РЕЛИГИОЗНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Apr 28, 2010 09:34



Вчерашнее посещение психиатора (см. предыдущий пост SMS-ки от Бога) закончилось появлением в глубине моей тонкой душевной конституции чувства вины. По этому поводу пришлось обратиться к корифеям психологии.

Ниже привожу отрывок книги "Искусство психологического консультирования" Ролло Мей о религиозном напряжении и значении чувства вины в жизни человека.

(Ролло Мэй - основатель экзистенциональной психологии, видный психолог, признанный специалист в области психотерапии и консультирования)

Наберитесь терпения - текст содержит многа букафф…


Некоторые терапевты ставят своей целью полное его устранение, работая с чувством вины как с симптомом психического заболевания и упрекая религию за то, что она способствует усилению болезненного чувства вины. В общем, они правы в том, что преувеличенно сильное чувство вины зачастую связанно с неврозом, а излишне строгая религия зачастую содействует появлению губительного чувства вины у своих последователей. Примером этому может послужить министр, которого на протяжении двадцати семи лет угнетало наваждение греховности, которое в итоге оказалось исключительно субъективным и не имеющим ровно никакого отношения к действительности. Вполне можно понять, почему Фрейд, специализировавшийся на феноменах сексуальности, считал чувство вины нездоровым: в девятнадцатом веке все проявления сексуальности были связаны с болезненным чувством вины. Психотерапевты и консультанты объединились в попытке освободить человечество от разрушительного чувства вины.

Но это чувство полностью уничтожить невозможно, да и не следует этого делать. Это нормальный элемент личности, который вполне совместим со здоровьем личности и, более того, даже необходим.

Давайте уясним себе, что чувство вины существует. Для того, чтобы описать его, не будем использовать те негативные определения, тенденция к употреблению которых присуща нашей утопически настроенной культуре. Чувство вины на самом деле является позитивным, конструктивным эмоциональным переживанием. Это признание различия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Каждый из нас испытывает чувство вины бесчисленное количество раз на дню. Когда мы проходим мимо калеки, просящего милостыню на улице, или пьяного, валяющегося в грязи, когда по неосторожности или из сознательных побуждений человек причиняет зло другому человеку, когда он знает о том, что военные действия идут уже в соседней стране, - короче говоря, человек испытывает чувство вины в любой момент, когда у него возникает ощущение "долженствования", чувство несоответствия между тем, что он есть, и тем, чем он должен быть, между тем, что он делает, и тем, что он должен делать, между тем, какая сложилась ситуация, и какой она должна была быть. Не следует путать чувство вины и "совесть": чувство вины - это намного более масштабный аспект человеческого существования, и совесть представляет собой всего лишь одно из его проявлений. Например, в случае с нищим чувство вины возникает независимо от того, подал ли ему человек, - с социологической точки зрения лучше было бы не подавать, но чувство вины неизменно появляется с осознанием того, что создалась ситуация (человек опустился до попрошайничества), которая далека от каких бы то ни было норм или идеалов человеческого существования.

Если бы можно было каким-то поступком достичь целостности личности и преодолеть таким образом чувство вины, это был бы акт истинной креативности, подобный тому, что случается в самый напряженный момент написания картины, когда художник впадает в состояние, близкое к экстазу. Но именно художники часто испытывают самое острое и самое сильное чувство вины за свои работы. Когда художник полностью погружен в рисование, создается впечатление, что творческий процесс подхватывает его и уносит, подобно щепке, в своем потоке, который мчится с такой скоростью, что для творца все окружающие просто перестает существовать, остается лишь акт творчества. Но когда картина закончена, у него остаются две мысли: первая - это удовлетворение и ощущение психологического катарсиса, которое приносят все творческие усилия; второе - чувство вины, омытое катарсисом и ставшее еще более отчетливым. Поначалу это чувство вины связанно с тем, что картина казалась не такой совершенной, какой она должна была бы быть, то есть она не соответствует собственному идеальному образу, возникшему в воображении художника. А во вторых (и это даже более значимая причина), это осознание того, что произошло что-то грандиозное, чего художник не заслуживает. Любопытная мысль приходила в голову многим известным художникам: им казалось, что они имеют дело с чем-то опасным. На мгновение они приближались к самой красоте, но вызывает такую же реакцию, какую у последователей примитивных религий вызывало прикосновение к алтарю божества, а именно - чувство вины.

Стоит только обратиться к классической литературе, мифам разных народов или примитивным религиям, чтобы увидеть, насколько чувство вины универсально для всех. Древние греки не были склонны к меланхолии; часто говорят, что они даже не знали что означает известное нам слово "грех", но все равно осознание вины проходит красной нитью через их драмы, наполняя их глубоким смыслом. Суть в том, что чувство вины изначально свойственно человеку: согласно греческим драматургам, человек стоит ниже богов, но он всегда старается возвыситься до божественного положения.

Что порождает чувство вины? Во-первых, можно без труда понять, почему человек не может не испытывать чувство вины, так как оно неразрывно связано со свободой, автономией и моральной ответственностью. "Свобода воли, - как, кстати, заметил Ранк, - так же тесно связана с чувством вины, как день и ночь". Так как человек обладает свободой творчества он должен постоянно исследовать новые возможности; каждая новая возможность приносит с собой не только вызов, но и элементы чувства вины. На самом деле вызов как движение вперед к реализации новой возможности и чувство вины - это две стороны одной медали. Чувство вины появляется в любой момент, когда личность пребывает в напряженном состоянии. Чувство вины - это восприятие "пропасти", то есть, грубо говоря, это все равно что встать над разломом в скале - одной ногой на одном краю, другой - на другом. Поэты, философы и теологи веками бились над проблемой объяснения сути этого любопытного явления - чувства вины в глубинах человеческого существа. Некоторые пришли к выводу о том, что источник чувства вины стоит искать в расхождении между самим совершенством и человеческим несовершенством: например, человек хочет написать шедевр литературы или живописи, но ему суждено жить в несовершенном мире людей, так что ему никогда не удается достичь своей цели. Другие мыслители, преимущественно поэты, утверждали, что чувство вины порождено конфликтом между животной и духовной природой человека. Грек Платон трактовал его как конфликт между телом и разумом. Философ Фриц Кункель рассматривает субъект-объектное напряжение внутри человека как причину возникновения чувства вины. Ранк уверен, что оно основано на нравственном самосознании человека, и в доказательство этому приводит библейскую историю грехопадения. Когда Адам вкусил плод с "дерева познаний о добре и зле", у него появилась способность воспринимать разницу между тем, что такое хорошо, а что такое плохо, и у него появились чувство вины и стыд.

Какое бы объяснение ни старались мы найти для чувства вины, нам придется признать, что в самой природе человека заложено противоречие. Если оперировать общедоступными, но не точными понятиями, человек - суть из плоти и духа. То есть, если человек пытается вести исключительно приземленное существование, проще говоря, как животное, он становится невротиком; если он пытается полностью удалиться в духовный мир и отказывается признать, что у него есть тело (таковы спиритуализм и некоторые крайние формы христианской науки), то он тоже становится невротиком. Именно эту ситуацию имели ввиду наши предки, когда говорили, что человек оказывается в "западне между двумя мирами". На самом деле проблема не в двух мирах, а в двух аспектах одного и того же мира, и именно до такой степени и усложняет проблему. Человек должен держать внутреннее напряжение под контролем, - напряжение, возникающее между двумя противоположными аспектами одного и того же мира - свободного от условий и зависимого от них. Человек ни горизонтальное, ни вертикальное создание; он живет и горизонтально, и вертикально. И точка пересечения обеих этих плоскостей - причина базового напряжения человека. Что уж тут удивительного в том, что его жизнь не может быть элементарно целостной!

Из этого первичного напряжения и зарождается религия человека. На точке пересечения вертикальной и горизонтальной поверхностей возникают абсолютные нравственные требования, которым столь большое значение придавали Кант и многие другие мыслители. Именно в этой точке возникает представление человека о совершенстве: за пределами или внутри несовершенной красоты, к примеру, того или иного дерева или картины человек может уловить образ совершенной красоты.

Противоречивость человека, таким образом, доказывает факт присутствия Божественного в человеческой природе. Христиане выражают напряжение, исходя из того, что человек - сын Божий. Человек, как нам известно, зависим от условий, обладает ограниченными возможностями, несовершенен, но он теснейшим образом связан с Богом, что вносит элемент свободы от условий, неограниченности и совершенства. Принимая во внимание такое напряжение, неудивительно, что человек постоянно испытывает чувство какой-то вины - это следствие постоянного Божественного посягательства на скоротечную человеческую жизнь.

Итак, чувство вины вовсе не является чем-то скверным, чего мы должны стыдиться; это свидетельство наших огромных возможностей и великого предназначения. Человек должен уметь находить в нем приятные стороны, ведь оно свидетельствует о том, что "в наше болото попала звездочка". Более высокоразвитые личности чувствуют вину острее, чем большинство людей, и используют его для своего дальнейшего развития.

Таким образом, любая картина личности, в которую не входит религиозное напряжение, является незавершенной. Исключительно натуралистические психотерапевтические техники не смогут быть эффективными. Можно сделать вывод о том, что здоровый человек должен быть креативно адаптирован к Богу, а устойчивое религиозное чувство является неотъемлемым условием здоровья личности.

Исходя из этого принципа личности - религиозного напряжения - мы можем вывести следующее руководство для консультирования: задача консультанта заключается в том, чтобы направляя клиента к освобождению от болезненного чувства вины, отважно помогать ему принять и укрепить религиозное чувство, которое изначально присутствует в самой природе.


чувство вины, религия, психология, Ролло Мэй

Previous post Next post
Up