05.11.2016
Продолжаем знакомство с музейным комплексом «Теремок» в Талашкине - Флёнове. Первый объект комплекса -
сельскохозяйственную школу - мы уже посетили. На очереди теремок. Его название ассоциируется с русской сказкой и говорит само за себя: перед нами почти волшебный домик - резной, нарядный, расписной.
Снаружи все дышит русским модерном. Внутри все им пропитано.
Осматривая теремок снаружи, думаешь о том, что короткий рассказ о нем следовало бы выстроить в соответствии с хронологией событий. И тогда начинать надо с того, что теремок построен в 1902 году и автор его, Сергей Васильевич Малютин (1859-1937), был приглашен в Талашкино Марией Клавдиевной Тенишевой. В Талашкине Малютин проработал с 1900 по 1903 гг., возглавляя знаменитые талашкинские мастерские.
Но когда заходишь внутрь, то понимаешь, что от хронологического порядка целесообразно отойти, чтобы сначала увидеть старинные (пусть даже послемалютинские) фотографии, а лишь потом - живую мебель и другие предметы (вот теперь уже малютинского периода). Так, двигаясь от плоскости к объему, получаешь более яркие впечатления (кто помнит
рассказ из Казани о Фешине, поймет, о чем это я).
Поэтому говорю о том, что в 1903 году, уже после ухода Сергея Васильевича, талашкинские столярные мастерские возглавил Зиновьев Алексей Прокопьевич (1880-1941). А вместе с ним в Талашкино приехал Бекетов Владимир Владимирович (1878-1910), который стал руководить керамической мастерской.
Вот несколько их работ, выполненных в талашкинских мастерских.
Зиновьев А. П.
Табурет на двух колесиках, стул с высокой спинкой, 1900-е гг.
Зиновьев А. П.
Стол, полотенце, 1903-1910-е гг.
Зиновьев А. П.
Вешалка, 1900-е гг.
Бекетов В. В.
Настенный шкафчик, буфет, 1900-е гг.
Бекетов В. В.
Витрина, 1900-е гг.
Не только посещал Талашкино, но жил здесь и работал Николай Константинович Рерих (1874-1947).
Рерих Н. К.
Стул, 1903 г.
Рерих Н. К.
Диван, 1903 г.
Рерих Н. К.
Стол, 1903 г.
Согласитесь: все очень красиво, но, по понятным причинам, восприятие пока что двумерно. И вот сейчас начинается красота, которую можно почувствовать в объеме.
Поднимаемся на второй этаж. Попутно обращаем внимание на детали интерьера, такие как перила,
балясины и
балконную дверь
с резным медведем.
И вот наконец живая мебель работы талашкинских мастеров.
Малютин С. В.
Лавка - укладка для обуви, 1901-1903 гг.
Дверцы могут перемещаться по деревянным направляющим с пазами.
Малютин С. В.
Буфет, 1900-е гг.
Надстройка инкрустирована резной костью.
Малютин С. В.
Стол раздвижной, стулья, 1900-е гг.
В спинках расписные вставки.
Красота даже в таких простых вещах, как раскладка пластин, образующих сиденье. Она циклична.
Малютин С. В.
Столик, 1900-е гг.
Как вам подстолье? Невиданное решение.
В столешнице - вставка из агата.
Малютин С. В.
Сундук-укладка, 1900-е гг.
Малютин С. В.
Кресло, 1900-е гг.
Локотники-лебеди.
Малютин С. В.
Секретер, 1900-е гг.
Зиновьев А. П.
Буфет, 1903-1906 гг.
Инкрустирован речными камнями и ракушками.
Зиновьев А. П.
Стол, 1910 г.
Ту же идею деревянной решетки с резными фигурками в ячейках находим и в рамке для фотографий.
Зиновьев А. П.
Рамка для трех фотографий, 1910 г.
Сундук
Тенишева М. К. (эскиз), Самусева Е. (вышивка, в том числе бисером)
Кресло, 1900-е гг.
Малютин С. В.
Подставка под лампу, 1903-1910 гг. (Москва)
От лампы переходим к нескольким небольшим декоративно-прикладным предметам.
Малютин С. В.
Шкатулка, 1900-е гг.
Малютин С. В.
Шкатулка, 1900-е гг.
Верхний ряд:
Зиновьев А. П.
Рамка, 1903-1910 гг.
Рамка с полкой, 1907 г.
Нижний ряд:
Зиновьев А. П.
Рамка, 1912 г.
Зиновьев А. П., Бекетов В. В., Тенишева М. К.
Плитка «Берендей», 1900-е гг.
Работа еще одного мастера - Мишонова Александра Павловича (1882-1938).
Мишонов А. П.
Кубышка, 1900-е гг.
Как ранее поступил с Николаем Ивановичем Фешиным, причисляю сейчас к лику мебельщиков (в алфавитном порядке):
- Владимира Владимировича Бекетова,
- Алексея Прокопьевича Зиновьева,
- Сергея Васильевича Малютина,
- Николая Константиновича Рериха и
- Марию Клавдиевну Тенишеву.
О замечательной
совместной работе Малютина и Рериха читайте в следующем посте.