Приоратский дворец

Aug 14, 2019 15:38

22.07.2017
В конце XVIII века император Павел I стал протектором Мальтийского ордена и вскоре возглавил его. В Гатчине в 1799 году для размещения рыцарей Мальтийского ордена был возведен Приоратский дворец.



Дворец строился как некое подобие приората, то есть монастыря. Интерьеры его были просты.


Капелла Приоратского дворца

Также пишут и о простоте меблировки. Но как можно в это поверить, когда видишь итальянскую ренессансную мебель, представленную в одном из залов дворца?

Так, перед нами два ореховых сундука-кассоне XVI-XVII веков.


Историческая справка о сундуках.

Прямоугольный сундук с открывающейся верхней крышкой - один из самых ранних предметов мебели (такие сундуки известны со времен Древнего Египта).
Первые европейские предшественники сундуков представляли собой выдолбленное в массиве дерево. Начиная с XIII века сундуки стали изготавливать из планок, которые скрепляли гвоздями и для прочности связывали металлическими лентами.
В XV веке в Европе появилась принципиально новая конструктивная схема соединения панелей при помощи так называемых шипа и мортизы (мортиза - отверстие, служащее ответной частью для шипа).
Чаще всего сундуки были переносными. Одновременно их использовали для сидения. Но в сундуках всегда хранили наиболее ценные предметы и одежду.
Историческая справка о кассоне.

Форма сундука-кассоне происходит из Италии эпохи Возрождения. Тогда кассоне выступали в качестве свадебных сундуков. Их богато украшали инкрустацией и живописными резными сценами. На украшение затрат не жалели и приглашали лучших мастеров. Богатство декора могло сравниться лишь с религиозным искусством той эпохи. Поэтому кассоне принадлежали к числу наиболее ценимых вещей в любом доме.
Кассоне, подобные тем, что представлены в Приоратском дворце, могли находиться в домах рыцарей на Мальте. Отсюда и военная тематика резных деталей. Это и переплетение тел лошадей и сражающихся на них всадников,


и всевозможное оружие, и доспехи,


и устрашающего вида маскероны.


Откидывающаяся наверх крышка запирается на замок, врезанный в боковую стенку.


Второй сундук-кассоне подобен первому, но отличается от него набором резных предметов - при сохранении военной тематики.


А это ренессансный ореховый стул (Италия, XVI-XVII вв.). Спинка образована двумя широкими резными пластинами-перекладинами. Аналогичные перекладины размещены спереди под сиденьем. По сбитой краске внизу можно заметить, что нижняя перекладина, выполняющая функцию проножки, особенно неэргономична.


Простые, но удивительно красивые - за счет своего гигантского размера - резные деревянные кнопки.


Или вот ренессансное кресло с высокими боковыми устоями.


Спинка также образована парой широких резных пластин.


На верхней пластине читаются инициалы.


Нижняя перекладина тоже зашаркана ногами.


На локотниках выполнены небольшие резные накладки.


Парное кресло.


Подобная мебель пропитана воздухом средневекового рыцарства. Но мы возвращаемся на российскую почву и в следующем выставочном зале видим портрет императора Павла I, окруженный мебелью дворцовой и уже отечественной.


Сальваторе Тончи. Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена

Два кресла (Россия, вторая половина XVIII века) с золочеными каркасами. Спинка первого кресла в виде щита, отклонена назад. Наклон подчеркивается изгибом передних устоев.


Второе кресло с овальной спинкой. Как говорится, сверху бантик.


По нижней части спинки проложены резные дубовые веточки тончайшей работы.


Локотники оканчиваются орлиными головами - склоненными вниз, но все равно остающимися хищными.


Коротка была эпоха Павла I. Недолгим выдался и «век» Мальтийского ордена в России. А уникальный землебитный Приоратский дворец стоит себе в Гатчине на берегу Черного озера, и стены его год от года становятся все крепче и крепче.

мебель России, мебель, стиль ренессанс, кассоне, кресло, Павел I, Гатчина, мебель в музее, сундук, стул, мебель Италии

Previous post Next post
Up