Еф.2:1-10 «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять»
Довольно часто в Церкви Божией всплывает вопрос: «вера или дела?». И, в принципе, решение этой оппозиции вполне предсказуемо, поскольку каждый знает, что «без веры Богу угодить невозможно» (Евр.11:6), и «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16). Но все равно, время от времени с кафедры звучит вопрос: «скажите, мы можем своими делами заработать спасение?», после чего следует дружный ответ «нет». Прошу не обвинять меня в грехе смехотворства, но иногда, когда я слышу подобный вопрос, мне вспоминается незамысловатая песня старухи Шапокляк: «кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя». В этих словах в несколько утрированной форме показана реальная картина того, как многие дети Божьи практически воспринимают это, в общем-то, богословское (и во многом надуманное) противоречие между верой и делами. Такой подход проявляется как на уровне отдельных доктрин (например, доктрина предопределения), так и на бытовом уровне (многие христиане поступают так, словно их вера никак не отражается на их жизни). Давайте сегодня, отталкиваясь от прочитанного текста, немного поразмышляем над тем, что нам желает сказать по этому поводу Павел и некоторые другие Апостолы Христовы. Последние три стиха нашего отрывка составят три составные части наших размышлений.
1)ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар;
Эти слова являются завершающим аккордом предыдущих слов, в которых Павел говорит ефесянам о «преизобильном богатстве благодати» Божией. Выше автор послания касается некоторых аспектов этого богатства благодати, благодаря которой мы освобождены от власти сатаны (ст.2), своих плотских похотей (ст.3), смерти (ст.1, 5-6). К сожалению, не каждый понимает и по достоинству оценивает изобилие благодати Божией. Многие люди не осознают своей зависимости от навязанных сатаной ценностей, от своих греховных наклонностей. Многие стараются не задумываться о неизбежности смерти. Между тем, осознать свою проблему - это уже часть победы. Помните, как один больной спросил врача: «а я выздоровею от своей болезни?» На это врач ответил: «смотрите, нас сейчас здесь трое: я, вы и ваша болезнь. Если вы и я объединимся против вашей болезни, мы победим. Но я один бессилен против вас с вашей болезнью». Точно так же и в духовном плане. Для того, чтобы человек стал на путь спасения, он должен осознать безнадежность своей жизни без Бога и оценить богатство Его благодати. Кроме того, он должен поверить, что Бог готов излить все изобилие Своей благодати на него, грешного, запутавшегося, разочарованного человека.
В романе Л.Н. Толстого «Воскресение» мы находим историю одного человека, который родился в довольно зажиточной семье и привык потакать своим слабостям. Он вращался в светских кругах, где присмотрел себе невесту, которая не особо его впечатляла, но зато была дочерью генерала. Все шло к свадьбе, но одно судебное заседание, в котором он исполнял роль присяжного, полностью изменило его жизнь. В сидевшей на скамье подсудимых молодой женщине он узнал свою юношескую любовь. Катюша была прислугой у его теток, и когда молодой барин однажды приехал к ним в имение, между ним и девушкой зародилось светлое, трепетное чувство. Однако прошло три года, и наш герой Нехлюдов, уже молодой, испорченный офицер, по дороге к месту службы вновь заехал в имение к тетушкам, и обошелся с Катериной грубо, использовав ее как объект своей страсти и сунув на прощание ей 100 рублей. Животное начало тогда возобладало над его душевными качествами. После того случая жизнь Катюши пошла кувырком, и в конечном итоге она оказалась в публичном доме. И вот сейчас ее обвиняют в отравлении и ограблении «клиента» - одного богатого купца. И вот в ходе этого судебного заседания Нехлюдов с ужасом осознает, что это по его вине эта молодая женщина обречена на каторгу. С этого момента жизнь Нехлюдова начинает кардинально меняться, он начинает помогать обездоленным и даже едет следом за Катей в Сибирь.
В книге есть один показательный для нашей темы эпизод, когда Нехлюдов решает отдать свою землю крестьянам. Он приезжает в одно из своих имений, собирает крестьян и говорит, что он отказывается от земли в их пользу. Отныне они будут хозяевами на своей земле, и вместо оброка будут платить небольшую сумму в общий фонд, которым сами будут распоряжаться. Крестьяне вначале отказались от такого предложения, поскольку увидели в нем непонятную им новую форму порабощения. Они поверить не могли, что кто-то добровольно может отказаться от всех своих преимуществ в пользу других людей, тем более таких бесправных, как они. И только после того, как одна пожилая женщина сказала: «барин душу свою спасает», крестьяне приняли его предложение.
Вот так и нам, грешным людям, трудно бывает поверить в искренние намерения Бога спасти нас. Сколько лет нам твердили, что религия - это опиум для народа. Но когда человеку открывается тайна благодати Божьей, то происходит переоценка ценностей, наступает внутреннее преображение. Посмотрите на Закхея, который сказал Иисусу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). Встретившись с любовью Божией, этот прожженный налоговый инспектор впервые в жизни принимает решение без оглядки на свои финансовые интересы. Казалось бы, в чем-то похожая ситуация произошла с Ананией и Сапфирой (Деян.5:1-10). Здесь Закхей половину имения обещает отдать нищим, а там половина имения была утаена в свою пользу. Однако там был вынесен суровый приговор: «Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?». Здесь же Иисус говорит: «ныне пришло спасение дому сему». Почему так? Потому что поступок Закхея - это нормальная реакция искреннего человеческого сердца, которого коснулась благодать Божия. Если же мы стоим на берегу океана божественной благодати с лукавым сердцем, то рано или поздно это лукавство нас погубит.
Важным условием нашей веры является убежденность в любви Бога к нам. Как говорит Апостол Иоанн:
1Ин.4:16 «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее»
Бог не призывает нас к слепой, фанатичной вере. Наша вера основана на познании любви Божией и многих других моментов. «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.33:9).
Еф.1:15-20 «Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах»
Из этих слов мы видим, что благодать Божия не только избавляет нас от власти сатаны, греха и смерти, но и дарует надежду, небесное наследие и даже могущественную силу, ту самую, которая воскресила Иисуса Христа! Это воистину преизобильное богатство благодати Божией, которое трудно вместить нашему разуму!
Итак, читая 8-й стих 2-й главы послания Павла к Ефесянам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар», мы должны сконцентрироваться на непостижимом масштабе Божьей благодати, которую мы должны принять верою. Да, в общем-то и вера не является нашей заслугой, поскольку мы веруем «по действию державной силы Его» (Еф.1:19).
И теперь можно перейти ко второму пункту нашего повествования.
2) не от дел, чтобы никто не хвалился;
Известный турецкий писатель Орхан Памук в книге «Стамбул. Город воспоминаний» описывает историю своей семьи на фоне истории Османской империи и ее столицы. Среди прочего, он вспоминает один факт своей биографии о том, как в нем проявился талант к рисованию. Однажды он нарисовал дерево с сидящей на нем вороной. Отец увидел этот рисунок и похвалил сына. После этого маленький Орхан стал много рисовать, и каждый раз он делал это в ожидании похвалы своих близких. Ему не столько нравился сам процесс рисования, сколько результат - восхищенные взгляды окружающих. Он так нуждался во внимании, которого ему порой не хватало.
Будем откровенны: не похожи ли в чем-то и мы на этого маленького мальчика? Любой жене хочется услышать от мужа: «какой вкусный борщ ты приготовила». А если муж сидит и молча сёрбает этот борщ, то жена порой не выдерживает и говорит: «такой борщ сегодня у меня получился, аж самой понравился». Таким незамысловатым способом она напрашивается на комплимент. И так во всем. Наша слабость человеческая заключается в том, что осознанно или неосознанно мы ожидаем похвалы в свой адрес. А если ее не хватает, то мы начинаем сами себя нахваливать. И вот здесь, если говорить о духовной сфере, сокрыта большая проблема.
Однажды в храм пришли два человека.
Лк.18:11-13 «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
Какова была реакция Иисуса? «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
И это проблема не только того конкретного фарисея. Каждый человек подвержен опасности чрезмерного самопревозношения. Этого не избежали даже Апостолы Христовы, двое из которых вознамерились сесть по правую и по левую руку от Христа в Царствии Небесном. Тогда Иисус им сказал: «не знаете, чего просите … дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцом Моим» (Мф.20:22-23). Что значит: «уготовано»? Неужели все предопределено заранее, и любые наши усилия бессмысленны? Нет, конечно, но здесь мы уже входим в область наших дел. Как в другом месте сказано:
Откр.3:21 «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем»
А кто побеждает, как не тот, кто действует? Но наши действия должны соответствовать воле Божией, иначе может произойти то, о чем предупреждает Павел в Послании к Колоссянам: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела» (Кол. 2:23). В таком неуемном стремлении заработать (или отработать) спасение очень часто проявляется гордость человеческая. Человек привык за все платить, и просто не может принять этот бесценный дар от Бога. Знаете, как кто-то сказал, что если чье-то благодеяние превышает нашу способность достойно отблагодарить за него, то благодетель может вызвать в нас не любовь, а ненависть.
Таким образом, принять дар Божий - это тоже непростое дело, и здесь возможны две крайности - во-первых, постоянное недовольство тем, что мы получаем от Бога, происходящее из нашей недооценки благодати Божией, и, во-вторых, желание как-то заслужить то, что Бог предлагает нам в качестве дара.
Следует также помнить, что слова «не от дел, чтобы никто не хвалился» были сказаны тогда, когда еще были очень сильны традиции законничества, и люди, которые старались скрупулезно исполнять все предписания закона, пользовались высоким авторитетом. Слова обличения, которые Иисус обращал к подобным людям, были как гром среди ясного неба, да и во времена Павла постоянно приходилось напоминать о том, что мы не под законом, а под благодатью. В наше время существует множество других опасностей, и увлечение «делами» в ущерб вере - не самая большая из них.
Наконец, мы подходим с вами к третьей части наших размышлений.
3) Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять;
Как мы видим, дела абсолютно не отбрасываются, наоборот, особым образом подчеркивается, что мы созданы для добрых дел, в этом наше предназначение, и гимн старухи Шапокляк нам совершенно не подходит. Ведь от кого другого следует ожидать добрых дел, как не от детей Божиих? Порой мирские люди показывают образец той жизни, которой ожидают от христиан. Например, известный актер Константин Хабенский после того, как в 2008 г. потерял жену (она умерла от опухоли мозга), учредил фонд для детей, больных раком. Живет он, в сравнении с другими звездами, довольно скромно, в обычной квартире, и почти весь заработок отдает на благотворительность. К сегодняшнему дню благодаря его финансированию было спасено более 150 детей от рака головного мозга.
Разрывать нашу веру и наши дела абсолютно неправильно и неблагоразумно. Это как две половинки ножниц, без каждой из которых они просто перестают быть ножницами. Вот как четко и недвусмысленно говорит об этом Иаков:
Иак.2:20-22 «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?»
Итак, благодаря нашим делам вера достигает совершенства. В главе, практически полностью посвященной вере (Евр.11), неоднократно говорится о том, что «верою Авель принес Богу жертву», «верою Ной приготовил ковчег», «верою Авраам принес в жертву Исаака», «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой» и т.д. Во всех этих примерах вера и дела неразрывно переплетены. «Принес, приготовил, отказался» - это все поступки, это дела, через которые и явлена была вера этих людей.
Но может быть и другая ситуация, как об этом говорится в Послании к Титу:
Тит.1:16 «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются»
Исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что вера и дела находятся в неразрывном единстве, и вопрос: «мы спасаемся верою или делами» примерно относится к той же категории, что и вопрос «сколько ангелов помещается на кончике иглы». В прочитанных нами стихах заключено не столько противопоставление веры и дел, сколько показана бездна между неисследимой благодатью Божией и нашей необузданной склонностью преувеличивать свои усилия на пути ко спасению.
Пусть Господь благословит нас, чтобы мы по достоинству оценили этот бесконечно превосходящий наше разумение дар благодати Божией и, вдохновленные примером Иисуса Христа, Его Апостолов и других верных учеников, совершали добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.