СПОРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ № 6. Полуночный друг

Mar 06, 2015 10:01

Существует множество подходов к толкованию притч Иисуса Христа. К примеру, одни говорят, что Иисус, рассказывая их, хотел донести до своих слушателей какую-то конкретную мысль (любовь Бога, важность искреннего покаяния, настойчивости в молитве и т.д.), поэтому в притче следует обращать внимание именно на один вполне определенный смысл. Другие призывают искать символическое значение в каждом слове Иисуса. Третьи говорят о «многослойности» Слова Божьего, признавая возможность извлечения из текста Священного Писания нескольких смыслов, и т.д. В качестве примера разнообразия понимания притч можно привести следующее толкование Феофилакта Болгарского одной известной библейской истории.
Лк.11:5-10 «И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
               6             ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
               7             а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
               8             Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
               9             И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
               10           ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»
Господь, научая нас молиться неленостно, сказывает притчу и пример. Что же означает притча? «Полночью» называет последние дни жизни, которых когда достигнут люди, начинают сочувствовать добру и устремляются к Богу. Ибо Он есть друг, любящий всех и всем желающий спасения (1Тим.2:4). Итак, многие «в полночь», то есть в конце жизни, приходят к Богу как другу и говорят: «дай три хлеба», то есть веру в Троицу; ибо «зашел... друг», то есть Ангел, вземлющий душу. Впрочем, и всякий Ангел есть друг, как и Господь говорит, что радость бывает на небе о спасении человека (Лк.15:10).
«Дети», покоящиеся «на постели», суть люди, обратившиеся и потому сделавшиеся чадами Господа и удостоившиеся покоиться вместе с Ним.
«Неотступностью» называет усиленную и продолжительную молитву с терпением.
Разумей и иначе, именно:под «полночью» разумей силу и средину искушений. Ибо всякое искушение есть ночь, а средина искушений, без сомнения, - полночь. Итак, когда кто находится в средине искушений, тот приходит к любящему нас Богу и говорит: «дай мне взаймы три хлеба», то есть спасение тела, души и духа. Ибо искушения угрожают опасностью сим трем. Кто же «друг», зашедший с дороги? Без всякого сомнения, Господь, испытывающий нас в искушениях и желающий вкусить наше спасение. Впадший в искушения, не в силах будучи сам по себе противостать им и оказать прием Господу, не имеет, что предложить Ему.
«Запертые двери» означают то, что мы должны быть готовы прежде искушений, а когда впадем, тогда дверь к приготовлению уже заперта, и мы, оказавшись неготовыми, потерпим опасность, если Бог не поможет. «Дети» суть (поскольку прежде обратились) те, кои чрез добродетель сделались сынами Божиими, возлежат и почивают в Боге.

Источник: Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки.

Хотелось бы услышать ваше мнение, друзья: насколько допустимы такие широкие трактовки Слова Божьего?

притча, спорное толкование, молитва

Previous post Next post
Up