КТО СДЕЛАЕТ ВАМ ЗЛО ?

May 03, 2015 10:01

1Пет.3:8-13 «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
               9             не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
               10           Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
               11           уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
               12           потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).
13           И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?»
Добро и зло - реальность этого мира. В детстве мы постигаем конфликт между добром и злом через сказки; взрослея, мы сами становимся частью этого конфликта. Каждый день нам приходится принимать десятки различных решений, очень часто при этом приходится выбирать между добром и злом. Как нам поступить в определенной ситуации: воздать злом за зло или ругательством за ругательство, или не воздать? Удержать свой язык от зла или не удержать? Уклониться от зла или не уклониться? Совершить добрый поступок или не совершить?
В прочитанном отрывке шесть раз упоминается зло и три раза - добро. Два к одному. Мы понимаем, что зла в этом мире хоть отбавляй, оно агрессивно и многообразно. Мы желаем, чтобы зло обходило наш дом стороной. Вместе с тем, если оно приближается к нам, то возникает огромный соблазн ответить тем же. Действие рождает противодействие.
«Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» Эти слова кажутся странными. Ведь мы не раз в своей жизни сталкивались с несправедливостью и неблагодарностью. Зачастую человек, которому на добро ответили злом, со временем черствеет, он зарекается проявлять какое-либо милосердие в будущем. Нелегко сохранить чистоту своих помыслов и намерений в таких условиях.
Очень часто проблема добра и зла понимается упрощенно: если я буду поступать правильно, меня никакая беда не коснется. Если же я сверну на «кривые пути», то меня обязательно постигнет возмездие. Это, в общем-то, не противоречит реальности, и этому есть немало подтверждений. Например, был такой иудейский царь Озия. Свое правление он начал в 16-летнем возрасте, и поначалу искренне искал Бога.
2Пар.26:4-5 «И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог»
Все было хорошо до тех пор, пока Озию не постигло «головокружение от успехов». Немного ниже мы читаем:
2Пар.26:16 «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель [его], и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить [фимиам] на алтаре кадильном»
Царь возомнил себя кем-то великим, посчитал, что ему теперь подвластно все, он может даже исполнять обязанности священника. Как мы знаем, вся эта история закончилась весьма плачевно: Озия был поражен проказой и прожил в изоляции до конца своих дней. Финал этой истории мы неожиданно находим у пророка Исаии:
Ис.6:1 «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм»
Поступок царя был настолько мерзким, что слава Божия не могла явиться в народе Божием, пока был жив Озия; только его смерть открыла путь для Божьей славы.
Этот пример вроде бы подтверждает ту мысль, что пока мы находимся на стороне добра, мы получаем благословение, но как только мы переходим на сторону зла, в нашу жизнь приходят проклятия. Но в жизни все бывает намного сложнее. Во-первых, очень сложно всех людей поделить на добрых и злодеев. Практически у каждого человека есть определенная планка, достигая которой он уже не желает (или не может) творить добро. Кроме того, Слово Божье не обещает нам, что если мы будем совершать добрые поступки, то зло будет обходить нас стороной. Написано немного иначе: если мы будем ревнителями доброго, то никто не причинит нам зла. Давайте немного разберемся с этим.
Что значит быть ревнителем доброго?
Иер.18:7-12 «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его;
               8             но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
               9             А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его;
               10           но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.
               11           Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши.
               12           Но они говорят: "не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца"»
Вместо того, чтобы быть ревнителями добра, грешный человек предпочитает быть ревнителем зла. Эта мысль выражена словами «по упорству злого своего сердца». По аналогии с этим, ревнитель доброго - это тот, кто проявляет упорство в следовании добру.
Если мы внимательно посмотрим вокруг себя, то увидим немало добрых людей. Но не все из них являются ревнителями доброго. Вот, например, что однажды произошло в Иерусалиме.
Иер.34:8-17 «Слово, которое было к Иеремии от Господа после того, как царь Седекия заключил завет со всем народом, бывшим в Иерусалиме, чтобы объявить свободу,
               9             чтобы каждый отпустил на волю раба своего и рабу свою, Еврея и Евреянку, чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего.
               10           И послушались все князья и весь народ, которые вступили в завет, чтобы отпустить каждому раба своего и каждому рабу свою на волю, чтобы не держать их впредь в рабах, - и послушались и отпустили;
               11           но после того, раздумавши, стали брать назад рабов и рабынь, которых отпустили на волю, и принудили их быть рабами и рабынями.
               12           И было слово Господне к Иеремии от Господа:
               13           так говорит Господь, Бог Израилев: Я заключил завет с отцами вашими, когда вывел их из земли Египетской, из дома рабства, и сказал:
               14           "в конце седьмого года отпускайте каждый брата своего, Еврея, который продал себя тебе; пусть он работает тебе шесть лет, а потом отпусти его от себя на волю"; но отцы ваши не послушали Меня и не приклонили уха своего.
               15           Вы ныне обратились и поступили справедливо пред очами Моими, объявив каждый свободу ближнему своему, и заключили предо Мною завет в доме, над которым наречено имя Мое;
               16           но потом раздумали и обесславили имя Мое, и возвратили к себе каждый раба своего и каждый рабу свою, которых отпустили на волю, куда душе их угодно, и принуждаете их быть у вас рабами и рабынями.
17           Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду, и отдам вас на озлобление во все царства земли»
Мы можем быть добрыми в зависимости от обстоятельств, от случая к случаю. Но если в нас нет ревности к добру, то мы можем ослабевать в своем следовании добру, передумывать, и этим бесславить имя Божие. Этим самым мы открываем путь для серьезных проблем в своей жизни. Не всегда эти проблемы приходят мгновенно, но рано или поздно они проявятся.
Эту мысль можно рассмотреть на примере семьи Иова. В самом начале Книги Иова говорится: «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1). Слова «удалялся от зла» не только означают, что Иов старался избегать любых контактов с внешним злом. Он также заботился и о том, чтобы зло не исходило из его собственного сердца. Его волновало не только то, чтобы зло не было причинено ему и его семье; он в первую очередь заботился о том, чтобы самому не причинить кому-либо какого-нибудь зла. Но он не только уклонялся от зла, он также творил много добра. И данная Иову характеристика, а также дальнейшие его поступки изображают его как ревнителя добра.
И вот на Иова одно за другим начинают обрушиваться очень серьезные испытания. Еще вчера богатый, уважаемый всеми муж, любящий отец буквально на глазах превращается в больного, нищего, всеми презираемого человека. Его стада уничтожены. Его дети погибли. Его тело поражено проказой. Он потерял почти все и почти раздавлен. И вот в такой обстановке он вдруг слышит следующие слова:
Иов 2:9 «ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри»
Эти слова бросает в лицо Иову его любящая жена. Та, которая родила ему этих десятерых детей, которая делила с ним все радости и трудности. И сейчас она тоже тяжело переживала все эти испытания. Ей тоже было очень больно от всех этих событий. Но слова, которые она произнесла, показывают ее глубинное духовное состояние. И оно существенно отличается от внутреннего состояния Иова.
В словах жены Иова слышится пренебрежение непорочностью своего мужа. Складывается такое впечатление, что она не понимала ее и относилась к всей этой «богобоязненности и непорочности» как к какому-то чудачеству. Но, пока все эти качества Иова приносили ее дому богатство, почет и уважение, она снисходительно относилась к поведению мужа. Однако, когда все это она потеряла, из глубины души поднялся до поры до времени скрываемый вопрос: «какой смысл быть благочестивым и богобоязненным, если это не приносит никакой пользы?». Не правда ли, это похоже на тот вопрос, который неверующие люди часто задают верующим: «ну и что тебе дал твой Бог»?
Но мало того, что жена не видит особого смысла оставаться непорочным в ситуации, когда, казалось бы, все потеряно. Далее она произносит еще более страшные слова: «Похули Бога и умри». Только безумный человек может полагать, что когда человек терпит невыносимые страдания, то самое важное в такой ситуации - поскорее умереть. И сегодня есть немало тех, которые считают, что эвтаназия - это единственный выход для тяжелобольных людей. Это - ложно понятое чувство милосердия. Самым важным в нашей жизни является примирение с Богом. Уйти в вечность, похулив Бога - что может быть страшнее? И такую участь жена Иова предлагает своему мужу. Недаром он ответил ей: «ты говоришь как одна из безумных». Не потому ли сатана не забрал у Иова жену, чтобы через нее нанести этому праведнику неожиданный удар?
Таким образом, мы видим, что в отличие от Иова, его жена не была ревнительницей доброго. Это не означает, что она была злой по своей натуре. Просто для нее не были такими уж принципиально важными те качества, которые имел ее муж: «непорочность, справедливость, богобоязненность и удаление от зла». Для Иова же, напротив, самое главное - это отношения с Богом. Несмотря на невыносимые страдания, он говорит:
Иов.27:2-5 «жив Бог, лишивший [меня] суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи! … доколе не умру, не уступлю непорочности моей»
Тот, кто внимательно следит за сказанным выше с самого начала, может возразить: «разве праведность Иова, его ревность к добру сохранила его от зла? Он был непорочен - и потерял все». На это следует сказать, что есть две разновидности зла, или две группы явлений, которые можно отнести к злу. Первая группа - это то, что является злом по своей природе, поскольку оно отдаляет нас от Бога. Таковым является грех во всех его проявлениях. Гордыня, блуд, сквернословие, воровство и т.д. - это настоящее зло. Ко второй группе можно отнести все то, что мы с вами называем злом, потому что оно приносить в нашу жизнь боль и страх. Это болезни, неудачи, потери и т.д. Явления, относящиеся ко второй группе, не являются злом по своей природе. Все это может быть использовано Богом для нашего воспитания, вразумления, испытания, для того, чтобы вскрыть глубинные мотивы наших поступков и истинное состояние нашего сердца. Поэтому для нас должно быть важнее не стать блудником, чем быть физически здоровым, не стать гордецом, чем сохранить наши сбережения, не стать богохульником, чем не утратить кого-либо из тех, кого мы любим. Понимая это, апостол Павел однажды сказал: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» (2Кор.12:10), тогда как апостол Иуда, которого никто не гнал и не притеснял, пошел и удавился. Сложно «благодушествовать», когда живешь в грехе и совершаешь неблаговидные поступки. Но люди часто меняют местами эти две разновидности зла, и собственный грех их не так угнетает, как проявленная по отношению к ним несправедливость. Одна женщина, муж которой постоянно ей изменял, в огорчении сердца сказала: «Лучше быть неверной женой верного мужа, чем верной женой неверного мужа». Другими словами, лучше бы я сделала зло моему мужу, чем терпеть зло от него. Знакомая ситуация, не правда ли? Эти слова говорит наша греховная природа, наше эго. Но мы должны научиться преодолевать свой врожденный эгоизм и прилагать усилия, чтобы следовать путями добра.
Итак, когда Слово Божье говорит нам о том, что если мы будем ревнителями добра, то никто не причинит нам зла - это означает, что никто не сможет сделать ничего такого, что отлучит нас от любви и расположения Божьего, ничего такого, что является злом по своей сущности. Это не означает, что мы не будем претерпевать каких-то трудностей в нашей жизни. Однако мы можем быть уверены: что бы в нашей жизни не произошло, Бог силен повернуть любые обстоятельства в нашу пользу, если мы будем Ему верны.

испытание, грех, верность, зло, Иов, добро, Бог

Previous post Next post
Up