30.04.2017 Достоевские приехали в Старую Руссу в 1872 г. На следующий год они сняли 7 комнат в доме на набережной реки Перерытицы, а в 1876 г. выкупили этот дом.
Сравнивая интерьеры старорусского дома с петербургской квартирой, можно заметить, что в вопросе меблировки Достоевские себе не изменяли. Мебельная экскурсия позволит в этом убедиться. Передняя Напольная вешалка-стойка, настенная зонтичница (1850-е гг.).
[Сравним их с аналогами из петербургской квартиры...]Сравним их с аналогами из петербургской квартиры. Вешалка в наличии. При небольших отличиях в дизайне функция зонтичницы полностью аналогична старорусскому экземпляру.
Обратим внимание на мемориальные предметы, лежащие на столе: цилиндр и лайковую перчатку Достоевского. Затем медленно переведем взгляд на спинку стула. На ней прочитывается сова.
Таких стульев в передней 6 штук: передняя очень просторная. Еще одна мемория - ковровая скатерть семьи Достоевских.
Дорожный сундук, он же кофр для верхнего платья (фабрика дорожных вещей Ю. Мюллера, Санкт-Петербург, конец XIX века).
[Кстати, о дороге...]Кстати, о дороге. Сейчас читаю книгу Юрия Бродского «Соловки. Двадцать лет Особого Назначения». Автор приводит интересную фотографию и цитирует слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, находившегося с 1928 по 1932 гг. в соловецких лагерях в заключении:
Железную дорогу ОГПУ привезло из Новгорода - часть узкоколейной дороги, которая была проложена от Старой Руссы к Новгороду. По этой дороге ездил в свое время Ф. М. Достоевский.
Фото из книги Ю. Бродского «Соловки. Двадцать лет Особого Назначения» - М., 2008 (с. 138)
Сначала было засомневался, не отвлекаюсь ли. Но потом почувствовал еще одну значимую параллель - один политкаторжанин, академик АН СССР, говорит о другом политкаторжанине, члене-корреспонденте Петербургской АН: Достоевский четыре года провел на каторге и в ссылке.
Настенный шкафчик для хранения лекарств (1850-е гг.) - настоящее произведение прикладного искусства: карниз с фиалом в разрыве, резные металлические накладные петли, декоративная ручка.
Гостиная Вокруг стола, покрытого ковровой скатертью, расставлены кресла и двухместный диван - компаньон.
Подобная конструкция называется «сиамские близнецы». Диван оборудован полочкой. На полочке, вероятно, пепельница.
В противоположном углу еще один круглый стол, тоже покрытый ковровой скатертью, и пара кресел.
В простенке между окнами трюмо.
В углу фисгармония (1870-е гг.) фирмы Hinkel (Германия). Инструмент подлинный из старорусского дома Достоевских. Был передан в церковно-приходскую школу при Георгиевской церкви, где впоследствии хранился в подвале.
Люстра.
Кабинет Достоевского Интерьер кабинета был восстановлен по фотографии, которую Анна Григорьевна сделала в 1885 г., после смерти писателя. В отличие от Петербурга, где у Достоевского был письменный стол внушительных размеров, в Старой Руссе Федор Михайлович трудился за небольшим столиком.
Стол самых простых форм, выполнен из березы (1870-е гг.). Зато изгиб спинки стула вызывает восторг.
На стене, над трехместным диваном с волнистой спинкой, висит литография с «Сикстинской мадонны» Рафаэля. В петербургской квартире писателя мы видели другую, увеличенную литографию с этого же полотна.
Литография связала Достоевского с Толстым. Я дважды рассказывал эту историю. Повторю ее и в третий раз, цитируя книгу Ильи Толстого «Свет Ясной Поляны» (Тула, 2014):
Когда в 1947 году Сергей Львович [Толстой]... прощался с домом, он сказал тогда об удивительном... совпадении: и здесь, в Ясной Поляне, и в Петербурге, в доме Достоевского, висят старинные литографии «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Они были подарены обоим писателям одним и тем же лицом - Александрой Андреевной Толстой, теткой Льва Николаевича. Толстому - в молодости, а Достоевскому, кажется, за год до его смерти. А они так и не познакомились друг с другом» (с. 59). Легендарные «Сикстинские мадонны»: [петербургская]- петербургская литография. И кстати, петербургский письменный стол - для оценки размеров рабочего места.
[яснополянская]- яснополянская литография. Толстой пользовался столом небольшого размера и - из-за близорукости - детским стульчиком.
Второе рабочее место в старорусском кабинете писателя было предназначено для Анны Григорьевны. За этим секретером (первая половина XIX века) она ежедневно стенографировала под диктовку Федора Михайловича.
Тончайшей работы латунная балюстрада по периметру.
Вертикальные каннелюры и прихваченные гвоздиками фигурные тарелочки на боковинах. Отделка под латунь на каждом ящичке. Черты стиля жакоб.
Подлинная кожаная вставка, старинный замок. Справа - стенографический блокнот. Когда-то давным-давно я изучал стенографию, но разобрать записи не смог: подзабыл, да и система письма многократно менялась (даже у меня есть несколько учебников с различными системами).
Вообще, Анна Григорьевна предпочитала работать за секретерами. Взгляните на экземпляр из петербургской квартиры Достоевских.
Столовая В центре прямоугольный обеденный стол, окруженный стульями с высокими резными спинками. Самые ценные, мемориальные экспонаты - это фарфоровый столовый сервиз и серебряные приборы. Но я предлагаю обратить внимание не на них, а на обои и бумажный декоративный бордюр по их верхнему краю.
В гостиной в петербургской квартире Достоевского обои и бордюр такие же.
Первая, не подтвержденная наукой, но не противоречащая датам проживания Достоевских в Петербурге и Старой Руссе. Анна Григорьевна (она в семье писателя была и редактором, и корректором, и издателем, и бухгалтером, она же вела всю переписку с подписчиками, занималась бухгалтерией и вообще тащила на себе все хозяйство) могла купить двойной запас обоев - и для петербургской квартиры, и для старорусского дома.
Вторая, не противоречащая музейным практикам в условиях дефицита. При формировании экспозиции музейщики использовали те отделочные материалы, которые были в их распоряжении.
Но вернемся к мебели.
Буфет (1860-е гг.) с глухими дверцами. Низ лаконичный. Верх украшен кучерявой короной, изящными фиалами, резными ниспадающими гирляндами на дверцах.
Полотенце и самовар (что слева от двери), отсутствующие на рисунке Ж. Э. Лиотара «Прекрасная шоколадница» (что от двери справа), все равно как будто бы сошли с рисунка.
Самоварный столик (1860-е гг.).
Столешница каменная, характерной для таких столиков формы.
Полубуфет, в котором, в отличие от только что изученного буфета, все сбалансировано. Высокий столик типа жардиньерки
украшен резными деревянными кисточками.
Люстра.
Комната Анны Григорьевны Письменный стол мемориальный. Он на изящных ножках, с украшенными резьбой ящичками,
с центральным уступом для удобства сидения. Миниатюрный столик для той огромной работы, которую вела Анна Григорьевна.
Впрочем, и в Петербурге она довольствовалась малым.
Кровать (1830-70-е гг.) красного дерева с одинаковыми по высоте изголовьем и изножьем.
Комод (1860-е гг.). Рисунок шпона подобран на четырех ящиках из пяти.
Столик для рукоделия (1870-е гг.).
Кутаный диван ценен не тем, что сконструирован в стиле Честер, но более всего тем, что́ на диване лежит.
Перед нами мемориальный портфель для деловых бумаг, принадлежавший Анне Григорьевне.
Портфель. 1880-е гг. Кожа А. Д. - Анна Достоевская
Оригинальной по цвету люстрой (XVIII век) завершаю тридцать восьмую дюжину.
Детская Как поясняет путеводитель, в детской комнате нет ни люлек, ни кроваток, в которых спали дети, ни кровати няни. Зато здесь есть книжный шкаф с дверцами в итальянском стиле и
надстройкой, более характерной для полубуфетов, с S-образными устоями. Пользуюсь случаем и вновь обращаю внимание на рисунок обоев.
Предлагаю сравнить обои детской комнаты с обоями из петербургской комнаты Анны Григорьевны.
[Сравнить...]Рисунок тот же - версии причин те же.
Детский уголок.
Судя по конструкции, детское креслице-качалка должно как-то трансформироваться. При этом оно будет опираться о пол четырьмя ножками (задние снабжены колесиками). Но что происходит с обеспечивающей качание полукруглой частью, я не могу представить. Идеи пишите в комментариях.
Лошадка на колесиках. Почти такая же, какая была у меня в детстве. Помню, ездил на ней по длиннющему коридору коммунальной квартиры на улице Желябова, в которой жила моя бабушка. Ездил и дергал за специальную деревянную пуговку на прочной леске. Дергал - а игрушечная лошадка издавала правдоподобное ржание. Моя езда на лошадке ни к чему не привела, а вот сын Достоевских Федор занялся разведением лошадей и стал известным коннозаводчиком.
Напомню, что в петербургской квартире представлена лошадка-качалка.
На этом мебельную экскурсию заканчиваю. Добавлю, что уже в 1883 г., то есть через 2 года после смерти Федора Михайловича, Анна Григорьевна объявила об открытии в старорусском доме музея. Преклоняю голову.
UPD. Как уточнил в комментарии к этому посту правнук великого писателя Дмитрий Андреевич Достоевский, «музей все же Анна Григорьевна открыла в 1893 г., но в три комнаты в одной из башен Исторического музея в Москве». Если вдруг посты, которые я цитировал, заинтересовали целиком, то вам сюда: