Музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита»

Jan 17, 2018 19:14

Хотелось начать этот пост цитатой из «Горя от ума»: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног». Но с момента посещения усадьбы «Хмелита» прошло более года, а пост все не готов. Позавчера был день рождения Грибоедова, а поста все нет. Если еще немного потянуть, то, пожалуй, и фотографии начнут выцветать. Поэтому быстро стряпаю подобие поста, без Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов и даже без Софьи, хотя хотелось рассказать и о них. Да простит меня выдающийся дипломат, поэт и драматург.

Итак, 04.11.2016.
Промозглое ноябрьское утро. Мы в усадьбе «Хмелита», принадлежавшей дядюшке Грибоедова, Алексею Фёдоровичу.
Вид из центральной аллеи.


Вход с противоположной, западной стороны.



Над входом фонарь. Он отправляется в тридцать первую дюжину люстр и паникадил.


Мемориальные комнаты находятся на втором этаже.

Лестница на второй этаж
Геометрия стен, арок, потолка, условия освещения, люстра - все необыкновенное.


Малый аванзал
Портрет А. С. Грибоедова может ввести в заблуждение: он выполнен Е. Е. Моисеенко в 1956 году, но в силу своей хрестоматийности уже воспринимается как прижизненный.


Люстра, подобная предыдущей, завершает тридцать первую дюжину.


Аванзал
Предупрежу, что здесь и далее текст, набранный курсивом, был почерпнут мной с сайта музея. И на сайте «Хмелиты», в отличие от многих других музеев, мебельной информации немало.


Кресло. Первая четверть XIX в.


Спинка-лопатка. Резьба на спинке и локотниках накладная.


Комната А. С. Грибоедова
Это бывшая библиотека.

Ковер. Иран, XIX в.


Диван, обитый кожей. Первая четверть XIX в.
Материал: красное дерево, латунь, кожа


Поверх кожи сделана новая обивка из ткани.


Мемориальный грибоедовский письменный стол. Более подробных сведений о столе у меня нет.
Стулья английского стиля с характерными ножками и


спинками с фигурной серединой в виде резной вазы.


Кресло. Конец XIX в.
Материал: красное дерево, ткань
Техника: резьба, обивка

Шкаф книжный двухстворчатый. Первая половина XIX в.


Люстра. Россия, XIX в.
Этой люстрой начинается тридцать вторая дюжина люстр и паникадил.


Диванная
Диван с латунными ножками и высокими локотниками в уровень со спинкой.


Кресло-корытце. Россия, XIX в.
Материал: красное дерево, латунь, ткань


Конторка (бюро). Середина XIX в.


Экспозиция «Комната офицера»
Имеется в виду период войны 1812 года.


Кровать с равновеликими изголовьем и изножьем.


Парадный зал
Рояль фирмы «Bechstein». Россия, XIX в.
№ механики 628090


Стол ломберный складной. Россия, XIX в.
Материал: красное дерево


Диван ампирный, с ножками в виде вывернутых лап животных.


Зеркало в широченной ардекошной раме.


Люстра.


Парадная столовая
Кресло. Россия, XIX в.


Чайная комната
Стол-сороконожка. Первая четверть XIX в.
Раскладной, на 12 ножках.


Голубая гостиная
Зеркало настенное. Россия, XIX в.


Стол в стиле петровского барокко на высоком, декорированном резьбой подстолье.
Стулья ампирные с характерными спинками.


Стол овальный. Россия, XIX в.


Кресло. Первая четверть XIX в.
Материал: красное дерево
Передние устои в виде длинных, склоненных вниз и вытянутых вперед лебединых шей. Ампир.


Кабинет А. Ф. Грибоедова
Тут все-таки должно было быть коротенькое отступление про Фамусова, но...


Шкаф с дверцами-шторками. Середина XIX в.
- Serrandina! - сказали бы про дверцы итальянцы.


Стол круглый. Первая четверть XIX в.
Стул. Первая четверть XIX в.
Стулья в стиле жакоб.


Кабинет-секретер. Первая половина XIX в.


Информация о материале противоречива: то ли карельская береза, то ли шпон капа тополя. По моему мнению, судя по небольшой выразительности рисунка, это все-таки кап тополя.


Парадная спальня
Кровать с малоубедительной имитацией балдахина. Выскажу мысль, которая не дает мне покоя. Для полной убедительности текстиль должен быть дороже мебели.


Тумбочки прикроватные. Франция


Кресло с плетёнкой. Франция, XIX в.
Стульчик низкий. Франция, XIX в.
Стол туалетный. Россия, XIX в.


Будуар Н. С. Грибоедовой
Зеркало. Россия, XIX в.
В отличие от многочисленных деревенских вариантов, в верхнем окошке не второе, маленькое зеркальное полотно, а декоративная вставка.


Стол ломберный. XIX в.


Проходная комната
Она же комната слуг. Металлическая дверь ведет в защищенную от пожаров комнату-сейф.


Сундук. Россия, XIX в.


Сундук. Россия, XIX в.
Материал: дерево, ткань, металл


Комната барышень Элизы и Софьи
Тут надо было бы сказать пару слов про Софью, но...

Шкаф. Россия, середина XIX в.
Кушетка рекамье. Россия, XIX в.
Другими словами, кушетка в стиле мадам Рекамье. У данного экземпляра только изголовье изогнуто, а изножье прямое.


Стол туалетный. Россия, XIX в.


Первый этаж
На первом этаже расположены служебные помещения музея: гардеробы, кассы, магазинчик. Но люстрам здесь не скучно.






Кто в самом начале заметил, что перед западным фасадом установлен памятник Александру Сергеевичу, тот молодец.


Из окна одной из комнат памятник выглядит так.


А теперь попробуйте определить, что это за комната.

стиль ампир, Рекамье, стол, в Смоленск, сундук, конторка, Хмелита, кабинет, мебель России, секретер, стол-сороконожка, Грибоедов, свет, корытце, столик туалетный, кресло, мебель в музее, стол письменный, стиль жакоб, кушетка, мебель мемориальная, serrandina, столик ломберный, зеркало, мебель, мебель Франции, бюро, балдахин, люстра, тумбочка прикроватная, диван, кровать, стиль петровское барокко, шкаф, рояль, стул

Previous post Next post
Up