Финисаж выставки «От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России»

Mar 21, 2016 14:06

Недавно я рассказал о почти случайном посещении выставки «От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России» в выставочном центре «Эрмитаж - Выборг».

Не буду повторяться и подробно говорить о том, как организована выставка, как замечательно она представляет различные стили (готику, ренессанс, второе рококо, стиль Людовика XVI, помпейский, русский и ориентальные стили), как показывает наполнение интерьеров мебелью, картинами, посудой, серебром, фарфором и стеклом и их сочетание с одеждой, аксессуарами и украшениями.

Скажу только, что 17 марта - в день закрытия - вход на выставку и экскурсия по ней были бесплатными, но самое главное - можно было фотографировать.
Понятно, что этот день я провел в Выборге. В результате появилась масса впечатлений и новые фотографии.


Стул (фрагмент спинки). Санкт-Петербург, 1830-е годы
Мастерская братьев Гамбс
Материал: орех, береза
Техника: роспись, резьба

Кто читал мой первый пост о выставке, уже догадался, что стул будет являться частью инсталляции, посвященной интерьерам в готическом стиле.


На постере: многократно увеличенная фотография готического кабинета в Марьино - усадьбе Голицыных-Строгановых под Петербургом.
Неизвестный фотограф начала XX века, 1920-е годы

Можно заметить, что стул, условно сошедший с фотографии, своими чертами как бы перекликается с готическим собратом, стоящим в углу за шкафом.


Следующий экспонат, также поступивший из усадьбы Марьино, интересно сравнить с висящим на стене листом из альбома, на котором представлен «итальянский» стул в стиле Людовика XIII.


Кресло. Санкт-Петербург, 1880-е годы
Материал: орех, бархат
Техника: резьба, тонировка

Видно, что петербургский мастер постарался на славу и по всем статьям превзошел французский альбомный образец: увеличил размер навершия спинки, вырезал на нем герб Голицыных-Строгановых, сделал мягкими спинку и сиденье,


поместил герб на проножку


и даже ножки выполнил в виде лягушкоподобных существ с выразительными задумчивыми глазами.


Вторая инсталляция в готическом стиле представляет одну из жилых комнат дочерей Николая I, находившуюся на первом этаже Зимнего дворца.


На постере: многократно увеличенная репродукция акварели.
Эдуард Петрович Гау (1807-1887). Готическая гостиная (1868)

От обстановки гостиной сохранились стулья со сквозными спинками в виде арок.


Стул. Санкт-Петербург, 1839
Материал: орех, ротанг
Техника: резьба, плетение

Инсталляцию в помпейском стиле я уже показывал.


На постере: многократно увеличенная репродукция акварели.
Константин Андреевич Ухтомский (1818-1881). Помпейская, или Малая столовая (1874)

О табурете рассказывал. Сейчас предлагаю поразглядывать, как выразительны его ножки.
Так на нас глядит вроде бы львиная морда.


Табурет. Санкт-Петербург, мастерская братьев Гамбс, 1839
Материал: дерево, сукно
Техника: резьба, окраска, роспись

А так - вдали - уже драконья или как у горгульи.
Морда переходит в львиную лапу.


А лапа стоит на аккуратненькой подставочке, наверное чтобы когтями пол не царапать. Хищно, но предусмотрительно.


Со стилем «второе рококо», стулом и плевательницей мы тоже уже знакомы.


На постере: многократно увеличенная репродукция акварели.
Эдуард Петрович Гау (1807-1887). Будуар (1861)

Фотографирование украдкой во время первого посещения выставки не позволило показать, насколько тонко сделана плевательница. Восполняю пробел.


Плевательница. Санкт-Петербург, 1853
По рисунку Г. Э. Боссе
Материал: дерево, металл
Техника: резьба, позолота

Наконец, знаменитое кресло в русском стиле. Окружено замечательными портретами барышень-боярышень.


Кресло «Дуга, топор и рукавицы». Россия, по образцу В. П. Шутова 1870 года
Материал: дуб
Техника: резьба
По дуге вырезан текст «Тише едешь (-) дальше будешь»

Сейчас хочу получше показать хитроумное устройство его ножек.


И сиденье с резной розеткой и объемными рукавицами. Текст «Тише едешь [-] дальше будешь» прочитывается.


Поход с экскурсией по выставке завершился рядом с этим креслом. А потом прямо в зале спел хор из барышень-боярышень. Все в русском стиле.

А теперь, коллеги-мебельщики, скажите мне, кто по моей рекомендации доехал до Выборга?

Строгановы, стиль помпейский, мебель мемориальная, плевательница, дуга-топор-и-рукавицы, Выборг, Николай I, Шутов, Гамбс, мебель, табурет, мебель России, кресло, в Выборг, Эрмитаж, мебель в музее, мебель на выставке, Брюллов, стул

Previous post Next post
Up