Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле

Jan 31, 2020 21:47

10.03.2018
Андрей Белый называл дом Волошина «одним из культурнейших центров не только России, но и Европы». В подтверждение этих слов можно привести длиннейший список имен поэтов, писателей, художников, которые в разное время не только бывали в гостях у Волошина, но и жили в его доме.


Не будем гоняться за списком, лучше взглянем на дом с особой, мебельной точки зрения.

Мастерская
Волошин строил свой дом по собственным чертежам - так говорят. Однако точно известно, что в мастерской все сделано его руками. Не случайно мастерская полна столярными, слесарными, плотницкими инструментами. Справа, за мольбертом, самодельный открытый стеллаж со всевозможными жестяными коробочками и стеклянными баночками с минеральными красками. Берестяные туески, изготовленные матушкой Волошина, служат вазами для букетов из засушенных цветов и трав.

В интерьере мастерской можно увидеть габриаки - сухие, корявые, причудливой формы корни и ветви виноградной лозы. Один экземпляр висит на стене над бюро, между картинами. Он похож на танцора, прыгнувшего вверх и согнувшего ногу в колене. Другой габриак, изобретательно названный Волошиным «Бегущая по волнам», помог Александру Грину выбрать название его романа.


Бюро оборудовано откидывающейся крышкой, увеличивающей площадь рабочей поверхности. Барочное кресло отставлено в сторону. Видимо, хозяину было удобнее пользоваться бюро, сидя на табуретах.


Каюта Таиах
Уютный закуток в глубине мастерской Волошин называл каютой Таиах.
Почему каютой? Скорее всего, потому, что камерное пространство расположено на небольшом подиуме и символически отделено от основного объема мастерской невысокими книжными стеллажами.


Внутри каюты - два стоящих друг напротив друга широких дивана. Их высокие спинки украшены гравюрами японских мастеров.


Еще одно почему - почему Таиах? Волошин был очарован скульптурным портретом древнеегипетской царицы, обнаруженным археологами при расчистке главного святилища Египта - храма Амона в Карнаке. Бог Амон считался творцом вселенной. Его супруга богиня Мут - владычицей неба. По традиции египтяне наделяли богов лицами правивших царей. При первичной атрибуции ошибочно предположили, что богиня Мут изображена с лицом Тейе, которая царствовала в XIV веке до н. э. В транскрипции Волошина имя Тейе превратилось в Таиах.

Весной 1905 года, очарованный красотой образа древнеегипетской царицы, Волошин заказал с него гипсовый слепок. В 1926 году родились такие строки:

Войди, мой гость: стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.


У лестницы, ведущей на второй уровень, расположилась конторка А. Н. Толстого. Она была изготовлена Волошиным по собственным чертежам. Граф Алексей Толстой впервые посетил коктебельский дом Волошина в 1909 году. Тогда же возникла идея литературной мистификации: для начинающей поэтессы Елизаветы Дмитриевой был придуман образ таинственной испанки и выбран соответствующий псевдоним - Черубина де Габриак. Всю захватывающую драматургию мистификации опускаю (информацию легко найти самостоятельно). Что такое «габриак», только что объяснил. Коротко скажу об итогах: в декабре на Черной Речке состоялась дуэль, на которой Волошин стрелялся с Николаем Гумилевым, при этом секундантом Волошина был Алексей Толстой. Дуэль завершилась бескровно.


Пока Таня проводит фотосессию с Пеппой, поднимемся по лестнице.


Библиотека
Весь второй уровень мастерской занимают книжные стеллажи. Перед нами лишь часть библиотеки. Всего в ней свыше 9000 изданий, более ста из которых - с автографами авторов. Слово Волошину:

Мой кров - убог. И времена - суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.
Для работы с книгами не нужно многого - был бы диванчик (пусть и жесткий),


да стол со стулом.

За окнами с мелкой расстекловкой скрывается летний кабинет, который называли «Максом в себе»: доступ в кабинет был ограничен. Интересно, что в стене кабинете оборудован тайник - крохотная тайная комната, в которой можно находиться либо сидя, либо лежа. В годы послереволюционной смуты Волошин поочередно прятал в тайной комнате то белых от красных, то красных от белых.

Зимой кабинет совсем недоступен - заглянуть в него не удалось даже одним глазком.


Если подняться еще выше, то попадаешь на смотровую площадку, которая расположена на крыше. При взгляде направо виден Кара-Даг - остатки давным-давно потухшего вулкана. В очертаниях южного склона хребта Кок-Кая можно узнать волошинский профиль.


Слева одна из гор называется Кучук-Янышар (Кучук-Енишар). Волошин завещал похоронить себя на ее вершине.


Профиль Волошина и могилу вам покажет Пеппа.

стол, мебель мемориальная, в Феодосию, Волошин, Пеппа, конторка, стеллаж, Крым, мебель, табурет, мольберт, бюро, Коктебель, кресло, мебель в музее, диван, Толстой А., Киммерия, стул

Previous post Next post
Up