпаны в вечной книге Библии.