БКП. Экстренный выпуск. Найдена мебельная столица России!
Sep 23, 2015 20:18
Ура, найдена мебельная столица России! И этим городом является - правильно - Рыбинск! В Рыбинске мебели как рыбы в Рыбинском море: огромное количество. О чудесном зеркале из музея Мологского края я уже рассказал. Теперь надо срочно поговорить о Рыбинской картинной галерее. На входе в галерею посетителей встречает пара трюмо. Их нижняя часть дополнена овальными консолями, декорированными резьбой.
Сейчас вы увидите трюмо в полный рост. Что-то подобное было в комнате у Анны Андреевны - соседки моей бабушки по коммунальной квартире в доме номер 17 по улице Большой Конюшенной, что в Санкт-Петербурге. Анна Андреевна скрывала, но по всем ее аристократическим замашкам было понятно, что служила она не иначе как фрейлиной у августейшей супруги последнего императора. Это моя версия, но в другие я верить отказываюсь. Потолки в той коммуналке, кстати, достигали 4,5 метров в высоту.
Так вот, в Рыбинске таких трюмо целых две штуки. К сожалению, я не успел записать, кто и когда их изготовил. Видно, что в годы советского безвременья за зеркалами тщательно ухаживали, о чем свидетельствуют многочисленные царапины на их поверхностях.
Повторюсь, мы находимся в картинной галерее. Когда мы вбежали в нее, то до конца нашего пребывания в мебельной столице России оставалось всего полчаса, о чем мы сообщили экскурсоводу. Экскурсовод с энтузиазмом восприняла полученную информацию и сразу же начала свой рассказ. Но даже через десять минут мы стояли на месте, не сделав по залам и шагу, только слушая наискучнейшую монотонную речь.
Я понял, что надо спасать положение, и принялся фотографировать. Начал с французских мебелей.
Горка. Франция, 1780-1825 гг. Материал: дерево красное, шпон ценных пород дерева, латунь. Техника: фанеровка, наборное дерево, литье.
Прекрасная однодверная витрина с латунными декоративными накладками на ножки и ребра.
Хорошая для конца XVIII века инкрустация. Как они ее делали без лазерной резки? Находим пятиконечную звезду. Обращаем внимание на то, что старинные мастера не боялись сучков в шпоне (у ножки слева), и я с ними солидарен. Современные клиенты, покупающие итальянскую мебель, изошли бы на крик, увидев такое безобразие. Дверка треснула - очень жаль.
Еще один сучок - и никакой катастрофы. Сердце клиента, купившего современный аналог, не выдержало бы подобных испытаний.
Комод-консоль. Франция, 1790-е гг. Возможно, изготовлен мастером A. Lemesle (?). Материал: дерево, латунь, мрамор. Техника: маркетри, точение, литье. Происходит из числа предметов, переданных в музей в 1920 г. из учреждений Петрограда. Возможно, ранее принадлежал представителям семьи Оболенских.
Для начала скажу о небольшом субъективном недостатке, который мне бросается в глаза. На свисающем вниз подзоре должен быть декоративный элемент, хотя бы маленький цветочек, а так подзор выглядит как гладкий хвост пингвина.
Теперь о правде жизни. Прекрасно выполненная инкрустация с перетеканием рисунка с одного ящичка на другой вызывает у современного продавца мебели смешанные чувства. С одной стороны, это невероятно красиво, даже несмотря на неправильную с музыкальной точки зрения расстановку нот на нотном стане. С другой, если при покупке или эксплуатации современной мебели что-то не поправимое силами реставраторов случается с фасадом одного подобного ящика, то заказывать на фабрике и менять приходится оба, так как дистанционно подогнать перетекающий рисунок невозможно. По крайней мере, итальянцы за такую работу не берутся.
Наконец о скрытом достоинстве. Под каменной столешницей прячется не просто окрашенная и лакированная деревянная поверхность, как это сейчас часто бывает у итальянцев, а поверхность инкрустированная. Хотя рисунок инкрустации в виде треугольных парусов тематически не сочетается с рисунком фасадов и боковин, но все равно приятно.
Диван. Франция, 1850-1910-е гг. Материал: дерево, бронза, ткань, краска анилиновая. Техника: инкрустация латунью, золочение.
Красно-оранжевый цвет тонированных поверхностей необычайно красив.
Рисунок дерева органично переплетается с рисунком инкрустации.
Еще пара предметов в подобной отделке.
Кресло. Франция, 1850-1910-е гг. Материал: дерево, бронза, ткань, краска анилиновая. Техника: инкрустация латунью, золочение.
Столик. Франция, 1800-1835 гг. Материал: дерево, бронза, мастика, сафьян. Техника: инкрустация латунью.
Кто может мне объяснить, почему кресло и диван выполнены в одно и то же время, из одних и тех же материалов, в одной и той же цветовой гамме, в одной и той же технике, но в разных стилях?
Почему здесь рококо,
а здесь ампир? Ведь мебель наверняка приобреталась для одного интерьера? Или в разных комнатах должна была стоять различающаяся по стилям, но одинаковая по цвету и технике исполнения мебель? Или все-таки эти предметы стояли рядом?
Теперь о столике. С ним тоже не все так просто: столик изготовлен на полвека раньше, чем диван и кресло, но красно-оранжевый цвет тот же, что и у дивана. Как это можно объяснить?
Подводим промежуточный итог. Франции ставим зачет. Переходим к России. Посмотрим, на что способна она.
и точность изготовления и подгонки ящиков непрямоугольной формы. Цилиндрическая средняя вставка наверняка вращается. А сколько здесь должно быть секретов! И не сосчитаешь.
Стол-бобик. Россия, последняя треть XVIII века. Материал: дерево, орех (?), дерево тонированное, груша (?), сплав медный. Техника: маркетри.
Очень симпатичный экземпляр с богатыми изгибами столешницы и обечайки, с простым, но милым рисунком. Подкачали только ножки: они настолько плоские и не сочетающиеся с верхом, что мне не хочется их показывать. И еще слово «бобик» - самое противное из всех, которые относятся к мебельной тематике. - Бобик, фу! - Шарик, фас! Нет, только боб! И точка.
Шкафчик-угольник. Россия, конец XVIII в. Материал: дерево, фанеровка. Техника: маркетри, роспись.
Я бы назвал этот предмет угловой тумбой, но дела это не меняет. Рассматриваем незатейливый китайский сюжет и не виданные ни одним китайцем деревья. Подзор и ножки, конечно, не соответствуют всему остальному.
Мастер - затейник. Молодец, такие фигурные углы завернул.
Комод. Россия, вторая половина XIX в. (?) Материал: дерево, бронза, мрамор цветной. Техника: резьба, маркетри, литье.
Мне нравится все, кроме горизонтальных тонких вставок между ящиками. Если это выдвигающиеся полки, то где ручки? Если это не полки, то что тогда? И зачем?
Здесь особенно хорошо видна оригинальная раскладка шпона. Так, кто додумался поставить инвентаризационный номер?
Комплект из двух кресел. Россия (?), середина XIX века. Материал: дерево красное, бронза, ткань. Техника: резьба, инкрустация латунью, золочение.
Когда бросаешь беглый взгляд на эту пару, кажется, что кресла одинаковые.
Потом понимаешь, что это не так. Отличий много: 1. ручки (драконы со змеиными телами, покрытыми рыбьей чешуей и заканчивающимися рыбьими же хвостами, против женских сфинксоподобных голов с крыльями и змеиными хвостами, покрытыми рыбьей чешуей); 2. узоры в розетках (мужские профили против крестов, стилизованных под листья клевера); 3. узоры под розетками (треугольные рассеченные флажки против тройных свисающих листьев).
Отличий очень много: 4. декор на передней царге (горизонтальная металлическая накладная розетка против растительного мотива инкрустации); 5. окончания подлокотников (заостренные закругления против шишек); 6. окончания ножек (звериные лапы против растительных розеток).
Это разные стулья! У меня есть собственная околонаучная версия того, почему так произошло.[Подглядеть]Думаю, что слева стул для кавалера, справа - для дамы. Ну, или наоборот.
Кресло. Россия, 1875-1900 гг. Материал: дуб. Техника: резьба, позолота.
Наш вариант ренессанса,
с лубочным орлом, брюхо которого похоже на ананас. Ручки грубоваты, зато резные гнутые ножки прекрасны.
Стул. Россия, 1870-1910 гг. Материал: орех. Техника: резьба по дереву.
Этот экземпляр интересен тем, что резьба имитирует плетение лозы.
Однако сочетание плетеной изгороди, сучковатых веток, резных дубовых листочков, а также цветка на овальном медальоне грубовато, на мой взгляд. Чем все эти мотивы объединены?
Стул. 1880-1890-е гг. Материал: береза, краска анилиновая. Техника: резьба, точение, окраска. По верхнему обводу спинки процарапана надпись: «Березина Нина Николаевна».
Стул в псевдорусском стиле, предназначен для тех, кто увлекается сказками Пушкина и поэтому живет в тереме. Шары на ножках-балясинах хороши, прекрасно сочетаются с тонкими заостренными окончаниями ножек. Мне нравятся, не могу оторвать от них взгляд.
Спинка интересная. Неожиданно объединяет в себе мотивы кокошника, звезды и лошадиного хомута.
Кресло. Россия, 1911 г. Материал: дерево, лак, краска. Техника: резьба, окраска, лакирование. Принадлежал родителям Т. П. Петряковой, бывшим рыбинским купцам Принцевым.
Еще один представитель псевдорусского стиля. Снова встречаем спинку в форме хомута. Отличный корпоративный подарок, например боссу на день рождения!
По дуге спинки читается надпись «Хлеб соль ешь(,) а правду режь», которая рассекает собой дату - 20 января 1911 года - видимо, день рождения босса. Подлокотники-топоры. Наверно, только из-за них стул и экспонируется.
Однако не все в России топорно.
Стол овальный, стулья мягкие. Россия, начало XX в. Материал: береза карельская, шелк. Техника: латунь, резьба, лакирование.
Мне нравится.
Даже несмотря на то, что мотив солнца крупноват.
Сзади он поаккуратнее будет.
В заключение - самое интересное. Угадайте, что это за предмет. Правильный ответ под фотографией, но не торопитесь пролистывать, подумайте.
Кресло Визави. Россия, вторая половина XIX в. Материал: дерево, кожа, шпон красного дерева. Техника: точение, фанеровка, обивка.
Конструкция кресла по типу сдвоенных виндзорских стульев оригинальна - это плюс. Но исполнение простовато: массивное недекорированное основание, лес тощих маловыразительных балясин. Это минус.
Особый интерес представляет информация с таблички: «На основании акта приемки-сдачи от 27 июля 1964 г. предмет передавался на киностудию “Мосфильм” для съемок фильма “Война и мир”».
Дело в том, что сейчас в музее проходит временная выставка «“Война и мир” Л. Н. Толстого». Напомню, что на весь музей у нас было тридцать минут, десять из которых мы потеряли в самом начале, пытаясь слушать экскурсию. Выставка в план экскурсии не входила, пришлось пробежать по ней галопом. Насколько я понял, здесь представлены мебель из Рыбинского музея, фотографии из «Войны и мира» С. Бондарчука и костюмы из одноименной оперы С. Прокофьева.
Наташа.
Мне костюмы очень нравятся, но возможность их прокомментировать предоставим профессионалам.
Просто посмотрим.
Княжна Марья.
Приблизимся, чтобы рассмотреть шитье.
Другая мебель и реквизит для комнаты старого князя Болконского.
Столик. Россия, первая четверь XIX в. (?) Материал: дерево, шпон красного дерева, латунь. Техника: фанеровка, резьба, золочение.
Стул. Россия, 1800-1850 гг. Материал: дерево, шпон красного дерева, сафьян. Техника: фанеровка, резьба, обивка, точение.
Конечно, стол со стульями не образуют гармоничный комплект: стол намного изящнее.
Зато стул аскетичен, как и подобает быть мебели для старого князя. Помню, когда я дважды слушал аудиокнигу «Война и мир» (в исполнении разных чтецов), оба раза момент прощания строгого старика с сыном пробирал до мозга костей.
Еще один костюм. Не успел выяснить, к кому относится.
Посмотрите на красоту вышивки и простите мою недоработку.
Подводим окончательный итог. 1. Если не принимать в расчет псевдорусские стулья, мастера России ничем не уступали французам. Поэтому ничья. 2. Рыбинск - мебельная столица России. Где еще можно увидеть столько разнообразной мебели в непосредственной близости, а не в чехлах и за загородками, как в других музеях!
Надеюсь, я вас убедил. Теперь понятно, зачем я отправился в круиз, превратившийся в Большое космическое путешествие БКП? Я должен был открыть мебельную столицу России. И я рад, что ей оказался милый Рыбинск.
У меня есть еще пара фотографий одного предмета мебели. Оставляю их на сладкое, так как они заслуживают отдельного поста.
Выражаю благодарность картинной галерее Рыбинского музея-заповедника за невоспрепятствование съемке и за хорошую информационно-справочную систему, которая помогла мне в идентификации мебели. Вся информация выше, набранная курсивом, как раз из той системы.
Повторим декларацию безответственности. 1. Все, что написано в постах, посвященных речному круизу СПб - Плес - СПб, состоявшемуся с 28 августа по 07 сентября 2015 года на теплоходе «Кронштадт», является плодом моего воспаленного круизом воображения. 2. Претензии по поводу отсутствия документальной достоверности изложенного, несоблюдения хронологии, художественного искажения действительности, а также отсутствия в сделанных с рук фотографиях попиксельной четкости - не принимаются.