ЧАЙЛДФРИ или МОДА на БЕЗДЕТНОСТЬ

Oct 24, 2013 09:00

Помнится, группа «Верасы» сравнительно недавно была всерьез озабочена вопросом: «Что же будет на земле через сто ближайших лет, если мода на детей совсем пройдёт?». Песня была шуточная, однако все случилось всерьез и гораздо раньше - такая мода потихоньку проходит. Более того - появилась мода на то, чтоб совсем без детей…
В феврале 2013 года прокуратура Санкт-Петербурга потребовала от социальной сети «В Контакте» закрытия виртуального сообщества приверженцев чайлдфри - людей, отрицающих материнство и отцовство. Их приравняли к экстремистам, пропагандирующим ненависть к семейным ценностям.
Основная идея чайлдфри - отказ от детей во имя личной свободы и пропаганда бездетного образа жизни. Термин родился в США в противовес слову „Childless“ (бездетный). На волне эмансипации „защитники прав человека“ усмотрели в английском языке ущемление прав бездетных и придумали термин childfree (детосвободный, или свободный от детей), утверждая, таким образом, что отсутствие детей - это привилегия „развитого“ социума.
Журналист „Русского Newsweek“ Елена Черненко сообщает, что термин childfree ввела в 70-х годах прошлого столетия Национальная организация для неродителей США. Только в Калифорнии более пяти тысяч членов этой организации. В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %.
По мнению социального психолога М. Сандомирского, чайлдфри - «это следствие инфантилизации общества - процесс глобальный, наиболее ярко проявляется в развитых странах, в последние годы стал заметен и на постсоветском пространстве, когда возмужали „дети 90-х“ (поколение „жесть“). Социологи и маркетологи именуют подобных „взрослых детей“ кидалтами (kid + adult). В социальном аспекте это не только childfree, но и family-free (или синглтоны)».
После упомянутого выше решения прокуратуры Санкт-Петербурга российские ученые провели специальное исследование, в ходе которого были проанализированы тексты виртуальных сообществ чайлдфри. Анализ показал, что в сообщениях пользователей реализовано несколько коммуникативных стратегий, ключевыми из которых являются стратегия дискредитации «чужого» и императивная стратегия, направленная на возвышение «своего».
Среди причин «добровольной бездетности» наиболее часто называются следующие:
- человек без ребенка имеет гораздо больше времени для своего творческого, интеллектуального, физического развития, для развлечений, путешествий, встреч с друзьями;
- воспитание ребенка требует большого количества денег;
- желание открыто противостоять социальным шаблонам;
- некоторые из чайлдфри боятся, что если они родят ребенка и это им не понравится, то изменить что-то уже будет нельзя;
- для некоторых первостепенно желание сохранить максимальную эмоциональную и физическую близость со своим мужем (женой), уже невозможную после появления в семье детей;
- некоторые объясняют свой выбор истощаемостью природных ресурсов и перенаселенностью планеты;
- некоторые женщины испытывают страх и отвращение к беременности, родам и послеродовому периоду;
- некоторые апеллируют к собственному тяжелому детству и не желают, чтобы их дети пережили нечто подобное;
- некоторые считают, что мир несовершенен и поэтому незачем рожать детей.
Также в доказательство собственной правоты некоторые приводят в пример бездетного Христа.
С позиций чайлдфри, картина мира имеет четкое деление на «своих» и «чужих».
СВОИ: ученые, путешественники, успешные люди, счастливые пары, не обремененные детьми, люди, которые не боятся продемонстрировать свою свободу выбора.
ЧУЖИЕ: «пролайфовцы» (люди, выступающие за запрет абортов и контрацепции), в том числе представители Русской православной церкви, общество, которое навязывает традиционные стереотипы семейного счастья (подруги, родители, родственники, коллеги), невоспитанные дети, безответственные родители, многодетные матери, которым даются оскорбительные клички («свиноматки», «овуляхи», «детоматки», «размноженцы», «инкубатор», «стада беременных женщин», «коровы, рожающие, чтобы их доили» и т.п.).
В результате проведенного исследования сделан вывод, что некоторые тексты виртуальных сообществ вполне можно отнести к моральному экстремизму, под которым понимается «крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей», так как часть высказываний прямо сообщает о превосходстве чайлдфри (императивная стратегия) и унижает честь и достоинство женщин-матерей (дискредитирующая стратегия), а некоторые высказывания содержат рассуждения о необходимом насилии над детьми («заклеить рот скотчем», «кинуть окурок в коляску»).

Источник: Антонова Ю.А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма // Политическая лингвистика. - 2013. - № 2. - С.170-177.

без слов, эгоизм, мода, последнее время, childfree, дети

Previous post Next post
Up