Музей-усадьба П. Е. Щербова в Гатчине

Sep 26, 2016 01:38

19.06.2016
16.06.2019
В дом-музей Павла Егоровича Щербова я приехал неподготовленным. Кто такой Щербов, не знал. Ни одной его карикатуры раньше не видел. И аккумулятор фотоаппарата не зарядил.


Заряд аккумулятора экономил, экономил, но на экстерьер щербовского дома в моем любимом стиле северный модерн его все равно не хватило.

Сейчас вход в музей со двора: гардероб и кассу удобно располагать в достаточно просторном помещении. Раньше же в дом входили с улицы, через дверь посередине фасада. При этом попадали в небольшой холл. Отсюда я и начну свою мебельную экскурсию.

Холл
Первое, на что обращаешь внимание в доме Щербова, - это мебель в за́мковом стиле: темная тонировка, темная обивка, много резьбы, много львов.
Так, в холле нас встречает пара кресел, обитых дерматином. Рамы кресел резные, спинки прямоугольные, наверху с маленьким карнизом. Проножки прямые.


Передние устои фигурные, а локотники завершаются грозными львиными мордами.
Видно, что обивка старая: на сиденье дерматин вытерся и местами сильно облез, обнажая тканую основу. На спинке поверхность дерматина пытались восстановить, покрасив ее краской.


Совершенно в за́мковом стиле выглядит и металлическая зонтичница (стойка для зонтов). Основание в виде двух половинок раковины (или двух больших листьев - кто что увидит). Ножки как двупалые копытца. Собственно стойку образуют извивающиеся, покрытые чешуей тела дракончиков-дельфинчиков. Их хвосты переплетаются с растительными побегами, на которых встречаются листья в виде заостренных наконечников стрел. Для удержания зонтиков в верхней части имеются два овальных кольца, которые расположены точно над раковинами-поддонами. На обороте - загадочные буквы «НЗ» (за которыми скрывается какой-нибудь З - завод наверное).
Легенда зонтичницы неизвестна. Говорят, что зонтичницу купили у жительницы Ленинграда в 1980-е годы.


Парочка дерматиновых кресел. Ножки-балясины, проножки точеные. Передние стойки в виде львиных фигурок, у которых видны не только морды, но даже прочитываются брюшки с лапами. Спинки кресел обиты в технике каретной стяжки, по низу проложена балюстрада. Но самая интересная деталь - фиалы в виде звериных морд.


Вся фишка в том, что смыкающиеся клыки образуют кольца.


Думаете, 12 львиных морд для маленького холла достаточно? Тогда взгляните на дерматиновый диван. По форме и декоративному обрамлению высокой прямоугольной спинки можно предположить, что некогда диван составлял комплект вместе с первой парой кресел.


Для подтверждения этой гипотезы прошу обратить внимание на львов, а именно на выражение их морд и на листы аканта, прикрывающие из животы. Все точь-в-точь как у особей на креслах.


Над диваном расположено большое зеркало сложной формы в раме с балясинами, резьбой по периметру, факелами, венком и лентами.


Каминный холл
Смысловым, энергетическим и декоративным центром каминного холла, конечно, является камин. Его размеры, шатровая форма, кладка лесенкой и цвет неординарны и поражают воображение. По законам за́мкового жанра камин окружен за́мковой же мебелью.


Справа - дерматиновый стул с потертым сиденьем и отреставрированной вставкой на спинке.


Рама спинки резная, с растительным орнаментом, двумя орлами и картушем между ними в навершии.


Слева от камина - стул, являющийся родственником второй пары кресел из холла. Те же ножки-балясины, та же балюстрада на спинке.


Те же фиалы-львы на вершинах боковых устоев, только клыков нет (отломаны или не выросли?).


Вставка на спинке старая, потрескавшаяся.


Не то что у стоящего по другой стене парного стула.


Здесь новодельная каретная стяжка.


Рассказывают, что мебель для двух холлов была собрана по старым домам Гатчины и Мариенбурга и передана в дар музею местными учителями-краеведами Бушем и Рошалем.

А вот столярная отделка каминного холла сохранилась со времен Щербова, и она очень хороша. Будь то дверь в подвал,


лестничное ограждение или обшивка стен - все в стиле модерн.
Многослойному рисунку ниш в настенных панелях вторит рисунок отделки углового шкафчика. Сейчас шкафчик перемещен на промежуточную лестничную площадку. В советское время, когда в доме была организована коммунальная квартира, и, скорее всего, при Щербове шкафчик стоял на полу, во внутреннем углу лестницы.


От коммунального периода на шкафчике остались граффити, процарапанные острыми предметами.


За́мковый ансамбль каминного холла завершается гигантской люстрой, которую я отправляю в двадцать шестую дюжину.


Поднимаемся на второй этаж.

Детская
В детской нас ждут две мемории - компактное бюро и кресло. Они были переданы в музей племянником Щербовых Гуковским, который жил в одной из комнат дома в период коммуналки.
Бюро ампирное с сильно изогнутыми передними ножками, развернутыми под 45 градусов.


Фото (исходный файл): Анна Мотырева

О кресле тоже можно было бы сказать, что оно ампирное, с присущими этому стилю деталями: передние ножки в виде лап, локотники украшены крылатыми фигурками богини Ники, венок с гирляндами венчает спинку. Но диагональные линии локотников, плавно перетекающие в боковые устои спинки, и три вертикальные перекладины обозначают тяготение кресла к стилю модерн. А если мысленно убрать металлический ампирный декор, то мы имели бы модерн в чистом виде.


Фото (исходный файл): Анна Мотырева

UPD. 3 фотографии, сделанные во время второго посещения.
Мемориальное кресло предстало в обновленном виде.


Обивка заменена на однотонную, матово-бархатную, благородную.


Красота.


Бывшая спальня
В бывшей хозяйской спальне меморий нет. Зато комната полна предметов, хранящих секреты.
Стоящий напротив окна письменный стол был куплен для музея в 1980-х годах. Говорят, что он прибыл из какого-то старого гатчинского дома.


Стол основательнейший, на двух массивных тумбах, каждая из которых имеет множество открывающихся дверок. Часть из них замаскирована: нужно еще догадаться, как и в какую сторону они открываются.


Стол богато украшен резьбой.


Резной шкаф прибыл из Всеволожского дома культуры, где стоял, кажется, в кабинете директора. Тканью задрапирована неотреставрированная секция. Внешний декор шкафа выглядит довольно сохранным.


Венчается шкаф основательным резным карнизом с ризалитами.


Четыре пилястры, разделяющие шкаф на три секции, украшены миниатюрными деревянными скульптурами.


Все персонажи разные.


Чувствую, что экстерьер шкафа несет в себе какое-то послание.


Но как его прочитать?


И нет ли здесь масонских символов? Циркуля, например?


А вот и третий загадочный предмет мебели - тумба с ручкой. Перед нами кабинетный граммофон в тумбе. Он был куплен для музея в начале 1990-х годов у Мстислава Потоцкого, сына третьей жены художника Ивана Билибина - Александры Щекатихиной-Потоцкой - от ее первого брака.


Проведем эксперимент - откроем крышку.


Украшенная ангелочком крышка


прячет под собой вращающийся диск со звукоснимающим механизмом.


Распахнув передние дверцы тумбы, открываем раструб-усилитель. Деревянный, взамен обычного металлического гофрированного рупора.


Кабинет
Кабинет Щербова полон мемориальных предметов. Во-первых, это стоящий в центре комнаты мольберт художника. В моей коллекции это второй экземпляр. Первый был в музее Левитана.


Во-вторых, это шахматный столик, который на самом деле стоит слева от входа (левее расположенного в углу камина), но на фотографии не виден.
Книжный шкаф хотя и не мемориален, но очень красив: оригинальная расстекловка, разная глубина внешних и центральных секций, карниз сложной формы.


В третьих, это стоящий в углу письменный стол Щербова. К сожалению, стола под скатертью не видно. Зато на переднем плане можно рассмотреть кожаное кресло конца XIX века. Спинка кресла мягкая, волнообразной формы. Рама деревянная, передние ножки в виде лапы, охватывающей шар. Кресло попало в музей от старожила Гатчины Кубова И. И.


Креслице перед столом можно отнести к стилю модерн из-за подковообразной спинки, характерных изгибов линий передних стоек и трех декоративных перекладин по бокам.


Завершит нашу мебельную экскурсию четвертый мемориальный экспонат - дорожное бюро для рисовальных принадлежностей. Плоскость открывания ящичка находится под углом к горизонту для того, чтобы после полного открывания крышка легла на стол и образовала сплошную наклонную поверхность.


Предмет схожей конструкции будет обнаружен в музее Некрасова в Карабихе.

UPD. Кабинет (второе посещение)
Доступ на второй этаж закрыт из-за аварийного состояния потолков. Экспозиция полуразобрана, и такой ее не должен был видеть никто. Однако мы увидели.


Мемориальный шахматный столик, не попавший в кадр в прошлый раз.


Столешница сложной формы.


Мемориальный мольберт (мы его видели).


Вместо ковра теперь шкура.






Люстру из кабинета беру в пятьдесят пятую дюжину люстр и паникадил.


В заключение альтернативная фотография усадьбы.


Конец вставки.
Теперь спасибы.
  • Спасибо Щербову. Его работы вызывают улыбку, их интересно разглядывать. Хотелось бы показать щербовские карикатуры или дать на них ссылки, но в интернете мне не удалось найти сколько-нибудь значимого единого их собрания. Лежат только отдельные работы, такие как «Идиллия» или «Радость безмерная».
  • Спасибо нашему экскурсоводу - старшему научному сотруднику музея Анне Мотыревой - за проведенную для нас экскурсию, за подробнейшие ответы на мои вопросы, которые я задавал позже, при написании поста, и за две фотографии детской, которые я не смог сделать из-за разрядившегося аккумулятора, а Анна сделала и прислала.

мебель мемориальная, бюро дорожное, плевательница, зеркало, мебель, мольберт, свет, бюро, зонтичница, кресло, мебель в музее, Гатчина, люстра, стол письменный, столик шахматный, шкаф, Щербов, тумба, граммофон, стул

Previous post Next post
Up