Хотелось начать этот пост цитатой из «Горя от ума»: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног». Но с момента посещения усадьбы «Хмелита» прошло более года, а пост все не готов. Позавчера был день рождения Грибоедова, а поста все нет. Если еще немного потянуть, то, пожалуй, и фотографии начнут выцветать. Поэтому быстро стряпаю подобие поста, без Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов и даже без Софьи, хотя хотелось рассказать и о них. Да простит меня выдающийся дипломат, поэт и драматург.
Итак, 04.11.2016.
Промозглое ноябрьское утро. Мы в усадьбе «Хмелита», принадлежавшей дядюшке Грибоедова, Алексею Фёдоровичу.
Вид из центральной аллеи.
Вход с противоположной, западной стороны.
Над входом фонарь. Он отправляется
в тридцать первую дюжину люстр и паникадил.
Мемориальные комнаты находятся на втором этаже.
Лестница на второй этаж
Геометрия стен, арок, потолка, условия освещения, люстра - все необыкновенное.
Малый аванзал
Портрет А. С. Грибоедова может ввести в заблуждение: он выполнен Е. Е. Моисеенко в 1956 году, но в силу своей хрестоматийности уже воспринимается как прижизненный.
Люстра, подобная предыдущей, завершает тридцать первую дюжину.
Аванзал
Предупрежу, что здесь и далее текст, набранный курсивом, был почерпнут мной с сайта музея. И на сайте «Хмелиты», в отличие от многих других музеев, мебельной информации немало.
Кресло. Первая четверть XIX в.
Спинка-лопатка. Резьба на спинке и локотниках накладная.
Комната А. С. Грибоедова
Это бывшая библиотека.
Ковер. Иран, XIX в.
Диван, обитый кожей. Первая четверть XIX в.
Материал: красное дерево, латунь, кожа
Поверх кожи сделана новая обивка из ткани.
Мемориальный грибоедовский письменный стол. Более подробных сведений о столе у меня нет.
Стулья английского стиля с характерными ножками и
спинками с фигурной серединой в виде резной вазы.
Кресло. Конец XIX в.
Материал: красное дерево, ткань
Техника: резьба, обивка
Шкаф книжный двухстворчатый. Первая половина XIX в.
Люстра. Россия, XIX в.
Этой люстрой начинается
тридцать вторая дюжина люстр и паникадил.
Диванная
Диван с латунными ножками и высокими локотниками в уровень со спинкой.
Кресло-корытце. Россия, XIX в.
Материал: красное дерево, латунь, ткань
Конторка (бюро). Середина XIX в.
Экспозиция «Комната офицера»
Имеется в виду период войны 1812 года.
Кровать с равновеликими изголовьем и изножьем.
Парадный зал
Рояль фирмы «Bechstein». Россия, XIX в.
№ механики 628090
Стол ломберный складной. Россия, XIX в.
Материал: красное дерево
Диван ампирный, с ножками в виде вывернутых лап животных.
Зеркало в широченной ардекошной раме.
Люстра.
Парадная столовая
Кресло. Россия, XIX в.
Чайная комната
Стол-сороконожка. Первая четверть XIX в.
Раскладной, на 12 ножках.
Голубая гостиная
Зеркало настенное. Россия, XIX в.
Стол в стиле петровского барокко на высоком, декорированном резьбой подстолье.
Стулья ампирные с характерными спинками.
Стол овальный. Россия, XIX в.
Кресло. Первая четверть XIX в.
Материал: красное дерево
Передние устои в виде длинных, склоненных вниз и вытянутых вперед лебединых шей. Ампир.
Кабинет А. Ф. Грибоедова
Тут все-таки должно было быть коротенькое отступление про Фамусова, но...
Шкаф с дверцами-шторками. Середина XIX в.
- Serrandina! - сказали бы про дверцы итальянцы.
Стол круглый. Первая четверть XIX в.
Стул. Первая четверть XIX в.
Стулья в стиле жакоб.
Кабинет-секретер. Первая половина XIX в.
Информация о материале противоречива: то ли карельская береза, то ли шпон капа тополя. По моему мнению, судя по небольшой выразительности рисунка, это все-таки кап тополя.
Парадная спальня
Кровать с малоубедительной имитацией балдахина. Выскажу мысль, которая не дает мне покоя. Для полной убедительности текстиль должен быть дороже мебели.
Тумбочки прикроватные. Франция
Кресло с плетёнкой. Франция, XIX в.
Стульчик низкий. Франция, XIX в.
Стол туалетный. Россия, XIX в.
Будуар Н. С. Грибоедовой
Зеркало. Россия, XIX в.
В отличие от многочисленных деревенских вариантов, в верхнем окошке не второе, маленькое зеркальное полотно, а декоративная вставка.
Стол ломберный. XIX в.
Проходная комната
Она же комната слуг. Металлическая дверь ведет в защищенную от пожаров комнату-сейф.
Сундук. Россия, XIX в.
Сундук. Россия, XIX в.
Материал: дерево, ткань, металл
Комната барышень Элизы и Софьи
Тут надо было бы сказать пару слов про Софью, но...
Шкаф. Россия, середина XIX в.
Кушетка рекамье. Россия, XIX в.
Другими словами, кушетка в стиле мадам Рекамье. У данного экземпляра только изголовье изогнуто, а изножье прямое.
Стол туалетный. Россия, XIX в.
Первый этаж
На первом этаже расположены служебные помещения музея: гардеробы, кассы, магазинчик. Но люстрам здесь не скучно.
Кто в самом начале заметил, что перед западным фасадом установлен памятник Александру Сергеевичу, тот молодец.
Из окна одной из комнат памятник выглядит так.
А теперь попробуйте определить, что это за комната.