С самого начала Гитлер ставил перед собой цель заявить свое право на «вечную истину», правом на которую располагал ранее только Иисус Христос. Гитлер стремился к созданию своего рода «народного мировоззрения» в качестве замены религии и его соответствующей мифологизации. Очевидно, что создание «вечной истины» в «народном мировоззрении» есть ни что иное, как попытка выстроить новую «политическую религию».
Появление такой религии коренным образом меняло жизнь и быт немцев. Национал-социалисты исходили из того, что государственная власть является абсолютной и незыблемой не тогда, когда это мнение думающих, а когда это - догма верующих. Идея культа импонировала человеку толпы и указывала ему в отличие от лозунгов и программ действующих демократических партий на его место, место в «народной общности». Люди без твёрдых религиозных убеждений, без прочных традиционных или общественных связей находили отдушину в этой «эрзац - религии», они находили в этом смысл жизни и верили, что если они присоединятся к Гитлеру, то смогут внести свой вклад в светлое будущее Германии.
В 1933 г. 62,7 % населения Германии были протестантами, 32,5 % - католиками, остальные не принадлежали к какой бы то ни было религии.
Существовал известный иммунитет католического населения по отношению к национал-социализму, поэтому искать сторонников на территориях с преобладающим католическим населением национал-социалистам приходилось из числа отрекшихся от церкви.
Среди протестантов Гитлер и его партия имели больший успех. На всех выборах в рейхстаг после 1928 г. все яснее наблюдалась взаимосвязь между числом избирателей-протестантов и успехом национал-социалистов в выборной компании. Особенно четко это выразилось на выборах 1932 г. В последующие годы численность членов НСДАП росла за счет отрекшихся от церкви протестантов. Это были не только те, кто разуверился в своей вере, но и убежденные национал-социалисты, верившие, что в мировоззрении этой партии, а не в христианской церкви можно обрести истинную веру.
Некоторые католики, разочаровавшиеся в римском папстве, в авторитарных церквах с множеством предписаний и инструкций, также отреклись от церкви. Для тех, кто хотел сделать карьеру в НСДАП и ее организациях, это являлось решающим фактором. Например, в партийных организациях СА и СС нельзя было получить звание штурмфюрера, если не имелось документального подтверждения о выходе из церкви. Хотя руководить соответствующим подразделением разрешалось, но первое офицерское звание «штурмфюрер» и положенные три звезды на петлицах как знак отличия без подтверждения получить было нельзя. Такой выход из церкви зачастую затрагивал всех членов семьи. Несогласие жен выйти из церкви приводило к семейным трагедиям, так как немецкие семьи традиционно религиозны. Многие разводы того времени объяснялись именно этой причиной.
Интересны результаты исследования конфессиональной принадлежности высшего руководства СС: 74,1 % - протестанты, 25,9 % -католики. К сожалению, нет точной даты этих данных, есть лишь примечание, что это начальная конфессиональная принадлежность без учета последующего выхода из церкви. Уже в предвоенные годы готовность покинуть церковь среди членов маршевых и специальных подразделений и прежде всего среди полков «Мёртвая голова» была несравненно выше, чем в других подразделениях СС. При этом с 1935 г. члены СС в вооружённых формированиях подвергались массированному антицерковному давлению. Во всяком случае, вожди СС различных рангов должны были оправдываться перед начальниками по поводу принадлежности к церкви. К 1936 г. из общего числа СС 26 % вышли из церкви. В церкви им разрешалось только венчание. Наконец в 1939 г. в территориальной организации СС «Альпенланд» появилось распоряжение, в соответствии с которым командиры должны были подписать распоряжение, отвечающее их последней воле: отказ в случае смерти от традиционного церковного погребения. Это только одно из многих доказательств желания национал-социалистов отвергнуть традиционную религию в Германии и создать новую германскую религию.
Раздуваемый вокруг Гитлера миф активизировал веру в новые идеалы. Прихожане были уверены, что в партии и фюрере, который хочет вести их за собой, в их мифическом идеале веры, в общности немецкого народа можно найти религиозное удовлетворение. Министерство пропаганды под руководством Геббельса неустанно работало над формированием общественного мнения. Проведение праздников, собраний и политических митингов Геббельс превратил в пышные зрелищные мероприятия с флагами, музыкой, парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, Мессией, призванным спасти Германию.
Однако целью нацистского руководства было полное поглощение религии идеологией. В противоположность церковным традициям, прославлявшим мир и любовь к ближнему, «немецкая религия» требовала «вечной борьбы». Естественно, что воспитание подрастающего поколения не осталось без идеологического влияния. Нацистские идеологи хотели воспитать немецкую молодежь в духе жесткости и беспощадности к негерманскому народу и «недостойной расе».
Священнослужители констатировали факт уменьшения количества прихожан на воскресных и праздничных службах: помещения церквей были полупустыми, а до прихода нацистов к власти церковь посещало очень много прихожан и некоторые церкви даже не вмещали всех желающих. Особенно церковнослужителей беспокоил тот факт, что все реже приходила на службу молодежь. В праздники и выходные дни, когда традиционно проходила церковная служба, организации нацистов Гитлерюгенд, СА, СС проводили свои мероприятия, и молодежь обязана была принимать в них участие. Священники с горечью констатировали, что осталось мало семей, преданных церкви, не подвергшихся антицерковному влиянию.
Мировоззрение нацизма как политическая религия располагала основными атрибутами религии: «священными» текстами, Богом, апостолами, святыми и героями, необходимыми символами, ритуалами, обрядами и церемониями, которые быстро переводились в разряд традиций. Появление такого мировоззрения, шедшего на смену религии, коренным образом меняло жизнь и быт немецкого народа. Однако, как было правильно замечено, можно все время обманывать часть народа, можно некоторое время обманывать весь народ, но нельзя все время обманывать весь народ. Прозрение пришло, и оно было горьким.
Источник: Лапихина Л.А. Эволюция традиций и обычаев немецкого народа в Третьем Рейхе // Армия и общество. - 2009. - №2. - С.137-142.