Tutto legno (ту́тто ле́ньо)

Dec 16, 2015 16:25

Представители итальянских мебельных фабрик очень любят повторять выражение tutto legno, когда рассказывают о своей мебели.

Примечание.

Tutto legno (ит., произносится: ту́тто ле́ньо) - здесь: все сделано из дерева, только дерево.
Итальянцы говорят tutto legno и про мебель из массива дерева, и даже про мебель из ДСП, облагороженного шпоном. Ведь согласно их логике, в древесно-стружечной плите тоже есть дерево, хотя бы и в виде стружки.

05.09.2015.
Мы мысленно и физически перенесемся из Гориц в заонежский край и специально для наших друзей проведем небольшую экскурсию по острову Кижи и покажем, что такое tutto legno в заонежском понимании. Посетим погост, кижские деревни и познакомимся поближе с мебелью местного производства.

Знаменитые Кижи одновременно и строги,







и романтичны.




Не все знают, что если пойти не к Кижскому погосту с его великолепными деревянными церквями,


а в противоположную сторону, то внезапно можно оказаться в кижских деревнях.


Стандартный маршрут по деревням ведет в деревню Ямка, в которую из заонежских земель (в частности из Медвежьегорского района) были свезены старинные бревенчатые дома. На новом месте дома выстроены в ряд вдоль берега.


Дом Ананьевой из деревни Красная Сельга, конец XIX - начало XX веков.
Обращаем внимание на резьбу по скатам крыши.


Разглядываем окна.
Ставни второго этажа выполнены с тремя филенками. Их рисунок совпадает с рисунком расстекловки. Горизонтальные наличники нижних окон украшены гирляндами с тремя кистями.


Вид со стороны воды.




Рядом дом Пономарева из деревни Маньшино, вторая половина XIX века.


Плотник, изготовивший верхний карниз с двумя волютами, явно бывал в Петербурге и интересовался барочной архитектурой.


Местный дом Мошниковой, начало XX века. Построен крестьянином Аникиным М. И.


Дом Березкиной из деревни Красная Сельга, 1930-е годы.


У нас есть возможность познакомить наших итальянских друзей с мебелью, представленной в интерьере одного из таких домов. Невольно хочется провести параллели между заонежской мебелью и ранее изученной нами мебелью из других регионов России.

Заонежский стул, вид сбоку.
Спинка стула изогнута, слегка отклонена назад. Проножек две, по бокам.


[Удорские стулья прячутся здесь]Удорские стулья, вид сбоку. Подробно описаны в посте про мебель Удоры.




Заонежский стул, вид сзади.
Верхняя глухая часть спинки с резным краем. Между устоями спинки причудливая резная проставка.


[Удорские стулья анфас]Удорские стулья, вид спереди. Подробно описаны в посте про мебель Удоры.


Да не обидится моя теща, но заонежский стул пока побеждает. Теща мне друг, но истина ведь дороже.


Теперь диван, заонежский вариант.
Локотники и ножки саблевидные. Спинка в виде узкой рейки.


[Удоре есть что сказать]Удорские диваны. Подробно описаны в посте про мебель Удоры.
Первый экземпляр,


второй


и третий.


Несмотря на лучшую сохранность заонежского экземпляра, побеждают диваны удорские. Формы их локотников и ножек причудливее, а конструкция спинки сложнее.


Заонежское настенное зеркало.


Нижняя часть украшена накладными деталями с плоской резьбой.


Постоянные мои читатели помнят, что, согласно тутаевской легенде, маленькие зеркала служат для того, чтобы в них смотрелись сидящие на людских плечах ангелы-хранители. В богато украшенное плоской резьбой навершие заонежского экспоната встроены целых два таких зеркала.


[Тутаевское и мологское зеркала]Тутаевское зеркало. Более подробно описано в посте про то, как нас защищают.


Зеркало из Мологского края. Описано там же.


Побеждает заонежское зеркало, которое способствует нашей защите с удвоенной силой.


Буфет разделяет помещение заонежской комнаты на условные зоны столовой и спальни.


Дверцы буфета рамочно-филенчатые. Понятно, что ни о каких стеклах в дверцах деревенского буфета говорить не приходится, зато рамка верхней секции выполнена с волной. В нижней части буфета выдвижные ящики.


[Слово Удоре]К сожалению, Удора ничего не может противопоставить заонежскому буфету, разве что только тумбу. Подробнее о тумбе в том же посте про мебель Удоры.


Хотя по смелости цветовых решений тумба соперничает с буфетом на равных, в данном виде заочного соревнования побеждает буфет-тяжеловес.


Переходим к сундукам.
Заонежский вариант выглядит основательно и добротно.


[Зато какой сундук на Удоре]Удорский свадебный сундук. Изготовлен на великоустюжском сундучном промысле во второй половине XIX века. Подробнее о сундуке в посте про мебель Удоры.


Здесь ничья: заонежский сундук мощнее, удорский - наряднее.


На этом сравнения заканчиваем, но не все-таки не забываем, что увиденная здесь заонежская мебель - уже музейный экспонат, а удорская мебель по-прежнему продолжает использоваться в быту.

Далее два предмета заонежской мебели, ранее мною нигде не описанные.
Предмет попроще. Настенная многоярусная полка для хранения посуды и прочей кухонной утвари (в Архангельских деревнях называтеся заблюдником).


Предмет посложнее. Стол-тумба, но это не обычная тумба. Для чего предназначено решетчатое пространство под столешницей?
[Ответ здесь]Оно предназначено для содержания в зимнее время домашней птицы, а этот предмет мебели называется стол-курятник.


По цвету дерева видно, что оба предмета совсем новодельные, поэтому долго на них не останавливаемся, а выходим на улицу и продолжаем экскурсию по кижским деревням.

Рядом с Ямкой расположена ветряная мельница, а чуть подальше - часовня. К ней и направляемся.


Часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово, конец XVII - начало XVIII веков.


Часовня поставлена на возвышении,




с которого открывается прекрасный вид на Кижский погост и наш теплоход, что ждет у причала.


Найди Таню.


На этом экскурсия заканчивается, а мы решаем самостоятельно отправиться во вторую деревню - Васильево. Говорят, там дома еще больше.
Приближаемся к одному из них.


Сзади трудно представить, каким большим может быть дом. Обходим по кругу.


По мере обхода дом растет на глазах.


Это дом Сергина из деревни Мунозеро, вторая половина XIX века.


Рассмотрим получше ставни и наличники.
Прямо одна рука рубила, что и для дома Ананьевой: те же три секции на ставнях, те же гирлянды и кисти на верхних наличниках.


Но отличие все-таки есть. Здесь верхние наличники второго и первого этажа одинаковы, ставни есть и на первом этаже тоже, а форма нижних наличников отличается от тех, что на доме Ананьевой.


Дом-гора.


Дом-гигант.


Неподалеку местная часовня Успения Богородицы, конец XVII - начало XVIII веков.


Основные красоты деревянной резьбы расположены в уровне крыши.




Можно долго любоваться, но нам пора возвращаться на теплоход. Идем обратно мимо часовни Спаса Нерукотворного,


мимо мельницы, что в Ямках.


Мельница из деревни Вороний Остров, 1930-е годы

Прощальный взгляд на погост с суши


и из каюты.


Надеюсь, tutto legno по-русски понравилось нашим итальянским друзьям-мебельщикам.

А нам пора в Верхние Мандроги.

заблюдник, Кижи, стол, Онега, сундук, буфет, зеркало, полка, мебель, мебель России, стол-курятник, Удора, мебель в музее, декор, Молога, диван, в Плёс, простофото, Тутаев, тумба, стул

Previous post Next post
Up