Музей Александра Грина в Феодосии

Jan 29, 2020 16:53

10.03.2018
Грин поселился в Феодосии в мае 1924 года. Город настолько понравился писателю, что тот воскликнул: «Молодец, Александр Степанович! Вот здесь мы попишем!»

С сентября 1924 по апрель 1929 года Грин снимал квартиру в одном из домов по улице Галерейной.


Сейчас в этом доме музей - музей-корабль.

Переступая его порог (или ступая на палубу?) с мебельной экскурсией, первым делом видишь карту вымышленной страны «Гринландии». Карта покрывает стены и переходит на потолок, где люстра стилизована под корабельный фонарь.


Две фотографии фонаря, сделанные с интервалом в несколько секунд, завершают сорок пятую дюжину люстр и паникадил.


Мемориальный кабинет
Жена писателя Нина Николаевна Грин оставила подробное описание интерьера кабинета. Чтобы провести параллели между описанием и фотографиями, придется вручную выбрать и поменять местами некоторые фразы, сохраняя при этом весь смысл сказанного:

«Кабинет» - звучит внушительно. В действительности это небольшая квадратная комната с одним окном на Галерейную улицу. Убранство ее чрезвычайно скромно и просто… Направо от входа, в углу, у наружной стены, стоит небольшой старенький ломберный стол… На стене над столом фотография его отца… У стола с одной стороны полукруглое рабочее кресло, с другой, у окна, - клеенчатое, мягкое. На окне белые полотняные портьеры…


Грин в своем кабинете в Феодосии. 1926 г.

Клеенчатое кресло для экспозиции подобрали неплохо. Вот прямо видно, как тонкий специфический материал обивки провисает и пузырится на спинке и бликует на сиденье. Разница в том, что музейное кресло стоит на тонких ножках, а кресло Грина имело массивное основание.
Что касается «полукруглого рабочего кресла», похоже, что оно было все-таки мягким.

Добавлю, что справа виднеется краешек дорожного сундука, в котором Грин перевозил свои вещи и рукописи.


Тот самый мемориальный «небольшой старенький ломберный стол». Он был куплен Грином на аукционе в 1925 году. Александр Степанович был убежден, что «писатель за письменным столом - это очень мастито, профессионально и неуютно. От писателя внешне должно меньше всего пахнуть писателем».

Нина Николаевна продолжает:

На столе квадратная, граненая, стеклянная чернильница с медной крышкой… Электрическая лампа со светло-зеленым шелковым абажуром на бронзовом подсвечнике, простая ручка, которой Александр Степанович всегда писал, красное мраморное пресс-папье, щеточка для перьев и пачка рукописей…


И далее:

В стене, слева от стола, - шкаф. Там лежат книги… Под книжными полками узенькая дешевая кушетка.
Над кушеткой действительно располагается встроенный в стену небольшой книжный шкаф. Он новодельный и в кадр не попал.


Поначалу квартира Грина состояла из кухни и двух комнат (нынешних «Ростральной» и «Каюты капитана»). Кабинет был присоединен к квартире позже. Сейчас кабинет - единственное помещение квартиры, в котором воссоздана бытовая обстановка. В следующих комнатах размещается литературная экспозиция, оформленная в духе морской романтики. Оставлю на память несколько экспонатов, самых романтичных.

Каюта странствий
На стене - старая шарманка.


Висящей под потолком керосиновой лампой начну новую, сорок шестую дюжину люстр и паникадил.


Ростральная комната
Здесь люстра подвешена к бушприту огромного ростра.


Каюта капитана
Поговаривают, что так могла выглядеть каюта капитана Гёза на «Бегущей по волнам».


На столе лежит карта со всевозможной навигационной атрибутикой. Круглая столешница гравирована растительным узором и, по всей видимости, прекрасна.
Крупные растительные мотивы перешли и на тисненую кожу сиденья и спинок стульев. Гвозди с большими шляпками здесь как нельзя кстати.


Грин сдержал слово: 4 из 6 его романов («Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда») и более 40 рассказов и новелл были созданы в Феодосии.

Еще о Грине:

кушетка, стол, мебель мемориальная, в Феодосию, столик ломберный, сундук, мебель, Крым, свет, кресло, мебель в музее, люстра, Феодосия, стул, Киммерия, Грин

Previous post Next post
Up