БКП. Экстренный выпуск. Найдена мебельная столица России!

Sep 23, 2015 20:18

Ура, найдена мебельная столица России! И этим городом является - правильно - Рыбинск!
В Рыбинске мебели как рыбы в Рыбинском море: огромное количество. О чудесном зеркале из музея Мологского края я уже рассказал. Теперь надо срочно поговорить о Рыбинской картинной галерее.
На входе в галерею посетителей встречает пара трюмо. Их нижняя часть дополнена овальными консолями, декорированными резьбой.


Сейчас вы увидите трюмо в полный рост.
Что-то подобное было в комнате у Анны Андреевны - соседки моей бабушки по коммунальной квартире в доме номер 17 по улице Большой Конюшенной, что в Санкт-Петербурге. Анна Андреевна скрывала, но по всем ее аристократическим замашкам было понятно, что служила она не иначе как фрейлиной у августейшей супруги последнего императора. Это моя версия, но в другие я верить отказываюсь. Потолки в той коммуналке, кстати, достигали 4,5 метров в высоту.


Так вот, в Рыбинске таких трюмо целых две штуки. К сожалению, я не успел записать, кто и когда их изготовил. Видно, что в годы советского безвременья за зеркалами тщательно ухаживали, о чем свидетельствуют многочисленные царапины на их поверхностях.

Повторюсь, мы находимся в картинной галерее. Когда мы вбежали в нее, то до конца нашего пребывания в мебельной столице России оставалось всего полчаса, о чем мы сообщили экскурсоводу.
Экскурсовод с энтузиазмом восприняла полученную информацию и сразу же начала свой рассказ. Но даже через десять минут мы стояли на месте, не сделав по залам и шагу, только слушая наискучнейшую монотонную речь.

Я понял, что надо спасать положение, и принялся фотографировать. Начал с французских мебелей.

Горка. Франция, 1780-1825 гг.
Материал: дерево красное, шпон ценных пород дерева, латунь.
Техника: фанеровка, наборное дерево, литье.

Прекрасная однодверная витрина с латунными декоративными накладками на ножки и ребра.


Хорошая для конца XVIII века инкрустация. Как они ее делали без лазерной резки? Находим пятиконечную звезду. Обращаем внимание на то, что старинные мастера не боялись сучков в шпоне (у ножки слева), и я с ними солидарен. Современные клиенты, покупающие итальянскую мебель, изошли бы на крик, увидев такое безобразие.
Дверка треснула - очень жаль.


Еще один сучок - и никакой катастрофы. Сердце клиента, купившего современный аналог, не выдержало бы подобных испытаний.


Комод-консоль. Франция, 1790-е гг. Возможно, изготовлен мастером A. Lemesle (?).
Материал: дерево, латунь, мрамор.
Техника: маркетри, точение, литье.
Происходит из числа предметов, переданных в музей в 1920 г. из учреждений Петрограда. Возможно, ранее принадлежал представителям семьи Оболенских.

Для начала скажу о небольшом субъективном недостатке, который мне бросается в глаза. На свисающем вниз подзоре должен быть декоративный элемент, хотя бы маленький цветочек, а так подзор выглядит как гладкий хвост пингвина.


Теперь о правде жизни. Прекрасно выполненная инкрустация с перетеканием рисунка с одного ящичка на другой вызывает у современного продавца мебели смешанные чувства.
С одной стороны, это невероятно красиво, даже несмотря на неправильную с музыкальной точки зрения расстановку нот на нотном стане.
С другой, если при покупке или эксплуатации современной мебели что-то не поправимое силами реставраторов случается с фасадом одного подобного ящика, то заказывать на фабрике и менять приходится оба, так как дистанционно подогнать перетекающий рисунок невозможно. По крайней мере, итальянцы за такую работу не берутся.


Наконец о скрытом достоинстве. Под каменной столешницей прячется не просто окрашенная и лакированная деревянная поверхность, как это сейчас часто бывает у итальянцев, а поверхность инкрустированная. Хотя рисунок инкрустации в виде треугольных парусов тематически не сочетается с рисунком фасадов и боковин, но все равно приятно.


Диван. Франция, 1850-1910-е гг.
Материал: дерево, бронза, ткань, краска анилиновая.
Техника: инкрустация латунью, золочение.

Красно-оранжевый цвет тонированных поверхностей необычайно красив.


Рисунок дерева органично переплетается с рисунком инкрустации.


Еще пара предметов в подобной отделке.

Кресло. Франция, 1850-1910-е гг.
Материал: дерево, бронза, ткань, краска анилиновая.
Техника: инкрустация латунью, золочение.

Столик. Франция, 1800-1835 гг.
Материал: дерево, бронза, мастика, сафьян.
Техника: инкрустация латунью.

Кто может мне объяснить, почему кресло и диван выполнены в одно и то же время, из одних и тех же материалов, в одной и той же цветовой гамме, в одной и той же технике, но в разных стилях?


Почему здесь рококо,


а здесь ампир? Ведь мебель наверняка приобреталась для одного интерьера? Или в разных комнатах должна была стоять различающаяся по стилям, но одинаковая по цвету и технике исполнения мебель? Или все-таки эти предметы стояли рядом?


Теперь о столике. С ним тоже не все так просто: столик изготовлен на полвека раньше, чем диван и кресло, но красно-оранжевый цвет тот же, что и у дивана. Как это можно объяснить?


Подводим промежуточный итог. Франции ставим зачет. Переходим к России. Посмотрим, на что способна она.

Шкаф-бюро. Россия(?), 1760-1780-е гг.
Материал: сосна (массив), дуб (массив), орех (массив), шпон орехового дерева, шпон черного дерева, шпон яблони, шпон черешневого дерева, шпон клена, шпон корня тополя, железо.

Пузатенький такой шкафчик, c огромным количеством ящиков разных размеров. Аккуратно инкрустирован с головы до ног.


Восхищает, конечно, мастерство шпонирования поверхностей двойной кривизны


и точность изготовления и подгонки ящиков непрямоугольной формы.
Цилиндрическая средняя вставка наверняка вращается. А сколько здесь должно быть секретов! И не сосчитаешь.


Стол-бобик. Россия, последняя треть XVIII века.
Материал: дерево, орех (?), дерево тонированное, груша (?), сплав медный.
Техника: маркетри.

Очень симпатичный экземпляр с богатыми изгибами столешницы и обечайки, с простым, но милым рисунком. Подкачали только ножки: они настолько плоские и не сочетающиеся с верхом, что мне не хочется их показывать.
И еще слово «бобик» - самое противное из всех, которые относятся к мебельной тематике.
- Бобик, фу!
- Шарик, фас!
Нет, только боб! И точка.


Шкафчик-угольник. Россия, конец XVIII в.
Материал: дерево, фанеровка.
Техника: маркетри, роспись.

Я бы назвал этот предмет угловой тумбой, но дела это не меняет. Рассматриваем незатейливый китайский сюжет и не виданные ни одним китайцем деревья.
Подзор и ножки, конечно, не соответствуют всему остальному.


Мастер - затейник. Молодец, такие фигурные углы завернул.


Комод. Россия, вторая половина XIX в. (?)
Материал: дерево, бронза, мрамор цветной.
Техника: резьба, маркетри, литье.

Мне нравится все, кроме горизонтальных тонких вставок между ящиками. Если это выдвигающиеся полки, то где ручки? Если это не полки, то что тогда? И зачем?


Здесь особенно хорошо видна оригинальная раскладка шпона.
Так, кто додумался поставить инвентаризационный номер?


Комплект из двух кресел. Россия (?), середина XIX века.
Материал: дерево красное, бронза, ткань.
Техника: резьба, инкрустация латунью, золочение.

Когда бросаешь беглый взгляд на эту пару, кажется, что кресла одинаковые.


Потом понимаешь, что это не так.
Отличий много:
1. ручки (драконы со змеиными телами, покрытыми рыбьей чешуей и заканчивающимися рыбьими же хвостами, против женских сфинксоподобных голов с крыльями и змеиными хвостами, покрытыми рыбьей чешуей);
2. узоры в розетках (мужские профили против крестов, стилизованных под листья клевера);
3. узоры под розетками (треугольные рассеченные флажки против тройных свисающих листьев).


Отличий очень много:
4. декор на передней царге (горизонтальная металлическая накладная розетка против растительного мотива инкрустации);
5. окончания подлокотников (заостренные закругления против шишек);
6. окончания ножек (звериные лапы против растительных розеток).


Это разные стулья! У меня есть собственная околонаучная версия того, почему так произошло.[Подглядеть]Думаю, что слева стул для кавалера, справа - для дамы. Ну, или наоборот.


Кресло. Россия, 1875-1900 гг.
Материал: дуб.
Техника: резьба, позолота.

Наш вариант ренессанса,


с лубочным орлом, брюхо которого похоже на ананас. Ручки грубоваты, зато резные гнутые ножки прекрасны.


Стул. Россия, 1870-1910 гг.
Материал: орех.
Техника: резьба по дереву.

Этот экземпляр интересен тем, что резьба имитирует плетение лозы.


Однако сочетание плетеной изгороди, сучковатых веток, резных дубовых листочков, а также цветка на овальном медальоне грубовато, на мой взгляд. Чем все эти мотивы объединены?


Стул. 1880-1890-е гг.
Материал: береза, краска анилиновая.
Техника: резьба, точение, окраска.
По верхнему обводу спинки процарапана надпись: «Березина Нина Николаевна».

Стул в псевдорусском стиле, предназначен для тех, кто увлекается сказками Пушкина и поэтому живет в тереме.
Шары на ножках-балясинах хороши, прекрасно сочетаются с тонкими заостренными окончаниями ножек. Мне нравятся, не могу оторвать от них взгляд.


Спинка интересная. Неожиданно объединяет в себе мотивы кокошника, звезды и лошадиного хомута.


Кресло. Россия, 1911 г.
Материал: дерево, лак, краска.
Техника: резьба, окраска, лакирование.
Принадлежал родителям Т. П. Петряковой, бывшим рыбинским купцам Принцевым.

Еще один представитель псевдорусского стиля. Снова встречаем спинку в форме хомута. Отличный корпоративный подарок, например боссу на день рождения!


По дуге спинки читается надпись «Хлеб соль ешь(,) а правду режь», которая рассекает собой дату - 20 января 1911 года - видимо, день рождения босса. Подлокотники-топоры. Наверно, только из-за них стул и экспонируется.


Однако не все в России топорно.

Стол овальный, стулья мягкие. Россия, начало XX в.
Материал: береза карельская, шелк.
Техника: латунь, резьба, лакирование.

Мне нравится.


Даже несмотря на то, что мотив солнца крупноват.


Сзади он поаккуратнее будет.


В заключение - самое интересное. Угадайте, что это за предмет. Правильный ответ под фотографией, но не торопитесь пролистывать, подумайте.


Кресло Визави. Россия, вторая половина XIX в.
Материал: дерево, кожа, шпон красного дерева.
Техника: точение, фанеровка, обивка.

Конструкция кресла по типу сдвоенных виндзорских стульев оригинальна - это плюс. Но исполнение простовато: массивное недекорированное основание, лес тощих маловыразительных балясин. Это минус.

Особый интерес представляет информация с таблички: «На основании акта приемки-сдачи от 27 июля 1964 г. предмет передавался на киностудию “Мосфильм” для съемок фильма “Война и мир”».


Дело в том, что сейчас в музее проходит временная выставка «“Война и мир” Л. Н. Толстого». Напомню, что на весь музей у нас было тридцать минут, десять из которых мы потеряли в самом начале, пытаясь слушать экскурсию. Выставка в план экскурсии не входила, пришлось пробежать по ней галопом. Насколько я понял, здесь представлены мебель из Рыбинского музея, фотографии из «Войны и мира» С. Бондарчука и костюмы из одноименной оперы С. Прокофьева.

Наташа.


Мне костюмы очень нравятся, но возможность их прокомментировать предоставим профессионалам.


Просто посмотрим.


Княжна Марья.


Приблизимся, чтобы рассмотреть шитье.


Другая мебель и реквизит для комнаты старого князя Болконского.

Столик. Россия, первая четверь XIX в. (?)
Материал: дерево, шпон красного дерева, латунь.
Техника: фанеровка, резьба, золочение.

Стул. Россия, 1800-1850 гг.
Материал: дерево, шпон красного дерева, сафьян.
Техника: фанеровка, резьба, обивка, точение.

Конечно, стол со стульями не образуют гармоничный комплект: стол намного изящнее.


Зато стул аскетичен, как и подобает быть мебели для старого князя. Помню, когда я дважды слушал аудиокнигу «Война и мир» (в исполнении разных чтецов), оба раза момент прощания строгого старика с сыном пробирал до мозга костей.


Еще один костюм. Не успел выяснить, к кому относится.


Посмотрите на красоту вышивки и простите мою недоработку.


Подводим окончательный итог.
1. Если не принимать в расчет псевдорусские стулья, мастера России ничем не уступали французам. Поэтому ничья.
2. Рыбинск - мебельная столица России. Где еще можно увидеть столько разнообразной мебели в непосредственной близости, а не в чехлах и за загородками, как в других музеях!

Надеюсь, я вас убедил. Теперь понятно, зачем я отправился в круиз, превратившийся в Большое космическое путешествие БКП? Я должен был открыть мебельную столицу России. И я рад, что ей оказался милый Рыбинск.

У меня есть еще пара фотографий одного предмета мебели. Оставляю их на сладкое, так как они заслуживают отдельного поста.

Выражаю благодарность картинной галерее Рыбинского музея-заповедника за невоспрепятствование съемке и за хорошую информационно-справочную систему, которая помогла мне в идентификации мебели. Вся информация выше, набранная курсивом, как раз из той системы.

Повторим декларацию безответственности.
1. Все, что написано в постах, посвященных речному круизу СПб - Плес - СПб, состоявшемуся с 28 августа по 07 сентября 2015 года на теплоходе «Кронштадт», является плодом моего воспаленного круизом воображения.
2. Претензии по поводу отсутствия документальной достоверности изложенного, несоблюдения хронологии, художественного искажения действительности, а также отсутствия в сделанных с рук фотографиях попиксельной четкости - не принимаются.

Рыбинск, стол, дуга-топор-и-рукавицы, Шутов, БКП, зеркало, сенсация, витрина, мебель России, мебель, мебель Франции, трюмо, бюро, кресло, мебель в музее, стол-боб, консоль, костюм, комод, диван, визави, в Плёс, шкаф, стул, канапе

Previous post Next post
Up