Домик М. Ю. Лермонтова в Пятигорске

Nov 25, 2019 22:57

04.10.2017
В этом домике Лермонтову суждено будет провести два последних месяца своей жизни, с 14 мая по 15 июля 1841 года. И если бы не тот факт, что «Герой нашего времени» увидел свет ранее, в 1840-м, можно было бы предположить, что слова Печорина относятся именно к этому жилищу:

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный…
Усадьба, на территории которой находится домик, ранее принадлежала Василию Уманову. Затем ее выкупил отставной плац-майор Василий Иванович Чилаев. Он и построил настоящую крестьянскую хатку - маленькую беленую мазанку под камышовой крышей, - чтобы сдавать ее внаем приезжающим на воды.


Поручик Лермонтов прибыл в Пятигорск вместе со своим двоюродным дядей капитаном Алексеем Аркадьевичем Столыпиным. Молодые люди планировали провести на водах весь курортный сезон. Отставной майор Николай Соломонович Мартынов поселился неподалеку.

Диспозиция обрисована. Можно приступить к мебельной экскурсии.

Приемная
Начинаем с половины дома, которую занимал Столыпин. Обстановка первой комнаты более чем скромна. У окна - стол и два стула. В спинках стульев решетчатые вставки, но сиденья обтянуты ситцем.


У стены напротив - колясочный сундук. Он обит телячьей кожей и для прочности окован жестяными полосками. На крышке сундука лежит деревянная шкатулка для бумаг.


Буфетная
Буфетная - это небольшой закуток, отгороженный от приемной легкой деревянной перегородкой.


Здесь на столе мы видим складной походный самовар. Рядом серебряный молочник, принадлежавший Лермонтову. На дне молочника выполнена кустарная гравировка «М. Ю. Лермонтова 1840 года. Пятиг. 1793».


Роковое столкновение Лермонтова с Мартыновым, приведшее к ссоре и завершившееся дуэлью, состоялось в гостиной соседнего дома генерала Петра Семеновича Верзилина. Посуда из дома Верзилиных представлена в шкафу-горке.
Старинное домотканое полотенце принадлежало одной из семей рода Лермонтовых. На белом льняном холсте шелковой гладью вышиты герб и девиз рода «Sors mea Jesus» (в переводе с латыни - «Судьба моя Иисус»).


Комната Столыпина
Служила Алексею Аркадьевичу спальней. У дальней стены складная металлическая офицерская походная кровать на шести ножках. Кровать принадлежала Василию Ивановичу Чилаеву. Известно, что у Лермонтова была такая же.


Как выглядит подобная кровать в сложенном состоянии, удалось увидеть в селе Вятском, Ярославской области, в Музее вятского торгующего крестьянина.

[Взглянуть...]Этот экземпляр принадлежал зятю кузнеца Петряева из села Вятского.




На столике копия с акварели «А. А. Столыпин в виде курда», написанной Лермонтовым в Пятигорске в 1841 году.


Гостиная
Мы переместились на лермонтовскую половину и находимся в самой большой комнате. Она использовалась и как гостиная, и как столовая. Складной обеденный стол, похожий на стол-книжку, остался за кадром вместе с ломберным столиком.
Ковер на стене украшен дорогим оружием. Кавказское ружье, пистолет системы Кюхенрейтера, казачий кинжал - все соответствует обычаям того времени.
Диванчик прямых форм покрыт войлочным ковриком.


К диванчику приставлен круглый столик «об одной ножке» (1830-е гг.). При организации музея столик был приобретен в 1916 году Кавказским горным обществом у сына В. И. Чилаева. Есть сведения, что именно за этим столиком Лермонтов любил работать на балкончике.


Дверь на балкончик ведет прямо из гостиной.
Напомню, что в пятигорском домике Лермонтовым были созданы стихотворения «Дубовый листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк».


Комната Лермонтова
Комната служила Лермонтову кабинетом и спальней. Известно, что из мебели здесь были большой письменный стол с выдвижным ящичком, несколько стульев, складная металлическая кровать наподобие той, что мы видели в комнате Столыпина, и треугольный столик.
В эту комнату после трагической дуэли привезли бездыханное тело Лермонтова. Сначала его поместили на кровать, затем на разложенный обеденный стол - «до положения во гроб».

Обстановка 1841 года не сохранилась, но в Пятигорск передали подлинные предметы, ранее находившиеся в петербургской квартире Лермонтова.

Петербургский мемориальный письменный стол двухтумбовый, простых форм, без какого бы то ни было декора. За этим столом в Петербурге Лермонтов написал «Бородино», «Смерть поэта», «Маскарад», «Думу», главы «Героя нашего времени».


Петербургское мемориальное кожаное кресло Лермонтова - безусловная святыня - внешне удивительно несуразно. Удлиненная спинка и коротенькие ножки. Мощный завиток локотников, оканчивающийся жирной точкой, и узенький, тонюсенький, заостренный изгиб под коленями. Подушечки, шире локотников, как будто предоставлены сами себе.


Появлению в Пятигорске стола и кресла мы обязаны троюродному брату и другу Лермонтова - Акиму Павловичу Шан-Гирею, к которому после смерти поэта перешли мемории. Дочь Шан-Гирея, Евгения Акимовна, вспоминала:

С этим столом, как рассказывал отец, было у него связано много воспоминаний о поэте. За ним он читал отцу свои произведения. Накануне последнего отъезда Лермонтова из Петербурга они вместе разбирали бумаги, старые рукописи поэта, хранившиеся в ящиках его стола, отбирая нужные стихотворения для нового сборника, ненужные рукописи сжигали в камине.
Отправившись служить на Кавказ, Аким Павлович взял стол и кресло с собой. Спустя много лет Евгения Акимовна передала их в организуемый в Пятигорске музей.


В 1884 году, задолго до организации музея, в Пятигорск прибыла мраморная мемориальная доска. Ее изготовили по инициативе драматурга Александра Николаевича Островского и установили на стене лермонтовского домика.


Фото: www.домиклермонтова.рф

К сожалению, Островский не был точен с датами, из-за чего два месяца 1841 года превратились в 4 года, что, конечно, неверно.
Сейчас ошибка аккуратно исправлена.


В заключение скажу, что у домика Лермонтова, непосредственно на территории музея, растет грецкий орех. На прилегающей улице много каштанов. И орехи, и каштаны рассыпаны прямо под ногами. Мы не удержались - подняли с земли несколько штучек, чтобы увезти их домой.


Добродушные коровы к Лермонтову отношения не имеют. Их задача - охранять лермонтовские реликвии на подоконнике нашей кухни.
Другие лермонтовские музеи:

в Адлер, столик, стол, мебель мемориальная, Лермонтов, сундук, мебель металлическая, Островский А., мебель складная, кровать офицерская походная, мебель, горка, Пятигорск, кресло, мебель в музее, стол письменный, диван, кровать, шкаф, стул

Previous post Next post
Up