Дом-музей В. М. Васнецова в Москве

Dec 17, 2021 21:03

04.11.2021
Дом художника был построен по его собственному проекту в 1894 году. Строили крестьяне Владимирской губернии. Управились быстро, всего за один год. Виктор Михайлович писал: «Живем мы теперь в новой избе, которую выстроили в мое отсутствие, пока я был в Киеве - каковы москвичи! Ничего себе хата, не была бы только холодновата…»


Внешний вид избы-хаты, в которой Васнецов вместе с семьей прожил 32 года, восхищает мебельщика и сулит ему полное погружение в русский стиль.

Шаляпин, не раз бывавший в гостях у Васнецова, вспоминал:

Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный на одной из Мещанских улиц Москвы. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом. Не из камней сложен - дом был срублен из дерева. Внутри не было ни мягких кресел, ни кушеток, ни бержеров. Вдоль стен сурово стояли дубовые, простые скамьи, в середине стоял дубовый, крепко слаженный простой стол без скатерти, а кое-где расставлены были коренастые табуреты. Освещалась квартира скудно, так как окна были небольшие, но зато наверху, в мастерской, к которой вела узенькая деревянная лестница, было много солнца и света…
Федор Иванович, верно описавший атмосферу дома, был, однако, неточен в мебельных деталях: если скамьи, то не никак простые; если стол дубовый, то далеко не простой. Давайте в этом убедимся.

Столовая
Как и в других мемориальных помещениях дома, обстановка столовой словно переносит нас в допетровскую эпоху: бревенчатые стены, мебель в русском стиле, огромная печь-терем, созданная по эскизам Васнецова.
Большой обеденный стол был изготовлен в конце XIX века неизвестным московским мастером. По всей видимости, это не тот стол, о котором говорил Шаляпин: во-первых, материал здесь сосна, а не дуб; во-вторых, стол покрыт скатертью. К сожалению, скатерть скрывает от нас подстолье с выдвижными ящиками: полевые цветы на них были написаны Васнецовым.


Рядом с печью - тумба кустарной работы. Виктор Михайлович расписал стилизованными цветами и птицами ее дверцы.


Над буфетом размещена резная доска, подаренная Васнецову Поленовым и Репиным. Считают, что прежде она украшала фасад одного из крестьянских домов во Владимирской губернии. По краям доски - два изображения древнерусского языческого божества Симаргла, охранителя посевов.
Буфет в семье Васнецова называли сказочным словом «самобранка». Глухие дверцы не позволяли видеть, что происходило внутри в то время, когда, цитирую путеводитель, «через дверцы на задней стенке еду, приготовленную на кухне в русской печи, незаметно ставили в буфет». Так что если улыбнуться чудодейственной составляющей буфета и сосредоточиться на его функции, то можно считать, что перед нами буфет-перегородка, или заборка.


Справа от буфета виден шкафчик с колонкой

Особую, сказочную стилистику глухого, ничем иным не декорированного буфета подчеркивают живописные ручки выдвижных ящиков.


Справа от буфета мелькнул, но остался несфотографированным шкафчик с колонкой. В посте об усадьбе Абрамцево я рассказывал, что конструкцию шкафчика с колонкой в 1880-е годы придумала Елена Дмитриевна Поленова, сестра художника Василия Дмитриевича Поленова. Производство многочисленных вариаций шкафчика с колонкой было налажено в абрамцевской столярной мастерской.

Мы посмотрим на другой шкафчик, по всей видимости также изготовленный в абрамцевской мастерской. От шкафчика с колонкой этот экземпляр позаимствовал сдвижную крышку (наверху). Необычные поворотные ручки, с помощью которых запираются дверки (справа и внизу), придают шкафчику особый шарм.


По эскизам хозяина дома выполнены стулья вокруг стола


и резное кресло в углу. Их изготовил младший брат художника Аркадий. Одаренный резчик по дереву, он жил в Вятке, работал учителем и был заступающим главы города.


На секунду вернемся к словам Шаляпина, нарисовавшего строгую картину того, как вдоль стен «сурово стояли дубовые, простые скамьи». Ведь не сказать, что переметная скамья проста. И тем более нельзя сказать, что эта игрушка сурова.


Две следующие комнаты расположены в так называемой женской половине дома.

Комната А. В. Васнецовой
Среди мемориальных предметов в комнате супруги художника Александры Владимировны путеводитель перечисляет столик для рукоделий, немецкую ручную швейную машинку и деревянный сундук, привезенный из Вятки.


Швейную машинку вижу, но столик для рукоделий опознать не удалось.


Мемориальный расписной сундук из Вятки - в углу.
По правую руку от входа - стол с фигурной столешницей (передний край у́же, чем задний). Роспись выдвижных ящиков полевыми цветами помогает составить представление о том, как могут выглядеть выдвижные ящики стола из столовой.


Выше подвесного шкафчика (шкафчика-аптечки?) - последний автопортрет, написанный Васнецовым в 1913 году.


Комната Т. В. Васнецовой
По левую руку от входа в комнату Татьяны Викторовны, дочери художника, диван с тюфяками вместо локотников.


В дальнем углу - столик с расписным выдвижным ящиком. Рядом - стул с круглой резной (а-ля мебель Ропета в псевдорусском стиле) спинкой.


С правой стороны - дамский письменный стол.


Мемориальные дубовая скамеечка с наклонными ножками и резное переметное кресло - работа абрамцевских мастеров.


Бывшая детская
Кроме дочери Татьяны, у Виктора Михайловича было четверо сыновей: Борис, Алексей, Михаил и Владимир. Обстановка комнаты, в которой спали мальчики, не сохранилась. Сейчас здесь представлена мебель, выполненная в Абрамцеве по эскизам Е. Д. Поленовой.


Переосмыслив стиль петровского барокко, Елена Дмитриевна дала своим изделиям образное название - «с окошками».


Стол с окошками. Подстолье высокое, с открывающейся вперед крышкой. В центре каждого окошка на крышке - резная розетка. В углах - геометризованные растительные мотивы.


Эти мотивы, выпущенные по краю столешницы на свободу, превращаются в цветы и граненые камни-самоцветы.


Так же оформлено и сиденье табурета. Овальная прорезь с выступом - для удобства переноски одной рукой.


Бывшая классная
По эскизам Е. Д. Поленовой в абрамцевской мастерской были изготовлены и столик с окошками,


и резная скамья


в комплекте со стульями,


и стулья с сиденьями на высоких коробах.


Если стилистику Е. Д. Поленовой отличают прямоугольность силуэта и использование техники треугольно-выемчатой резьбы,


то манере В. М. Васнецова свойственны бо́льшая закругленность линий и своеобразная «округлость» деталей. По проекту Виктора Михайловича его брат Аркадий изготовил несколько дубовых резных буфетов. В бывшей классной представлены два малых буфета «Теремок». Третий такой же буфет мы увидим в следующем зале, четвертый ранее был замечен в усадьбе Абрамцево.


Малые буфеты «Теремок». Конец XIX - начало XX вв.
Дуб, сосна, металл, интарсия (яблоня, груша, вишня, красное дерево), фанеровка, резьба, вощение

Трапециевидное навершие украшено рельефным изображением белочки, грызущей орешки. Аленькие цветочки (в навершии резные, на дверках инкрустированные) - своеобразное приношение Аксакову, автору сказки «Аленький цветочек», прежнему владельцу Абрамцева.


Совы-атланты.


Рельефный чертополох и великолепные жиковины (фигурные дверные петли, вытянутые поперек дверного полотнища).


Округлые, обтекаемые ручки - фирменная черта Виктора Васнецова.


Гостиная
Гостиную в семье Васнецовых называли «парадной залой». Обстановка здесь сохранилась почти полностью. Вспомним еще раз слова Шаляпина и попробуем соотнести их с гостиной: «…в середине стоял дубовый, крепко слаженный простой стол без скатерти…»


Дубовый - да, крепко слаженный - да, без скатерти - да, но простой ли? Столешница для стола датируется началом XVIII века. В ее центре - инкрустированный герб Российской империи, выполненный из мореного дуба. Столешницу Васнецов приобрел в московском «Магазине редкостей и старинных вещей», находившемся неподалеку от дома.


Подстолье по рисунку художника выполнил брат Аркадий. По внешнему виду края столешницы можно заключить, что стол раздвижной.
Стулья вокруг стола, как и в столовой, изготовлены Аркадием.


Два кресла во главе стола - работа абрамцевских мастеров. Курульное кресло предназначалось для Васнецова,


так называемое монастырское кресло - для его супруги.


По эскизам Е. Д. Поленовой выполнены тумба в углу


и - выше нее - угловой шкафчик. Божница изготовлена в абрамцевской мастерской по рисунку Васнецова (округлые линии!).


Малый буфет «Теремок» работы Аркадия по проекту В. М. Васнецова мы уже внимательно изучили в бывшей классной комнате.


Творческое содружество братьев привело к появлению большого буфета. Он был создан, цитирую путеводитель, «Аркадием Михайловичем для участия во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, на которой ему за мастерство была присуждена бронзовая медаль. После выставки буфет был отправлен в Москву, в дом В. М. Васнецова для продажи. Он понравился семье художника, и было решено его купить. М. Ф. Якунчикова и С. И. Мамонтов, видевшие буфет, заказали Аркадию Михайловичу подобные».

Кто такой Савва Иванович Мамонов, пояснять излишне. Его племянница Мария Федоровна Якунчикова вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, супругой Саввы Ивановича, владела «Магазином русских изделий», располагавшимся в Москве на Петровке. В магазине принимались заказы на изготовление предметов художественно-кустарного промысла. С 1908 года Мария Федоровна руководила абрамцевскими столярной и вышивальной мастерскими.

Наверху помещена напрямую не связанная с композицией буфета врубелевская майолика «Садко, играющий на гуслях».


Большой буфет. 1896
Дуб, сосна, металл, стекло, интарсия (яблоня, груша, вишня, красное дерево, волнистая береза, платан), фанеровка, резьба, вощение

Верхняя часть буфета словно пряничный терем. Центральные дверки украшены жиковинами, боковые - окнами-витражами с резными наличниками.


В нижней части - фирменные ручки обтекаемой формы. На дверках интарсия с изображением любимых Виктором Михайловичем полевых цветов.


По эскизам Е. Д. Поленовой изготовлены расположенные напротив буфета ларь и тумбочка под телефон. Поленовский ларь - предмет двойного назначения: помимо хранения в нем вещей или продуктов, его можно использовать как своего рода диванчик с невысокой спинкой.


Обратим внимание на различный рисунок металлических скоб, стягивающих углы.


Через день после посещения Дома-музея В. М. Васнецова еще один поленовский ларь, но уже тонированный в более темный цвет, был обнаружен в Третьяковской галерее, в зале № 36, где выставлены живописные работы художника. Сравнивая между собой два исполнения ларя, отметим, насколько выигрышнее смотрятся металлические детали на светлом корпусе.


Мастерская
Расположенная на втором этаже, с высоким, в шесть метров потолком, мастерская - самое большое и светлое помещение в доме. Чтобы избежать попадания прямых солнечных лучей, окна выходят на три стороны, кроме южной.
В мастерской представлен живописный цикл «Поэма семи сказок». Васнецов задумал его еще в начале XX века и работал над ним до конца своих дней.


Наверху: Баба-Яга (1917), Царевна-лягушка (1918)



Наверху: Кащей Бессмертный (1926), Царевна-Несмеяна (1926)



Наверху: Ковер-самолет (1926), Сивка-Бурка (1926)
Внизу: Спящая царевна (1926)

Кроме холстов, в мастерской была замечена мебель, например инкрустированный перламутром сундук. Происхождение сундука мне выяснить не удалось, но его собрат, представленный в Ханском дворце в Бахчисарае, датируется XVIII веком.


Апокалипсис (1886)

[Взглянуть на сундук из дворца...]Гарем: жилая комната


Ханский дворец. Бахчисарай, 26.02.2017



Ханский дворец. Бахчисарай, 26.02.2017


На венском стуле - синяя куртка и красный берет Васнецова. В них художник работал в мастерской, в них же был запечатлен Татьяной Викторовной Васнецовой, написавшей портрет отца в 1913 году.


В том же году в мастерской был сделан фотоснимок, на котором мы видим Васнецова сидящим в небольшом креслице.


Мемориальное кресло в потертой зеленой обивке сохранилось.


В мастерской многое осталось, как было при Васнецове. На мемориальном рабочем столике, в туеске из бересты, стоят подлинные кисти мастера. На мольберте слева - неоконченный портрет М. В. Нестерова (1926), последнее произведение, над которым трудился Васнецов.


Последний экспонат этого поста - люстра - отправляется в семьдесят третью дюжину люстр и паникадил.


И все-таки прав оказался Шаляпин, сказавший: «Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный на одной из Мещанских улиц Москвы. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом».

При написании поста использованы материалы путеводителя «Дом-музей В. М. Васнецова», выпущенного Третьяковской галереей.
Где еще можно увидеть мебель, созданную по эскизам Елены Дмитриевны Поленовой:

стиль русский, стол, кресло монастырское, сундук, скамья переметная, Васнецов, заборка, мебель России, ларь, мольберт, кресло, шкафчик, ГТГ, мебель в музее, божница, стол письменный, скамейка, шкафчик-аптечка, столик, мебель мемориальная, столик рабочий, буфет, Москва, шкафчик угловой, табурет, мебель, кресло переметное, кресло курульное, тумбочка под телефон, Поленова, в Москву, диван, шкафчик с колонкой, тумба, стул

Previous post Next post
Up