«Балабанов». Выставка-путешествие

Nov 16, 2023 20:22

15.01.2023
Сразу предупрежу: в этом посте не будет ничего, кроме нескольких мебельных находок, что вполне отражает профессиональную деформацию одного посетителя знаковой не только для Петербурга выставки.



1. Первые фильмы: «Раньше было другое время» (1987), «У меня нет друга, или One Step Beyond» (1988), «Настя и Егор» (1989)
Путешествуем на электричке по окрестностям Свердловска 1980-х. Садимся на ушедшие в прошлое деревянные рейчатые двусторонние скамейки. Своим изогнутым профилем они напоминают садово-парковые скамейки архитектора Н. Ф. Борушко, также почти исчезнувшие с улиц.


2. «Замок» (1994)
Из подвешенных на тросах головных уборов ассистента Землемера получилась своего рода люстра. Она будет украшать восемьдесят седьмую дюжину люстр и паникадил.
Вот что об этих головных уборах рассказала художник Надежда Васильева, цитирую каталог выставки:

Все видят в «Замке» Брейгеля. Это из-за черных шапочек и снега. <…> Черные пальто на персонажах - это сюртуки «Ленфильма», я искала с узенькими плечами, старого пошива, потом наглухо их застегнула под горло. «Испортила» все фетровые колпаки дырами, задом наперед напялила или вверх ногами. <…> Чепчики уменьшали голову, и мужчины смотрелись несколько дебиловато.
Разглядываем головные уборы и вспоминаем образ Виктора Сухорукова.


3. «Про уродов и людей» (1998)
Fin de siècle, эпоха модерна.


Туалетный столик с трельяжем, стул - всё модерн. Ширма в стиле шинуазри.


Глубокое тиснение на коже. Даже в потрепанном виде смотрится красиво.


4. «Брат» (1997), «Брат 2» (2000)
Первое в моей коллекции складное кресло режиссера.


5. «Кочегар» (2010)
Мебель в комнате кочегара подобрана отлично. Металлическая кровать, над ней на стене шкафчик-аптечка, на табурете пишущая машинка.


В фильме, правда, табурет выглядел поприличнее, а в изголовье кровати были металлические прутки вместо фанерного щита. Но все равно зачет.


6. «Мне не больно» (2006)
Уникальный предмет в моей коллекции мягкой мебели - копна. Выглядит как настоящий диван итальянской фабрики Edra, если кто знает такую. Но копна Таты - работа местных дизайнеров. Приведу развернутую цитату из аннотации:

Копна Таты - дизайнерская огненно-рыжая «волосатая» кушетка-мешок, которую она «купила на свои деньги», - главный арт-объект фильма. В 2007 году кинокритик Станислав Зельвенский писал, что лучшая реплика балабановской мелодрамы - это «где моя копна?». Она - продолжение парика героини, тоже огненно-рыжего. Копна под стать ее хозяйке - интересничающей петербургской содержанке: когда Миша забирается на это «любовное ложе», Тата шутит, что он похож на «кролика в розовом вине».
В ранних фильмах Балабанова любовники ютились на узких кроватях («Раньше было другое время», «Брат»), делили на двоих хлипкие диванчики, больше похожие на нары («Замок»), или вовсе клали себе под голову вазу вместо подушки, как герой Сухорукова в «Счастливых днях». Какая-то стесненность в постельных делах чувствуется в фильмах Балабанова постоянно. В «Уродах» барышня Лиза вынуждена спать вместе с сиамскими близнецами. До апогея это будет доведено в «Грузе 200» с его монструозным трио на матрасе: школьница и два покойника.


Копна Таты. Реконструкция. 2022

Читаем далее:

Копна в «Мне не больно» - самое комфортное «ложе любви» у Балабанова. Дурацкое, романтичное, антропоморфное - когда Тата в своем рыжем парике ложится на рыжую копну, создается ощущение, что Миша тонет в ее волосах. Деталь интерьера, нехарактерная для, как правило, аскетичного режиссера и потому такая трогательная.


7. «Груз 200» (2007)
Здесь отчетливо можно представить, как невменяемая бабуля сидит в своем затертом кресле, смотрит телевизор, у которого сзади торчат все внутренности, и говорит: «У нас мухи».


8. Неснятые фильмы
На фоне стены с названиями задуманных, но неснятых фильмов - мемориальный письменный стол Балабанова из его питерской квартиры.


Массивный, дубовый, на резных ножках.


С мордами львов на дверцах, боковинах тумб


и резном подстолье, в котором прячутся выдвижные ящики.


Этот стол, заваленный горой бумаг, несколько раз мелькает в кадрах документального фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…», который мы посмотрели в октябре 2023-го. Домашний творческий беспорядок на столе словно перекликается со словами французского режиссера Рене Клера: «Мой фильм готов, осталось его только снять».

ширма, мебель мемориальная, стиль шинуазри, мебель СССР, кресло режиссерское, мебель металлическая, мебель, табурет, мебель России, копна, свет, столик туалетный, кресло, трельяж, мебель в музее, стиль модерн, люстра, стол письменный, скамейка, шкафчик-аптечка, кровать, Санкт-Петербург, Балабанов, стул

Previous post Next post
Up