Проходя по городским улицам Израиля, вы можете увидеть на дверных косяках многих домов и магазинов небольшой продолговатый предмет. Это - мезуза. Нередко ее прикрепляют и те евреи, которые не считают себя «религиозными» и далеки от последовательного соблюдения еврейских традиций.
Мезуза - доступный способ координации человеческих действий с Творцом в еврейском жилище. В Пятикнижии дважды упоминается повеление нанести слово Господа на косяки дома: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём… и напиши их на косяках (мезузот) дома твоего и на воротах твоих». (Втор. 6:9, 11:20). Этими словами Тора говорит о заповеди «мезузы».
Мезуза (מזוזה, буквально «дверной косяк») - свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного с двумя фрагментами Торы, написанными на иврите, прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме. Это первые два абзаца молитвы Шма. Они провозглашают единство Бога и существование завета между Ним и еврейским народом.
Слова, нанесенные на свиток, являются прямыми цитатами из текста Торы (Втор. 6:4-9, 11:13-21), в которых упоминается заповедь мезузы: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь один! Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих. …И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, любя Господа, Бога вашего и служа ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева и дождь перед жатвой, - и соберешь ты свой хлеб, и вино свое, и масло олив своих. И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь ты есть досыта. Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Господь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь дает вам. Примите эти Мои слова сердцем вашим и душою вашей, и повяжите их как знак на руку вашу, и будут они знаками вашими. И научите им сыновей ваших, чтобы все вы произносили их, сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих, чтобы вы и сыновья ваши жили в стране, о которой Господь клялся вашим отцам, [обещав] даровать [ее] им так долго, как долго существуют небеса над землей» (цитаты из совр. перевода Торы - прим. ред.).
Первый отрывок содержит в себе признание единства Творца Вселенной и выражает готовность еврея подчиниться верховной власти Всевышнего и любить Его. Второй - готовность исполнять все повеления Всевышнего, помня о благословении и проклятии.
Мезуза должна быть написана от руки глубоко религиозным и высоко квалифицированным софером (писцом). Текст мезузы состоит из 15 стихов, пишется в 22 строки, содержит 170 слов из 713 букв. Изготовить мезузу в домашних условиях практически невозможно - для этого нужно обладать очень широкими знаниями, найти опытных учителей и обладать специальным оборудованием. Прикрепляя мезузы к дверным косякам своего дома, еврей исполняет заповедь Творца, то есть живет согласно инструкциям Того, Кто создал этот мир.
Перед тем как вложить «мезузу» в футляр, ее скатывают в трубочку слева направо, так, чтобы имя Всевышнего «Шаддай» (שדי - «Всемогущий», толкуется также как акроним слов «Шомер длатот Исраэль»: «Охраняющий двери Израиля»), написанное на внешней стороне полоски пергамента, оказалось видным снаружи. Таким образом, на внутренней стороне свитка написаны стихи двух из трёх частей молитвы Шма, на внешней стороне - «Шаддай», в нижней части - «ירושלים» (Иерусалим). Пергамент сворачивается и помещается в специальный футляр, который крепится в верхней трети правого косяка дверного проёма. В большинстве своем мезуза наклонена внутрь верхним концом.
Мезузы крепятся на дверные косяки всех используемых помещений, которые принадлежат еврею (жилых или рабочих). Исключения составляют помещения, прямое использование которых относится к сфере отправления физиологических потребностей (туалет, ванная комната). Мезузы не крепят на дверях помещений, не предназначенных для жизни людей: хлев для скота и птицы, конюшни, склад. Мезуза на каждой двери дома напоминает о том, что все дела этого дома и все, что происходит в его стенах, должно быть служением Богу. Мезуза также символизирует взаимную преданность Бога и еврейского народа, поскольку в ней записано краткое содержание договора между ними. Переходя с места на место в доме, еврей постоянно сталкивается с напоминанием о своих обязанностях по этому договору. В то же время, мезуза на каждой двери напоминает следующий стих: «Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем» (Втор. 28:6). Это свидетельствует о выполнении Богом его части завета.
Еврей обязан исполнить заповедь о «мезузе» немедленно после въезда в новую квартиру.
По обычаю, проходя мимо «мезузы» - при входе в дом или при выходе из него, - прикладывают к ней руку, которую затем целуют. Смысл этого обычая - напоминать о великих духовных ценностях, которые хранит в себе «мезуза».
Интересные подробности:
• Из-за чувствительности пергамента к внешним условиям мезузы часто продают уже в защитном футляре, и некоторые люди полагают, что мезуза - это сам футляр (иногда дело доходит до того, что покупают и используют футляр без пергамента).
• Самая древняя мезуза была найдена в Кумране (местность близ Мертвого моря) ее возраст определяется более, чем 2000 лет.
• В дверных проемах Иерусалимского Храма мезуз не было. Исключениями были «Парэдрин» (место, где жил первосвященник накануне служения в Йом Кипур) и врата Никанора (ведущие в Храмовый двор).
• Мезузы не прикрепляют к косякам настоящей синагоги. «Настоящей» синагогой называется помещение, которое используется лишь для молитв.
• Сохранилось предание о том, что несколько легионов римской армии, узнав о смысле мезузы от Онкелоса, приняли решение стать евреями (т.е. пройти «гиюр», процесс приобщения к еврейскому народу).
• Однажды римский вельможа Артабан преподнес Рабби Йеуде а-Наси в подарок драгоценный камень и предложил рабби Иуде ответить ему не менее ценным подарком. Рабби послал императору мезузу. Император был разочарован: «Я послал тебе драгоценности, а ты отплатил мне куском пергамента». Рабби ответил: «Верно, но ты подарил мне то, что я вынужден охранять, а мой подарок будет хранить тебя и твой дом».
• Для изготовления одной мезузы в среднем требуется: 10-15 мл особых чернил, 100-225 см2 особого пергамента, 1,5 - 7 часов работы и от 3-х до 12-ти месяцев предварительной учебы.
• На дверных косяках домов современного Иерусалима укреплено около 500 000 мезуз.
Источник: Мезуза - исполнение заповеди
http://callofzion.ru/pages.php?id=917