16.09.2018 В этом доме прошли детские годы будущего народного комиссара по иностранным делам РСФСР и СССР Георгия Васильевича Чичерина. Его отец Василий Николаевич Чичерин был профессиональным дипломатом и служил в российских миссиях в Бразилии, Турции, Франции. Выйдя в 1867 году в отставку, он поселился в Тамбовской губернии в своем родовом имении Покровском и жил в нем, пока Георгию не исполнилось пяти лет. Затем в 1877 году Василий Николаевич приобрел городскую усадьбу в Тамбове. Деревянный усадебный барский дом, одноэтажный, с мезонином, был выстроен в стиле каменной архитектуры первой половины XIX века.
Сегодня мы войдем в дом Чичериных с дипломатическими целями - для проведения мебельной экскурсии. Зеленая гостиная На зиму Василий Николаевич вместе с семьей переезжал в имение Караул, принадлежавшее старшему брату - Борису Николаевичу Чичерину, историку права, философу, публицисту, почетному члену Петербургской Академии наук, разработчику модели атома. Именно в Карауле в ноябре 1872 года и родился Георгий. Этим, по-видимому, объясняется, почему в Зеленой гостиной тамбовского дома Василия Николаевича воссоздан интерьер караульской гостиной Бориса Николаевича. Кроме того, повлияло и то, что в 1927 году мебель из Караула поступила в губернский музей Тамбова.
Слева портрет Б. Н. Чичерина работы Владимира Шервуда (1873 г.)
Как выглядела караульская гостиная в 1880-е годы, можно судить по фотографии, опубликованной в 11-м номере журнала «Столица и усадьба» за 1914 год. Как следует из сопроводительной статьи, «большинство мебели работы Тур и Гамбс (СПб), известных мебельщиков 30-40-х годов».
И на фотографии, и в экспозиции музея на первом плане диванчик визави.
С прекрасным резным передним устоем.
Кстати, есть в моей коллекции еще один вариант визави. Он был найден в Рыбинской картинной галерее и, как выяснилось, давно засветился в съемках «Войны и мира».
[Взглянуть...]У рыбинского визави устои попроще - такая же точеная балясина, как и в спинке, только толще.
И S-образная загогулина развернута в противоположную сторону.
В России подобные предметы мебели называли «канапе», или «козезами» (от французского causeuse), или «козесками», или «козетками».
У мемориального шкафа, выполненного в технике буль (инкрустация из бронзы по черепахе), своя легенда. Говорят, он стоял когда-то во дворце польского короля Станислава Понятовского. Якобы о принадлежности шкафа монаршей особе свидетельствует герб, инкрустированный в верхней части дверки.
Глубокое и широкое кресло-жаба, в котором при желании можно расположиться с ногами.
Столовый гарнитур.
Спинки стульев значительно отклонены назад. Обеденный стол на невероятно кучерявой ноге.
Столешница сложного волнистого профиля с резным кантом.
Стоящее отдельно кресло, по идее, должно находиться во главе стола - это capotavola.
Белая гостиная Через Белую гостиную, меблированную классицистическими диваном и креслами, проходим быстро.
Люстра.
Закрыв глаза, так же быстро проходим и через другие залы первого этажа (мы в них еще вернемся) и поднимаемся в мезонин. Здесь расположены мемориальные детские - комнаты Георгия, его брата Николая и сестры Софьи.
Комната Георгия В этой комнате Георгий (или, как его звали домашние, Юра) жил с 1877 по 1886 гг. На ученическом письменном столе мемориальная бронзовая чернильница «Уточка».
С юных лет Георгий был не только полиглотом (свободно владел английским, французским, немецким и итальянским языками), но и прекрасно играл на фортепьяно. Центральный медальон пианино украшен портретом Моцарта. Полукруг сиденья банкетки чем-то напоминает формы курульного кресла.
Об увлечении Георгия Чичерина языками, музыкой и Моцартом мы еще вспомним.
Комната Николая Старший брат Георгия Николай закончил гимназию с золотой медалью. Похвальный лист предвыпускного класса висит над письменным столом в стиле жакоб.
Об увлечениях Николая свидетельствует скрипка, висящая на стене, а также шахматный столик, стоящий в окружении двух стульев. Николай и Георгий часто играли в шахматы.
Комната Софьи Соня была старше Георгия, но младше Николая. Как и все в доме, знала несколько иностранных языков. Занималась музыкой, играла на фортепьяно и цитре.
Цитра - музыкальный инструмент, лежащий на диване-конфиданте. По идее, такой диван должен размещаться подальше от стен - поближе к центру помещения. Невысокая спинка, делящая диван пополам, предполагает, что сидящие могут располагаться друг к другу спиной.
Иногда диван-конфидант конструировали таким образом, чтобы боковые полукруглые части можно было отсоединить. Как сделано здесь - не знаю.
Зеркало в фарфоровой раме.
Голубая комната О том, что раньше эта комната была столовой, напоминает мемориальный обеденный стол.
Мемориальный посудный сервант из усадьбы Караул.
За дверцами, украшенными растительным резным декором, представлена фарфоровая посуда XIX века.
Настенная полочка. Вещь маленькая и, очевидно, второстепенная, но посмотрите, как украшена.
В Голубой комнате рассказывают, в частности, о выступлении Георгия Васильевича Чичерина на Генуэзской конференции 1922 года. Тогда он предстал перед публикой не в гимнастерке, как кто-то мог ожидать, а во фраке и произнес свою речь трижды - на итальянском (по месту проведения мероприятия), французском (общеупотребительном в то время языке международной дипломатии) и английском языках (в зале было замечено много англичан). Личный триумф Чичерина во многом поспособствовал пересмотру отношения к молодой и непризнанной Советской России.
Из выступления Г. В. Чичерина на первом пленарном заседании Генуэзской конференции:
Проблема восстановления мирового хозяйства при настоящих условиях настолько неизмерима и обширна, что она может быть разрешена лишь при искреннем желании координации своих действий со стороны всех европейских и неевропейских стран и при готовности их в случае надобности на временные жертвы. Экономическое восстановление России, как самой крупной страны в Европе, обладающей неисчислимыми запасами природных богатств, является непременным условием всеобщего экономического восстановления. Россия со своей стороны заявляет о своей полной готовности содействовать разрешению стоящей перед конференцией задачи всеми находящимися в ее распоряжении средствами, а средства эти не малы. Заметьте: сказано 100 лет назад.
Люстра.
Малиновый зал В Малиновом зале, или Женской гостиной, Жоржина Егоровна Чичерина, мать семейства, встречала своих гостей и занималась с детьми. К тому счастливому периоду относятся мемориальные напольные часы из Караула. Кроме часов, минут и секунд, они показывают день недели и число месяца.
Жоржина Егоровна, она же баронесса Мейендорф, была внучкой, племянницей и кузиной известных русских дипломатов Мейендорфов. Так что будущее Георгия могло быть предопределено не только примером отца, но и многочисленными примерами по линии матушки.
Однако мы должны перенестись в атмосферу рабочего кабинета В. Г. Чичерина в народном комиссариате по иностранным делам РСФСР, впоследствии народного комиссариата иностранных дел СССР. Мемориальная мебель именно оттуда. Она датируется серединой XIX века.
Письменный стол очень глубокий.
Его тумбы декорированы полукруглыми арками, опирающимися на пары колонн. В центре каждой тумбы бронзовые венки с лентами. Арки, колонны, венки - все повторяется и в дверцах монументального книжного шкафа. Ампир.
Кресло-корытце с плетеной спинкой. Рококо.
Стиль рококо поддерживается и бержером.
Кстати, в рабочем кабинете наркома был и рояль, на котором в непродолжительные минуты отдыха Чичерин мог мастерски исполнить что-либо из крупных музыкальных форм.
Люстра.
«Чичерин - работник великолепный, добросовестнейший, умный, знающий. Таких людей надо ценить. Что его слабость - недостаток “командирства”, это не беда. Мало ли людей с обратной слабостью на свете!» - так охарактеризовал Чичерина (и косвенно самого себя) Ленин в июле 1918 года.
Георгий Васильевич работал в МИДе с 1918 по 1930 гг. Среди его заслуг подписание Брестского мира (1918 г.), мирного договора с Эстонией (1920 г.), Турцией, Ираном, Афганистаном (1921 г.), Рапалльского договора с Германией (1922 г., Генуэзская конференция), подписание договоров СССР с Турцией (1925 г.), Ираном (1927 г.).
Однако в 1930 году Чичерин фактически был отстранен от дел.
Кремовый зал В бывшей спальня матери сейчас находится рояль. Рядом бюст Моцарта: незадолго до отставки Чичерин написал о Моцарте книгу, которая была высоко оценена критиками.
Люстра.
После отставки Чичерин вел уединенный образ жизни, занимался исследовательской работой в области теории и истории музыки и тем не менее находился под негласным надзором.
Швейцарская Первое для входящего помещение оказалось последним по ходу нашей мебельной экскурсии. Швейцарская и поныне выполняет функции, схожие с историческими, - встречать и охранять.
Люстра.
Рассказ о Чичерине завершу словами, сказанными им в одном из писем к брату: «У меня была революция и Моцарт, революция - настоящее, а Моцарт - предвкушение будущего, но их отнять нельзя».