В тюрьме я познал полную нищету. Зная, что такое быть бедным, я проникся следующими словами: «Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот» (Притчи 22:22).
Не лишай бедного его единственного богатства - его бедности. Св. Франциск из Ассизы называл бедность «sotella poverta» своей сестрой. Аскеты и святые всех веков лишали себя земных утех ради нее. Моисей предпочел жизнь бедного пастыря вместо того, чтобы его считали внуком фараона. Будда покинул отчий дом, чтобы познать безмятежность, и только в полной нищете смог достичь своей цели. Христос предпочел родиться в хлеву, быть плотником, жить среди угнетенных и умереть распятым на кресте. Он говорил: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк.6:20).
По какому праву я должен лишать человека счастья? Если я лишу его бедности, я лишу его Царствия Божьего.
Представьте себе, что богач из притчи (Лк.16:19-31) оказался бы щедрым человеком, делился бы с бедняком Лазарем одеждой и ежедневно угощал бы его обедом. Таким образом он обеспечил бы Лазарю дорогу в ад.
Бедность ведет к Царствию Божьему.
Убей гусеницу только потому, что она отвратительный червяк - и в будущем ты лишишься бабочки. Не будет человеческой бедности - не станет также и источника вечного счастья.
Означает ли это, что не нужно помогать бедному? Мы должны ему помочь, разделить его бедность, проявить уважение к его высокому призванию. Мать Тереза из Калькутты явила яркий пример для подражания. Человек, разделивший участь бедняков, духовно возрастает. Но нельзя при этом лишать бедняков их бедности. Такова Его воля…
До пребывания в тюрьме мое социальное и материальное положение было очень удобным. Бывали минуты, когда я спрашивал себя: любил ли я Господа истинной любовью или моя любовь к Нему подпитывалась Его подарками. Только в одиночном заключении, дрожа от холода и голода, забыв, что значит носить обувь, я смог постичь суть своей любви к Богу. Как я радовался тому, что даже в таких условиях я продолжал любить и восхвалять нашего Господа! Именно тогда и свершилось мое испытание на любовь.
Христиане не боятся голода и не лишили бы бедняка этого испытания. Слова Иисуса были обращены даже к богатым, которые не чуждаются черной икры и других деликатесов: «У меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин.4:32). Ангел Рафаэль говорил на тему пищи с Тобитом в апокрифической книге (12:19): «Кажется, я действительно разделяю с тобой пищу. Но на самом деле эта еда невидимая для человеческого глаза». Пища ангелов, которую человек также может разделить - это созерцание Господа, проявление любви к Нему даже в минуты бедствий и выполнение Его воли во всем. Невозможно сидеть в роскошном ресторане, слушать музыку, наслаждаться услужливостью полуобнаженных официанток и одновременно присутствовать на Небесном пире. Пища ангелов - увы, удел алчущих.
Керкегард был прав, когда говорил: «Смешно представить служителя истины одновременно и проповедником христианства, и любителем земных утех, - так же, как абсурдно представить незамужнюю девушку в окружении ее же детей».
С годами становиться все более бедным - вот к чему должен стремиться каждый священник.
Если твое социальное положение не поставило тебя в ряды голодающих, то и для тебя существует путь, ведущий к спасению, - ты можешь поститься. Но никогда не отнимай у бедняка его бедности, не лишай голодного манны небесной. Благими намерениями устлана дорога в ад.
Источник: Вурмбранд Р. Наедине с Богом. 100 размышлений в тюрьме. - Черкассы: Стефанус, 1999. - С.15-17.