19.09.2018
В дни, когда готовился этот пост, кто только не вспоминал про холерный карантин, из-за которого Пушкин в первый свой приезд застрял в Болдине на несколько месяцев. Сто девяносто лет прошло с той болдинской осени, оказавшейся столь благодатной для поэта.
Мы попали в Болдино в «светлый» период между эпидемиями: холера уже ушла - о новом коронавирусе никто еще и слыхом не слыхивал. Вот уже полтора года минуло с той поры, а наша «болдинская осень» вспоминается со светлым чувством.
Пушкин бывал в Болдине трижды: в 1830, 1833 и 1834 годах. По преданию, во второй приезд посадил напротив крыльца дома лиственницу.
Сам жил в трех комнатах первого этажа. Первую из них, прихожую, мы пропустим. По другим пройдем с мебельной экскурсией.
Зальце
Центральное место в комнате занимают диван, стол и 6 кресел, выполненные из орехового дерева. Мебель принадлежала отцу поэта Сергею Львовичу. Несомненно, ей пользовался и Александр Сергеевич.
Как сообщает путеводитель, мебель из зальца впоследствии «была продана семье арзамасского купца Вилянова, вышедшего из болдинских крестьян. А спустя годы, пройдя через руки ряда владельцев, снова оказалась в усадьбе».
Изгиб локотников кресел очень элегантен, а высота спинок едва превышает высоту стола.
Подстолье оборудовано скругленными выдвижными ящичками. Кстати, если у Репина в «Пенатах» большой вращающийся стол был оснащен аналогичными ящиками для того, чтобы гости самостоятельно могли в них складывать использованную посуду (прислуги не было), то каково, интересно, назначение болдинских ящиков?
У противоположной стены пара зеркал и пара банкеток.
У дальней стены секретер.
На его раскрытой крышке лежат генеалогическое древо и герб Пушкиных. Родословная прослежена на восемь веков.
Локотники-крылья наделяют кресло-корытце чертами, присущими ампиру.
Люстра XVIII века - для
пятьдесят первой дюжины люстр и паникадил.
Кабинет
В Болдине Пушкин обходился без письменного стола - пользовался ломберными столиками.
По поводу кресел с кожаными сиденьями и двух диванов путеводитель сообщает, что «аналогичная мебель числится в сохранившейся описи дома за 1849 год и, вероятно, она оставалась прежней с 30-х годов - ведь владельцы усадьбы здесь не жили».
Как и в зальце, у кресел невысокие спинки. Видно, что кожа старинная, потрескавшаяся.
Интерьер уголка - книжные полки, ломберный столик под сукном, бюст, настольное зеркало, бювар - воссоздан благодаря рисунку Пушкина.
Ноябрь 1830 года.
Рядом поместили второй диван, который был упомянут в описи. Зачем завиткам в локотнике дополнительная промежуточная опора?
Комната с песочными часами
Часы - аллегория. Осенние листья, падая из верхнего шара стеклянной колбы в нижний, превращаются в исписанные Пушкиным листки бумаги. Александр Сергеевич бумагу экономил: писал на половинках листов, четвертинках, осьмушках. За три месяца болдинской осени 1830 года им было создано около 50 произведений, в числе которых «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последние главы «Евгения Онегина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», десятки стихотворений.
Еще один ломберный столик, еще одно кресло-корытце - оба из карельской березы.
Комната, посвященная осени 1833 года
За полтора месяца второй болдинской осени Пушкин завершил рукопись «Истории Пугачева», написал «Песни западных славян», стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Анджело».
На мини-секретере портрет Натальи Николаевны работы Александра Брюллова.
На тумбочке дорожная шкатулка, или дорожное бюро. Непосредственно перед приездом в Болдино Пушкин побывал на Урале и в Поволжье: посещал пугачевские места.
Комната с бюстом поэта
Из этой комнаты беру только люстру.
Чтобы сразу перенестись в осень 1834 года, две оставшиеся комнаты пропускаю. Нам предстоит покинуть дом, перейти через верхний пруд по Горбатому мостику и проследовать по парку до вотчинной конторы.
Вотчинная контора
В 1834 году, в третий и последний приезд в Болдино, Пушкин жил в одной из комнат вотчинной конторы: в барском доме шел ремонт.
В хозяйственной половине - собственно конторе - велись дела по управлению имением. Бюро в простенке между окнами - рабочее место управляющего Пеньковского. Благодаря стараниям Пеньковского, который был назначен при Пушкине, дела в имении постепенно пошли на лад.
На столике - сундук-подголовник.
Напротив рабочие места писарей - типичные для петровского барокко столы на высоких подстольях. Примечательно, что подобные столики (только более декоративные) были замечены в Петровском - в Приемной-прихожей и Детской
дома Абрама Петровича Ганнибала, а также в
доме Вульфов в Тригорском.
Кованый железный сундучок.
Подсвечники-треноги.
В целом, несмотря на огромный разрыв в расстояниях и во времени, обстановка болдинской вотчинной конторы обнаруживает много общих черт с
Приказными палатами во Пскове.
Жилая комната
Александру Сергеевичу отвели комнату в жилой половине вотчинной конторы. Интерьер комнаты условный.
Рабочих мест несколько. Это и невысокая конторка для работы сидя.
И секретер, и - уже ожидаемо - очередной ломберный столик. Диван невероятной длины - пятиместный, не менее. Вся мебель провинциальной работы, однако выполнена из красного дерева.
Хотя мест для работы много, но осенью 1834-го Пушкину не работалось: за привезенные с собой черновики «Капитанской дочки» не взялся, автобиографические записки отложил в сторону. Написал только «Сказку о золотом петушке».
На сундуке дорожные шкатулки. Они же дорожные бюро.
Не прожив в Болдине и трех недель, отправился в Петербург. Мы - вслед за ним.
В заключение несколько слов о нашем экскурсоводе (не спросил, как ее зовут). Предыстория такая. Утром выехали из Пензы. По дороге были в Саранске - у Эрьзи и Сычкова. К началу последней экскурсии опоздали.
Теперь сама история. В кассе пришлось упрашивать, чтобы нам продали билеты. Уговоры подействовали не сразу, но билеты все-таки были оформлены. К экскурсии мы смогли присоединиться только через двадцать минут после ее начала, когда группа была уже в комнате с песочными часами. По окончании экскурсии я обратился к нашему экскурсоводу, извинился за опоздание и спросил, не сможет ли она хотя бы в двух-трех словах рассказать нам самое главное из того, чего мы не услышали. Каково же было наше удивление, когда экскурсовод вновь провела нас в дом и только для нас двоих, подробно и без сокращений, повторила весь пропущенный блок.
Пушкин бы на это заметил: если самый строгий, кассовый барьер удалось преодолеть, то дальше вам скорее всего не откажут.
При наличии билета можно гулять по территории усадьбы хоть до вечера. И мы гуляли. Пробовали яблоки, а они в болдинском саду всех цветов,
всех размеров
и всех сортов.
Но все одинаково несъедобные - не то что в Михайловском.
Другие пушкинские места: