От затопленного рукотворным Рыбинским морем города Мологи осталось одновременно и мало, и много:
маленький музей Мологского края в Рыбинске;
несколько Мологских улиц (в Рыбинске, Мышкине и двух-трех других населенных пунктах);
большая память народная.
Среди самых близких мне людей нет таких, кто был бы частью этой памяти: их коснулись другие испытания. По Мологской улице в Рыбинске я не ходил: она далеко от пристани, на противоположном от центра города берегу. Но в музей Мологского края пошел осознанно. Подготовился: прочитал книгу об ушедших под воду городах, посетил частично подтопленные Калязин, Углич и Мышкин.
03.09.2015. Не за мебелью мебельщик отправился в музей, но так уж получилось, что и мебель увидел.
В двух словах напишу о мологской мебели, так как о более серьезных вещах и без меня проникновенно рассказывают в музее и много сведений есть в интернете.
Музей занимает Тихвинскую часовню бывшего рыбинского подворья Мологского Афанасьевского монастыря. О печальной тематике музея первыми говорят фрагменты чугунной решетки, размещенной прямо во дворике.
Решетку привезли с территории затопленного города Мологи в сентябре 1992 года. Тогда во время сильного обмеления Рыбинского водохранилища территория бывшего города в очередной раз показалась из-под воды и ее можно было посетить. Была ли эта решетка оградой церкви, дома или частью балконного ограждения, сказать сейчас невозможно. Зайдем внутрь музея. О том, что мы находимся в бывшей часовне, напоминают стилизованные под силуэты шлемовидных куполов молдинги, которыми украшены филенки межкомнатных дверей.
Аналогичные молдинги и на широких дверных откосах.
В комнате нельзя не обратить внимание на большую печь, украшенную расписанными вручную изразцами.
Печь оснащена добротной медной фурнитурой,
вид которой согревает даже тогда, когда печь не топится.
В одной из комнат музея воссоздан типичный жилой интерьер состоятельного мологжанина. Начну со шкафа, что стоит напротив входа и наполнен посудой.
Шкаф книжный. Россия, конец ХIХ - начало ХХ вв. Материал: дерево, стекло, дуб. Техника: точение, резьба, фанеровка, лакирование. Легенда: со слов хозяев, ранее бытовал в г. Мологе. Поступил в Рыбинский музей в 1989 году от частного лица.
Наблюдательный читатель заметит, что шкаф изначально не предназначен для хранения посуды. В отличие от витрин, его дверцы застеклены не на всю высоту. В отличие же от буфетов, он не разделен горизонтально на две самостоятельные части (нижнюю более глубокую с глухими дверцами и верхнюю меньшей глубины с дверцами, которые могут быть застеклены). Кроме того, деревянные полки более подходят для хранения книг, чем для демонстрации посуды: ведь посуда лучше смотрится на стекле.
Однако шкаф богато украшен точеными пилястрами, балясинами и за счет причудливого резного навершия выглядит почти торжественно. Среди разнообразной посуды самый оригинальный предмет - блинница. [А где тут блинница? Что-то не вижу.]Она на нижней полке слева, в углу.
Мебель для сидения представлена добротным гарнитуром из дивана и двух кресел.
Диван, кресла. Россия, вторая половина XIX в. Материал: дерево, шпон красного дерева, сукно. Техника: фанеровка, резьба. Поступили в 1920-х годах по национализации из усадьбы Петровское рыбинских дворян Михалковых.
Резные детали дивана разноплановы: перевитый лентами венок на спинке,
плоский цветок на боковине и объемная пальметта на завершении подлокотника.
S-образные подлокотники опираются на оригинальные резные круглые стойки.
По нижнему фигурному краю спинок кресел выполнена плоская резьба.
Между креслами расположен столик на точеных ножках с выдвижным фигурным ящичком.
Столик самоварный. Франция, 1850-1910 гг. Материал: ель, дуб, мрамор. Техника: резьба, точение, фанеровка. Легенда неизвестна. Поступил в Рыбинский музей в 1969 году от частного лица.
Выпуклая форма ящичка повторяется формой мраморной столешницы и отвечает «анатомии» самовара.
Комната не мемориальная. Здесь рассказывают вообще о мологских дворянах, купцах, крестьянах. Из мологских дворян особо отмечают Павла Матвеевича Азанчевского-Азанчеева и графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина.
Первый в течение 14 лет был предводителем дворянства в Мологском уезде. Второй, среди прочего, особо знаменит тем, что открыл и опубликовал «Слово о полку Игореве», за что благодарные потомки сделали усадьбу Иловна, где покоится его прах, дном Рыбинского моря.
Вся мебель Мологского края прошла через испытания. Дворянская и купеческая была национализирована. Спустя двадцать лет, перед затоплением земель, нехитрая мебель простого люда вместе с небогатым скарбом сплавлялась на плотах, сделанных из разобранных на бревна домов. Может быть, и то зеркало, что в конце поста, тоже было сплавлено и только так и спаслось.
Стойкая мебель оказалась в Мологском крае. Да что там мебель: если бы только ей суждено было пройти через испытания. ***От затопленного рукотворным Рыбинским морем города Мологи осталось одновременно и мало, и много.
Еще несколько слов.
Благодарю заведующего Музеем Мологского края Анатолия Клопова за проведенную экскурсию. Ответы Анатолия на вопросы, которые я задал в последующей переписке, помогли в работе над постом.