Давайте обратим внимание на две похожие, почти идентичные евангельские истории.
Мф.18:12-14 «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих»
Лк.15:4-7 «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»
По общему смыслу эти притчи как близнецы-братья. Есть сто овец, одна из которых потерялась, но затем она нашлась, что стало причиной радости. Однако пять следующих вопросов позволят нам увидеть некоторые важные детали.
1) Кому и по какому поводу Христос рассказывает эту притчу?
В первом случае притча является реакцией на вопрос учеников:
Мф.18:1 «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?»
Иисус показывает им малое дитя и говорит: «кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18:4). Далее Он предупреждает о двух проблемных моментах, которые могут возникнуть по отношению к «малым сим»: их могут соблазнить (Мф.18:6) или их могут презирать (Мф.18:10). И после этого Иисус рассказывает притчу о заблудившейся овце.
Во втором случае та же притча - это реакция на ропот фарисеев:
Лк.15:1-2 «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними»
И далее следует незамедлительная реакция - Христос рассказывает им свою притчу о пропавшей овце.
То есть в первом случае речь идет о взаимоотношениях внутри Церкви, ведь вопрос был «кто больше в Царстве Небесном», т.е. речь об определенной иерархии внутри Царства. Во втором случае потерянная овца пока еще за пределами Царства. Вопрос в не в том, кто больше среди уже спасенных, а кто в принципе достоин спасения. Реакция фарисеев была таковой, потому что они считали тех людей, с которыми общался Иисус, недостойными людьми в принципе. Они не были готовы видеть всех этих мытарей и грешников в Царствии Небесном.
Этот первый пункт наших размышлений очень важен, так как он во многом предопределяет и остальные детали.
2) Кто является главным действующим лицом в этих притчах?
Ученикам Христос говорит: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась…». Фарисеев Он спрашивает: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них…». Второй вопрос более личный, он не о каком-то абстрактом собственнике, он адресован лично этим фарисеям. «Как поступили бы лично вы?». Когда Христос обращается к ученикам, то под хозяином овец скорей всего Он подразумевает Бога. И отсюда - следующий момент:
3) Что случилось с этой отбившейся от стада овцой?
«Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась…»
«кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них…»
Чувствуете разницу? В первом случае овца заблудилась, т.е. как бы виновата сама. Во втором случае Христос говорит: «Это вы ее потеряли. Вас волнует, что я общаюсь с самыми худшими грешниками, но почему они стали такими? Нет ли в этом и вашей вины?».
У какой овцы положение более безнадежное: у той, которая заблудилась, или у той, которая потерялась? С одной стороны, что в лоб, что по лбу: какая разница? Но во второй притче Иисус эту овцу далее называет более жестко - «пропавшая овца». Она не просто потерялась, она пропала. Если я заблудился, то еще могу выбраться, но если я пропал - то совсем беда. В соответствии с нашим законодательством, когда человек пропадает без вести, его в судебном порядке объявляют безвестно отсутствующим или признают умершим. В духовном плане каждый человек, не принявший Иисуса Христа, является духовно мертвым.
4) Где остаются 99 овец, пока хозяин ищет потерянную овцу?
«не оставит ли он девяносто девять в горах»
«не оставит девяноста девяти в пустыне»
Учитывая, что первую притчу Иисус рассказывает Своим ученикам, а вторую - фарисеям, эта разница выглядит довольно символичной. Горы - символ определенной близости к Богу. Вспомним, что Моисей получил 10 заповедей на горе, Иисус преобразился на горе, молиться Он обычно удалялся на гору, Его самая знаменитая проповедь - Нагорная… Члены Церкви Христовой находятся «в горах», т.е. имеют определенный уровень духовного роста. Как мы можем относиться к тем, кто не достиг подобающего, по нашему мнению, уровня? Мы уже об этом выше говорили: соблазнять или презирать. А этого, как мы поняли, следует избегать. Еще вопрос: кто для нас в контексте этой притчи должен быть большим? Как оказывается, не проповедник, не члены хора и не тот, кто сидит рядом с нами. Самый важный человек - тот, который «заблудился» и сегодня отсутствует на богослужении. Если мы так будем мыслить, то пустые скамейки в наших молитвенных домах будут не правилом, а исключением.
Во второй притче 99 овец находятся в пустыне. Что это за место?
Пс.106:40 «Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей»
Пустыня - это место «блуждания», место испытания, место, которое должно быть пройдено, преодолено, ведь в ней нет путей.
Как мы видим в конце этой притчи, речь идет «о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Здесь в словах Христа видится определенная ирония, ведь он разговаривает с фарисеями. Не они ли эти «праведники»? Если я считаю себя не имеющим нужды в покаянии, то я - в духовной пустыне. Чтобы подняться на гору, мне нужно признать себя грешником, нуждающимся в покаянии. Кстати, в первом варианте притчи 99 овец названы «незаблудившимися». Это те, кто бодрствует и не забывает славить Бога за то, что он пребывает на горе в «незаблудившемся» состоянии.
5) Какие выводы делает Иисус из этих притч?
«Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих»
«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»
В выводах к первой притче акцент сделан на воле Отца Небесного относительно судьбы «малых сих». Ученики спрашивают Христа: «кто больше?», а Он перефокусирует их внимание на тех, «кто меньше». В выводах ко второй притче основное внимание обращено к радости. В первой притче тоже упоминается радость, но как бы вскользь. Во втором варианте притчи есть некоторые детали, которые отсутствуют в первом варианте, и они связаны с радостью: а) реакция хозяина, когда он нашел овцу: «А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью»; б) поведение хозяина после возвращения домой: «придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу». Не являются ли эти слова укором самим фарисеям в том, что они утратили эту радость служения Богу? Он как бы говорит: «Когда вы последний раз несли на своих плечах пропавшего грешника? Когда вы собирались для того, чтобы порадоваться о покаянии грешников, а не для того, чтобы кого-то осудить, уловить, обличить, отлучить от синагоги?». Небеса - это место абсолютной, искренней, вечной радости и любви, а не место, где выясняют, кто более, а кто менее праведный. В последующих притчах о потерянной драхме (Лк.15:8-10) и о блудном сыне (Лк.15:11-32) также говорится о радости. Старший сын из последней притчи, как те фарисеи, не хотел присоединиться к веселию, ведь его отец «принимает грешника и ест с ним».
Таким образом, хотя сюжетная линия в этих притчах одна, при ближайшем рассмотрении оказывается, что по сути мы имеем дело с разными притчами, которые были сказаны разным людям, по разному поводу с различно расставленными акцентами. Это является еще одним примером того, что Слово Божье многослойно, и под первым видимым уровнем часто скрываются более глубокие смысловые пласты.