6. Мебель Эрмитажа. Русский стиль

Jun 03, 2020 18:51

04.10.2018
Это шестой пост по следам выставки в Эрмитаже «“Мебель для всех причуд тела“. Эпоха историзма в России». При его подготовке были использованы материалы каталога выставки. Цитаты приводятся с указанием страниц источника.

На фоне увлечения в эпоху историзма всевозможными стилями - античностью, готикой и ренессансом, стилями многочисленных Людовиков, ампиром, Востоком - в России наконец «начало формироваться художественное направление, связанное с изучением своего национального наследия, поиском его духовных истоков» (с. 285).

Основой внутренней политики российского государства всей второй половины XIX века стала предложенная министром народного просвещения Уваровым доктрина «Православие, самодержавие, народность». Какое отражение национальная идея нашла в русской мебели, увидим прямо сейчас.

Образное решение этого и следующего за ним стула «напоминает русскую избу с двускатной кровлей и висящими по сторонам досками-причелинами, а в центре - узорочье народной домовой орнаментики» (с. 303). Различия между стульями - в деталях оформления спинки и нюансах ее очертаний.


Стул. Россия, 1880-1890-е гг. По эскизу И. П. Ропета

По непонятным науке причинам замечательному креслу не нашлось места в каталоге.


Кресло. Без описания
Стул. Россия, 1880-1890-е гг. По эскизу И. П. Ропета

На вопрос о том, кто разработал проект, включив в локотники стилизованные силуэты конских голов, кто исполнил плоско-выемчатую резьбу по всем поверхностям кресла, нет ответа.


Кресло. Без описания

Мебель в русском стиле невозможно себе представить без знаменитого кресла «Дуга, топор и рукавицы». Идея его создания принадлежит столяру-резчику В. П. Шутову (1826-1887).

Кресло. Россия, 1890-1900-е гг. Мастерская Сергиева Посада (?)
Кресло-качалка. Санкт-Петербург, 1870-1880-е гг. По проекту И. А. Монигетти (?). Мастерская А. Ф. Стремборга
Кресло «Дуга, топор и рукавицы». Россия, 1880-1890-е гг. По образцу В. П. Шутова 1870 г.

Впервые Василий Петрович показал подобную конструкцию на Всероссийской выставке 1870 года. Кресло было отмечено бронзовой медалью. «В дальнейшем на волне народнического движения и русофильских настроений в обществе кресло стало пользоваться чрезвычайной популярностью. В мастерской В. П. Шутова, получившего 10-летнюю привилегию на изготовление этого образца, были сделаны десятки подобных вещей» (с. 308).


Кресло «Дуга, топор и рукавицы». Россия, 1880-1890-е гг. По образцу В. П. Шутова 1870 г.

Многочисленные варианты кресла отличаются друг от друга «как набором включенных в основную композицию фольклорных деталей, так и текстом вырезанных на дуге народных пословиц и поговорок» (с. 308). Подобные кресла были обнаружены на Белой даче Чехова в Ялте, у Чехова в Мелихове, в Картинной галерее Рыбинска, а также в музее Верещагина в Череповце.


Кресло «Дуга, топор и рукавицы». Россия, 1880-1890-е гг. По образцу В. П. Шутова 1870 г.

Мебель в русском стиле изготавливали и для членов императорской фамилии. Так, в мастерской А. Ф. Стремборга по проекту А. И. Монигетти было исполнено кресло «для кабинета цесаревича Александра Александровича (с 1881 - императора Александра III) в Аничковом дворце. Его спинка, увенчанная императорской короной, напоминает большое подносное блюдо, искусно декорированное славяно-византийским орнаментом и изображением петухов с гребешками-коронами...» (с. 290). Специальный механизм позволяет сиденью поворачиваться и покачиваться. Наклон вперед-назад обеспечивается рессорой «из двух стальных полос, работающих на скручивание» (с. 302).


Кресло-качалка. Санкт-Петербург, 1870-1880-е гг. По проекту И. А. Монигетти (?). Мастерская А. Ф. Стремборга

Дубовый гарнитур, состоящий из настенного шкафа для посуды (перед нами), буфета (на выставке не был представлен), стола и стула (см. ниже), также выполнен по проекту А. И. Монигетти. Шкаф украшен высоким резным подзором. На дверцах прорезные латунные накладки. Верхняя точеная перекладина позволяет в европейской традиции выставить на открытой полочке красивую посуду. На нижнюю перекладину - в русской традиции - можно повесить расшитые полотенца.


Настенный шкаф для посуды. Санкт-Петербург, 1880-е гг. По проекту И. А. Монигетти. Мастерская Г. В. Бюхтгера (?)

Резной узор подзора повторяется на подстолье, скрепленном латунными уголками, и по периметру сиденья стула.


Стул, стол. Санкт-Петербург, 1880-е гг. По проекту И. А. Монигетти. Мастерская Г. В. Бюхтгера (?)

«Шкафчик подвесной с откидной и выдвижной дверцами», как он назван в каталоге, на самом деле повсеместно известен как шкафчик с колонкой. Автором столь необычной и столь же узнаваемой и растиражированной конструкции была Елена Дмитриевна Поленова, сестра художника Василия Поленова, одна из основоположниц русского модерна. Несколько предметов мебели, изготовленных по проекту Елены Дмитриевны в абрамцевских мастерских, можно увидеть в доме-музее В. Д. Поленова и - еще больше - в самом Абрамцеве.


Шкафчик подвесной с откидной и выдвижной дверцами. Абрамцево. По образцу Е. Д. Поленовой 1885 г.

Тему русского модерна применительно к малым формам продолжает подвесная полочка, стилизованная под избушку на курьих ножках. Ее распахивающиеся дверки и фронтон, а также охраняющие избушку совы декорированы чеканкой.


Полка подвесная. Россия, 1890-1900-е гг.

Очевидно, представленными на выставке экспонатами русский стиль далеко не исчерпывается. Его замечательные образцы, помимо Абрамцева, можно найти, например, в усадьбе княгини М. К. Тенишевой Талашкино и - чуть позже - у художника и архитектора Н. И. Фешина.
Источник: «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Н. Ю. Гусева. - СПб, 2018.

стиль русский, стол, мебель мемориальная, дуга-топор-и-рукавицы, Александр III, Шутов, кресло-качалка, полка, мебель, кресло вращающееся, кресло, шкафчик, Эрмитаж, мебель в музее, Поленова, стиль модерн, Стремборг, шкафчик с колонкой, Монигетти, Санкт-Петербург, шкаф, Ропет, стул

Previous post Next post
Up