Тригорское

Sep 05, 2016 21:44

08.03.2016
Сегодня в поисках мебели нам предстоит посетить «дом Лариных». Забегая вперед скажу, что из всей мебели, которая могла бы ассоциироваться с героями пушкинского романа в стихах и за которой в связи с этим могли бы закрепиться их имена, мне удастся найти только один предмет, прямо называемый по имени персонажа, и он будет связан с Онегиным.
Онегинский эгоизм в действии.


Первую меблированную комнату - буфетную - пропускаем, чтобы сразу начать со столовой.

Столовая
Для удобства прохода длинный прямоугольный стол сдвинут к стене. По традиции, покрытый скатертью стол не предоставляет возможности себя разглядеть. Самое почетное место в центре стола отведено для мемориального медного самовара из Тригорского (Россия, первая треть XIX века).


У другой стены, напротив, стоит четырехдверный буфет с двумя застекленными дверками.
Все стулья в столовой очень простых линий со вставками в спинках в виде вазы.


Мемориальный стол из Тригорского (конец XVII - начало XVIII века, Россия) в стиле петровского барокко подобен своему собрату из приемной-прихожей дома Абрама Петровича Ганнибала, что в Петровском: высокое подстолье, точеные ножки-балясины, прямоугольная рама-проножка.


Подстолье составлено из красивых наборных панелей.


Люстра открывает собой двадцать пятую дюжину люстр и паникадил.


Кабинет Алексея Николаевича Вульфа
Алексей Вульф - близкий друг Александра Пушкина - был сыном хозяйки Тригорского, Прасковьи Александровны Осиповой, и приходился двоюродным братом Анне Петровне Керн.
Простенок между окнами его комнаты заполняет мемориальный ломберный столик из Тригорского. Однако все мое внимание оттягивает на себя другой мемориальный предмет из Тригорского - кресло-корытце Алексея Вульфа. Пожалуй, это самый красивый экземпляр из всех кресел-корытец, что мне удавалось увидеть. Изучим его.
Спинка красивой конической формы,


волнообразно возвышается к середине, где обивка выглядит привлекательно-пухлой. Сиденье в плане круглое.


Судя по тому, что средняя линия спинки не совпадает по вертикали с ножкой и расположенным над ней на круглом основании квадратным декором, делаю смелое предположение: сиденье вращается. Чем еще можно объяснить несовпадение вертикальных осей?


У окна, между двумя табуретами, стоит очень изящный ампирный шахматный столик первой четверти XIX века, сделанный в России. Столешница овальная, из карельской березы.


За ширмой прячется чрезвычайно узкая ладьеобразная кровать.


Изголовье и изножье S-образной формы, какая свойственна стилю мадам Рекамье.


Люстра.


Комната Евпраксии Николаевны Вульф
Родная сестра Алексея Вульфа - Евпраксия (Зизи) Вульф, имя которой упомянуто в одной из глав «Евгения Онегина», - занимала соседнюю с братом комнату. Обстановка этой комнаты представляется мне очень женственной. Так, в дальнем углу, рядом с печью, на аккуратном столике стоит милейшее овальное зеркало.


Портрет Евпраксии висит прямо над диваном с волнообразной спинкой и пузыреобразными локотниками.
Внимательному читателю предлагается вспомнить, в какой из комнат дома Петра Абрамовича Ганнибала в Петровском мы уже встречали такие - цитирую самого себя - «стулья карельской березы с изогнутыми спинками характерных очертаний».


У стены напротив видим комод с вогнутыми ящиками. Смею предположить, что раньше вместо мемориальных часов на нем могло быть размещено зеркало, а полукруглая форма верхнего и нижнего ящиков делала удобным использование комода в качестве туалетного столика.


Невероятно женственная люстра.


Гостиная
Пространство гостиной организовано вокруг рояля. Стойка, поддерживающая педали рояля, наклонена назад таким образом, что


педали смотрятся как ноги, обутые в башмаки 43-го размера.
Стул является воплощением смешения стилей: спинка виндзорская, ножки как у стула-клисмоса.


Форма сиденья очень оригинальна и напоминает корпус гитары.


Правее рояля расположены нотные пюпитры.


Вдали, на полочке углового камина, видны мемориальные каминные часы из Тригорского.
Место для отдыха организовано вокруг овального стола. Все предметы мебели: стол, диван, кресла - декорированы завитками, но при ближайшем рассмотрении все завитки оказываются разными. У опоры стола завиток в виде крыла. У кресел - в виде длинного хвостового рыбьего плавника.


У дивана - в виде лежащего полумесяца.


В другом углу комнаты находим стол-боб. По поверхности обечайки проложена диагональная сетка.


Вся столешница инкрустирована геометрическим орнаментом, несущим в себе оптическую иллюзию. Определите сами: светлые грани лежат сверху кубиков или снизу?


Люстра.


Комната Прасковьи Александровны Осиповой
Освещение в комнате хозяйки дома не способствует фотографированию: весь попадающий в комнату свет контровой. По этой причине многоярусный туалетный стол-комод слева остается в полумраке неизученным. Справа по силуэту распознаем этажерку в виде пирамиды. В дальнем углу пробуем разглядеть мемориальный секретер конца XVIII - первая половины XIX века, принадлежавший хозяйке.


Перед секретером расположено кресло второй половины XIX века, также принадлежавшее хозяйке. Правее у окна видим столик для рукоделия (первая половина XIX века).


За ширмой прячется узкая кровать с высокими изголовьем и изножьем.


Отделка комнаты выдержана в синих тонах, и люстра тоже.


Парадная гостиная (Зеленый зал)
Мебель в парадной гостиной современная, поэтому фотографирую только люстру.

Библиотека («Пушкинская комната»)
В Пушкинскую библиотеку, очень малую по площади, доступа нет. Вдоль стен выставлены книжные шкафы с накладным декором в виде перекрестий поверх стеклянных дверец.


Заглядываем в библиотеку сбоку.
В последнее время специализируюсь на поиске кресел-корытец. Эти экземпляры - с маленькими бараньими головами вместо завершений локотников.


Диванчик интересен тем, что внешние поверхности его локотников плоские и вертикальные, а внутренние - изогнуты и наклонены как у ладьи.


В углу видим музыкальную шкатулку с вертикальным расположением диска.


К люстре не подобраться.


Библиотека, вторая комната
Во второй комнате библиотеки фотографирую только люстру.


Девичья комната
Из всей мебели выбираю то ли низкую банкету, то ли скамеечку для ног.


Люстра.


Классная комната
В классной комнате нахожу третий для Тригорского ладьевидный предмет мебели - еще одну кушетку в стиле мадам Рекамье.


Помимо характерной формы локотников, кушетка примечательна ножками в виде мощных, значительно утолщающихся кверху и покрытых перьями птичьих лап, цепко удерживающих шары.


Мы закончили осмотр дома.
Впервые имею возможность дополнить мебельную экскурсию интересным предметом мебели, предназначенным для использования на открытом воздухе. Чтобы показать его, следует выйти из дома и чуть-чуть пройти по парку вдоль пруда в сторону речки Сороти.


Здесь, на высоком берегу Сороти, под причудливо изогнувшимся замшелым деревом и стоит знаменитая «скамья Онегина».


Мебельная экскурсия по Тригорскому, да и всему Пушкинскому заповеднику завершена.


Пора возвращаться домой.

Пушкинские Горы, ширма, Рекамье, стол, в Минск, мебель России, Тригорское, секретер, столик туалетный, свет, корытце, скамеечка подножная, кресло, мебель в музее, стол-боб, столик шахматный, скамейка, комод, этажерка, Пушкин, кушетка, мебель мемориальная, столик ломберный, буфет, зеркало, мебель, табурет, люстра, столик для рукоделий, диван, кровать, стиль петровское барокко, шкаф, рояль, стул

Previous post Next post
Up