Месяц май - особенный месяц и в плане природном (самый красивый месяц весны), и в плане календарном (начинается он с праздника труду и продолжается праздником Победы). В наше неспокойное время особенно важно помнить, что победа в конечном итоге бывает на стороне тех, кто сражается за правое дело. Для христиан не менее важно осознавать, что наша война происходит не на баррикадах, майданах или в окопах. Наша война в первую очередь духовная. Как говорит апостол Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).
Для того, чтобы одержать любую победу, надо быть сильным духом. Таким, например, как Давид. Это о нем пели еврейские женщины: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!». За счет чего он одержал множество побед? Может быть, за счет высокого роста и огромной физической силы? Эту версию разбивает в пух и прах первая же колоритная победа Давида.
Однажды два войска выстроились друг против друга: филистимляне и израильтяне. По обычаю древних времен, перед началом битвы должны были сразиться самые сильные воины противоборствующих армий. (Можно в связи с этим вспомнить знаменитую картину Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», написанную им в 1943 г., в переломный год Великой отечественной войны, о событиях 1380 г.). От филистимлян вышел Голиаф - огромный воин, закованный в медную броню и вооруженный до зубов. Один его вид наводил на противника страх. Слово Божье говорит:
1Цар.17:16 «И выступал Филистимлянин тот утром и вечером и выставлял себя сорок дней»
Как видим, воевали в древности с чувством, с толком да с расстановкой. Сорок дней стояли две армии и не могли сойтись в кровавом бою, потому как среди израильтян не находилось достойного противника Голиафу. Неизвестно, чем бы дело кончилось, если бы Иессей не направил своего младшего сына Давида проведать призванных на войну братьев и отнести им немного провианта. И когда он услышал оскорбительные слова Голиафа, в нем воспылал дух: «кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живого?» (1Цар.17:26). Финал той истории всем хорошо известен: через короткий промежуток времени непобедимый Голиаф лежал лицом вниз, с гладким речным камнем во лбу.
Таким ярким и неожиданным было начало побед Давида. Следует заметить, что при этом внешне Давид не был похож на супервоина. Как мы себе обычно представляем непобедимого бойца? Этакий громила в шрамах, с жутким выражением лица. Но Давид был «молод, белокур и красив лицом» (1Цар.17:42). Его сила была не во внешних данных, а в силе духа и в том, что все свои действия он сверял с волей Божьей.
1Цар.23:1-5 «И известили Давида, говоря: вот, Филистимляне напали на Кеиль и расхищают гумна.
2 И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне, и поражу ли я этих Филистимлян? И отвечал Господь Давиду: иди, ты поразишь Филистимлян и спасешь Кеиль.
3 Но бывшие с Давидом сказали ему: вот, мы боимся здесь в Иудее, как же нам идти в Кеиль против ополчений Филистимских?
4 Тогда снова вопросил Давид Господа, и отвечал ему Господь и сказал: встань и иди в Кеиль, ибо Я предам Филистимлян в руки твои.
5 И пошел Давид с людьми своими в Кеиль, и воевал с Филистимлянами, и угнал скот их, и нанес им великое поражение, и спас Давид жителей Кеиля»
В этой истории мы находим одну проблему, которая может помешать одержать победу. Даже если вы сильны духом, на вас может негативно повлиять ваше окружение. Давид получил ясное утверждение Божье, что Он дарует Давиду победу. Однако когда Давид столкнулся со страхом своих воинов, то его уверенность была поколеблена. И в такой ситуации он вторично обращается к Богу за помощью.
Как говорится, у страха глаза велики. И не только глаза, но и воображение, и уста очень часто попадают под влияние страха. Помните, что сказали соглядатаи, после того как они исследовали землю, которую Господь предназначил к завоеванию народом израильским?
Чис.13:32-34 «… не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.
33 И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
34 там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их»
И только два человека из двенадцати - Халев и Осия (Иисус), сын Навин - говорили: не бойтесь их, ибо с нами Господь.
Велика сила мужества и трусости. Как человек отважный своим примером вселяет уверенность в окружающих, так и человек трусливый может посеять страх в сердца многих. На это обращается внимание в Пятикнижии Моисеевом.
Втор.20:1-8 «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской.
2 Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу,
3 и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их,
4 ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас.
5 Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его;
6 и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им;
7 и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее.
8 И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце»
Пример применения этого правила мы находим в истории военных действий Гедеона с мадианитянами.
Суд.7:1-3 «Иероваал, он же и Гедеон, встал поутру и весь народ, бывший с ним, и расположились станом у источника Харода; Мадиамский же стан был от него к северу у холма Море в долине.
2 И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: "моя рука спасла меня";
3 итак провозгласи вслух народа и скажи: "кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада". И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось»
После этого Господь сказал, что и 10 000 воинов - это много, и в итоге победу одержали триста особым образом избранных человек. Да, иногда лучше иметь на своей стороне 300 храбрецов, чем многие десятки тысяч боязливых.
Но все эти рассмотренные нами битвы - это дела давно минувших дней. Если говорить о нас с вами, то мы тоже являемся участниками боевых действий. Врагов у каждого христианина множество, и в общем смысле все они охватываются «несвятой троицей» - плоть, мир и сатана. Чтобы выстоять и победить в духовной войне, нам тоже следует иметь твердость духа и упование на Бога. Нам также следует не позволять разнообразным страхам проникать в наше сердце. Если мы будем тверды и мужественны, то Господь дарует нам победу. Кроме того, каждого победителя ждет награда от Господа.
В Откровении Иоанна Богослова семь раз провозглашаются особенные обетования Побеждающему.
Откр.2:7 «…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия»
Откр.2:11 «…побеждающий не потерпит вреда от второй смерти»
Откр.2:17 «…побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает»
Откр.2:26 «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками»
Откр.3:5 «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его»
Откр.3:12 «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое»
Откр.3:21 «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем»
Мы видим в этих словах путь победителя, который простирается от древа жизни до престола Божия. Интересна очередность обетований Божиих для тех, кто побеждает. Символически в этих словах прослеживается весь исторический путь человека на земле в хронологической последовательности: 1) древо жизни в раю; 2) смерть как результат грехопадения; 3) манна и камень - как символы блуждания в пустыне; 4) власть над язычниками - во времена Давида и Соломона; 5) белые одежды как символ праведности и спасения тех, кто принял жертву Христа; 6) столп в храме Божием (возможно, речь идет о тысячелетнем царстве, потому что в небесном Иерусалиме храма не будет (Откр.21:22); 7) престол Божий в Его вечном царстве. Каждый из этих образов имеет множество оттенков, какие-то из событий, которые они олицетворяют, уже произошли, другие еще ожидают исполнения.
И как финальный аккорд в Псалме Славы Побеждающего звучат слова:
Откр.21:7 «Побеждающий наследует все»
В этих словах содержится множество важных стимулов победоносного ведения духовной войны.
И в завершение снова обратимся к словам Давида, который хорошо знал, как следует одерживать победу и кого следует за нее благодарить.
1 Пар. 29:10-13 «И благословил Давид Господа пред всем собранием, и сказал Давид: благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века!
11 Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.
12 И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.
13 И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое»
Пусть Господь укрепит нас в наших духовных битвах, и пусть Ему из наших уст и наших сердец вечно звучит славословие и достойная хвала!