«Да придет Царствие Твое…». Когда мы произносим эти слова, то неизбежно встаёт вопрос, пассивно ли мы ожидаем Царствия Божия или активно пытаемся Его приблизить. И если нам самим открылась любовь Божия и истина, то будем ли мы одни пользоваться полученным даром или попытаемся донести его до других людей.
Решая эти вопросы, мы сталкиваемся с тем, что многим людям кажется, что они познали истину, и активно начинают её вокруг распространять. А наша истина иная! Возникают разногласия, противоречия, споры, рождается вражда… Это, если мы хотим активно действовать. Если же хотим мира, то можем попытаться уйти от спорных вопросов, понадеявшись, что истина сама себе, без наших усилий проложит себе дорогу.
В первом случае истину, правду, справедливость… пытаются насадить силой, а во втором люди, видя какие горькие плоды даёт насилие, говорят прежде всего о свободе. Но, увы, свобода, когда она становится самоценной, порождает беззаконие, безобразие и пошлость. Вот и думаешь тогда что лучше: согласиться с этой пошлостью или ради торжества истины, красоты и любви согласиться на применение насилия. Но, с другой стороны, насильно мил не будешь. Любовь насилием не насадишь.
Вера в Бога - это одновременно и вера в то, что возможен царский путь между этими двумя крайностями. Ветхий Завет даёт нам пример того, как Бог жёстко, силой воспитывал Свой жестоковыйный народ, а Новый Завет показывает, что и свобода, если она осуществляется в рамках воли Божией, даёт прекрасный плод. В то же время мы утверждаем, что оба Завета едины и сходятся они во Христе.
Сейчас люди хорошо знают что такое власть и как эта власть осуществляется - прежде всего насилием (физическим, моральным, насилием над совестью, здравым смыслом и т.д.). Также мы хорошо (как нам кажется) знаем, что такое свобода. Но и мир свободной демократии уже сумел породить так много проблем, что во весь рост встаёт вопрос о выживании человечества. Мы хорошо представляем крайности насилия и свободы и, отталкиваясь от одной крайности, зачастую впадаем в другую. Того же, что есть между ними, что лишено недостатков этих крайностей и вбирает их преимущества, мы сейчас не видим. Но как невидимый Бог явил Себя в Своём Сыне, также - я верю в это - невидимое Царство Божие когда-то явится миру видимо и ощутимо.
История человечества с очевидностью свидетельствует, что развитие разных стран в целом идёт в направлении от жёсткого диктата к гражданскому обществу со всё большими свободами граждан. Но идёт ли человечество к Царству Божию? - На это тоже не похоже, т.к. демократический мир всё более отталкивается от любых религий, видя в них источник авторитаризма и несвободы.
Очень в этом смысле показательна история России. Пётр ради усиления своей власти сильно ограничил власть Церкви. Несмотря на это (или благодаря этому) Россия развивалась очень быстрыми темпами. В то же время период царствия Николая II - царя наиболее благоволившему Церкви, оказался и периодом, подготовившим революцию. Не иначе как знаковым было практическое совпадение времени октябрьского переворота с избранием в Церкви патриарха. Очевидно, предполагалось, что патриаршество усилит позиции Церкви и её возможности влиять на умы людей. Но Бог судил иначе - усиление позиций авторитарности в Церкви привело сначала к разгулу беззакония (свободы), а потом к жёсткой авторитарности светской власти.
Где же прежде всего должно явиться Царство Божие? - Очевидно там, где служат Богу. У иудеев? - Но до тех пор, пока они не поняли и не приняли Христа - Того, чьим царством Оно является - этого произойти не может. У мусульман? - Но эта религия из всех монотеистических религий является самой авторитарной. У католиков? - Там идолом была и всё больше становится власть папы и католическое царство будет царством человека правящего от имени Бога, но не Царством Бога. У протестантов? - Но их «царство» напоминает совокупность удельных княжеств, мало связанных друг с другом. У православных? - Но до тех пор, пока «ортодоксия» будет мыслиться только как сохранение традиций, шансов у нас ничуть не больше чем у наших предков до революции.
Источник: Пермяк Е.А. Волшебные краски