ЗАПОВЕДАННАЯ СВОБОДА

Dec 02, 2012 08:00


Как мы обычно воспринимаем слова, сказанные в повелительном тоне? Не рождают ли они внутреннего протеста, чувства того, что кто-то пытается посягнуть на нашу свободу?

Этот психологический механизм довольно часто срабатывает и при восприятии заповедей Божьих. Многие люди воспринимают заповеди как нечто такое, что ограничивает их свободу.

Однако, если обратить внимание на «преамбулу» Десяти заповедей, то можно нарисовать совсем иную картину.

Исх.20:1-2 «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства»

Предваряя свои повеления, Бог характеризует Себя как Того, Кто освобождает. Таким образом, по своей сути Десять заповедей являются не средством закрепощения человека, скорее это - своеобразная Декларация Свободы. Впрочем, это относится не только к Десяти заповедям, в этом суть любых поведений Бога.

Гал.5:13-15 «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.

14           Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15           Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом»


В этих словах мы видим пример практического применения выказанной выше мысли. От чего практически нас освобождает следование заповедям Божьим? От взаимного истребления. Без закона Божьего общество превращается в зверинец, в котором, говоря словами древнеримского автора Плавта, «Homo homini lupus est» (человек человеку - волк). Врожденный эгоизм человека заставляет его ставить свои интересы выше интересов других людей, является причиной боли, насилия, «угрызения и съедения» ближнего своего. В таких условиях человеческая свобода является весьма эфемерной, она защищает право сильного, превращается в свободу «волка» съесть «овцу». Свобода овцы в этом случае заключается лишь в ее праве быть съеденной. Свобода же, диктуемая законом Божьим, взывает к совести и возрождает гармонию человеческих взаимоотношений, практически возвращает людей друг другу, восстанавливая в них человеческий облик.

Далее Апостол Павел в своем Послании к Галатам говорит:

Гал.5:16 «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти»

Заповеди Божии освобождают нас от вожделений плоти, которые перечислены ниже: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал.5:19-21). Кому-то многое из перечисленного кажется привлекательным и приносящим удовольствие либо практическую пользу, однако все эти «удовольствия» сомнительного качества, к тому же их финал весьма печален. Они разрушают не только отношения между людьми, но и отношения человека с Богом, являются причиной многих бед и несчастий. Живя по своим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, человек является чадом гнева (Ефес.2:3). Следование же Божьим заповедям позволяет одержать победу над своими низменными желаниями и заблуждениями, оно способствует формированию плодов духа, таких как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).
Таким образом, провозглашая Свои заповеди, Бог не посягает на нашу свободу. Напротив, он дает нам шанс выйти из «дома рабства»; только в следовании Божьей воле человек и обретает истинную свободу.

плоть, свобода, эгоизм, дух, заповеди, закон, Бог

Previous post Next post
Up