Ферапонтов Белозерский монастырь

Nov 26, 2015 19:56

04.09.2015.
Из столичного города Рыбинска прямиком попадаем в село Ферапонтово, чтобы посетить Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь и музей фресок Дионисия.
Понятно, что дорога к объекту из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО не может не проходить через деревянный ушатанный мост.



Монастырь расположен на возвышении.


Я спускаюсь к Бородаевскому озеру. Таня любит поснимать, как я бегаю кругами.


Вход на территорию монастыря через Святые врата с надвратными церквями Богоявления и преподобного Ферапонта.


Во дворе взору открывается почти монохромная картина: если бы не зеленая трава, то все было бы бело-серым: штукатурка, выцветшие деревянные двери и пасмурное небо.
Слева направо: церковь Благовещения с трапезной палатой, колокольня, собор Рождества Богородицы, церковь преподобного Мартиниана.


Но стоит зайти внутрь, как внезапно включается цвет.

Чтобы понять, что случилось, почитаем табличку:

В витрине представлены пигменты и выкраски, полученные из ферапотновских галек вологодским художником Евгением Соколовым. Работа с местными природными минералами стала основой его творчества.


Ощущение прямо как в далеком детстве, когда мне подарили чехословацкий набор из 24 фломастеров. У всех в классе были советские наборы из четырех цветов (красный, синий, зеленый и черный) или из шести (плюс желтый и коричневый). А у меня 24!

Оттенки теплых, охристых, розоватых, коричневатых и пепельно-зеленых цветов насчитывают около 70 образцов. Цвета некоторых пигментов различаются лишь нюансами тона, который проявляется в водном состоянии.



Даже разложить мои фломастеры в нужном порядке в пластиковый конверт было настоящим удовольствием.

Колористическая систематизация позволила Е. А. Соколову составить палитру ферапонтовских галек, которую автор любезно предоставил Музею фресок Дионисия.


Исключением является голубой цвет: высохшая краска была найдена местным жителем в тайнике собора Рождества Богородицы. В XVIII веке иконописец, фрагментарно поновивший росписи западной подпружной арки, спрятал ее вместе с другими материалами в нишу под сводом, в надежде на дальнейшее использование.


А с каким удовольствием я порасставлял бы чашечки с пигментами, если бы художнику Соколову потребовалась моя помощь! Но меня не пригласили.

В смешанных чувствах подхожу к западной стене и порталу, ведущему внутрь собора.


По низу стены проложен пояс декоративных керамических плиток с растительным орнаментом и изображениями бегущих друг за другом диковинных животных.


Захожу внутрь и вижу ярчайшие (фото не передает) цвета 500-летних, никогда не поновлявшихся росписей Дионисия.


600 квадратных метров стенописи и 300 сюжетов производят сильное впечатление. Чтобы разобраться в сюжетах, покупаю «Путеводитель по композициям стенописи Дионисия» - уникальное цветное иллюстрированное издание, на 150 страницах которого каждый сюжет описан и растолкован.

Уже дома узнаю, что аналогично путеводителю построен и сайт Музея фресок Дионисия. Посмотрите, например, как на сайте описаны западная стена с порталом, которые я только что показывал на фотографии. А что сказано про технику росписи. Ордена надо дать создателям сайта.

Считаю, что из культуроведческих соображений следовало бы изучить либо путеводитель, либо сайт, чтобы наконец научиться различать и самостоятельно читать библейские сюжеты, прежде чем продолжать теряющее без этого смысл посещение храмов.

Кроме фресок Дионисия Ферапонтово примечательно дощатой монастырской мебелью.
Переметная скамья, утратившая переметную (перекидывающуюся) спинку, но приобретшая табличку «Экспонат. Не садиться».


Выполненный в стиле петровского барокко стол с крашеным подстольем и точеными ножками. Скамья.

Книжный шкаф, расписанный в свободнокистевой манере, как наш знаменитый удорский сундук. Я присмотрелся, не трафаретный ли рисунок. Но нет, видно, что детали всех завитков отличаются.


А на улице - после расписного шкафа, многоцветных фресок, выкрасок, чашечек с пигментами и воспоминаний о чехословацких фломастерах - появляются цветы, а с ними и краски.






И напоследок немного моих любимых фактур.
Окна.


Окна и двери.


Двери.




И ограды.




В общем, в Ферапонтово я нашел полный набор: цвет, детские воспоминания, продвинутый сайт, фрески Дионисия, мебель, любимые фактуры и ушатанный деревянный мост.

Но нам пора в Горицы - на теплоход. Надо еще успеть в Горицкий монастырь.

мебель России, мебель, мебель церковная, стол, мебель в музее, скамейка, скамья переметная, стиль петровское барокко, в Плёс, простофото, шкаф, фактура, цвет, Ферапонтово

Previous post Next post
Up