Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге

Oct 05, 2021 21:49

12.06.2021
В 1914-м, за год до покупки в Петербурге трехэтажного дома, Шаляпин снял в нем две квартиры и поселился в них со своей петербургской семьей.


Обе квартиры находились на втором этаже - и Шаляпин объединил их. Сейчас в мемориальном пространстве расположился музей, по которому мы пройдем с мебельной экскурсией.



Прихожая
В прихожей настенная вешалка консольной конструкции, с массивными поддерживающими полку резными элементами. На вешалке мемориальные вещи: английское пальто, шуба-татарка, шляпы. Пальто и шляпа прибыли из Финляндии: их сохранил аккомпаниатор Шаляпина.


У шубы-татарки асимметричная застежка и воротник-стойка, отороченный мехом.


У входных дверей тонетовская зонтичница.


Напротив - гнутая подставка для тростей. Рядом - консоль с К-образными боковинами, напоминающими буквицы.


На самом деле в прихожей царит полумрак: она едва освещена люстрой, которая будет отправлена в шестьдесят девятую дюжину люстр и паникадил.


Большая гостиная
Цветовым, смысловым, эмоциональным центром Большой гостиной является великолепный портрет Шаляпина, написанный Борисом Кустодиевым в 1921 году.


Мы привыкли к вдвое меньшему авторскому варианту-повторению портрета, экспонируемому в Русском музее, а здесь двухметровый портрет-гигант! Федор Иванович в шубе, которую он получил в качестве гонорара за выступление в народном доме. За спиной Шаляпина, у подножия холма, на котором он возвышается, изображены дочери певца Марфа и Марина. Их сопровождает Исай Дворищин, личный секретарь певца. В руках у Марины обезьянка Кину, хранящаяся сейчас в Музее-усадьбе Ф. И. Шаляпина в Москве. Узнав, что в Ленинграде планируют создать музей Шаляпина, Марфа и Марина в 1968 году передали портрет отца в будущий музей.

Справа от портрета, в углу, шкаф-бюро, или комод-бюро. Верхняя часть таких сложносочиненных изделий - шкаф книжный или посудный (иначе поставец), средняя - бюро, нижняя - комод. Аналогичные предметы мебели имеются в Музее семьи Цветаевых в Ново-Талицах и Доме-музее И. С. Тургенева в Москве. В Ново-Талицах, кстати, крышку бюро разрешают открыть.


Кабинет на изящных ножках маскируется под вещицу в стиле шинуазри: черный лак, богатая инкрустация разнообразными материалами. При ближайшем рассмотрении сюжет декора оказывается вполне европейским.


Ампирный диван в окружении подставок под канделябры. Сами канделябры мемориальные, их в 1922 году, перед отъездом в длительную гастрольную поездку за границу, Шаляпин подарил электрику Мариинского театра.


Сидящими на этом диване были запечатлены - слева направо - родные дочери Шаляпина от второго брака Марфа, Марина и его приемная дочь Стелла. Они посетили музей в 1984 году.


Фотография А. Бурова

За ломберным столиком Федор Иванович раскладывал пасьянсы, азартно играл в карты. Мария Валентиновна Петцольд, его вторая супруга, просила гостей, чтобы последняя партия всегда оставалась за Шаляпиным - дабы не испортить ему настроение перед выходом на сцену.


Золоченая виктрола - подарок английской звукозаписывающей фирмы «Граммофон» в честь десятилетия сотрудничества, начатого в 1902 году.


Шаляпин писал:

Граммофон «Амур», по моему мнению, лучше всех других говорящих машин передает живой тембр человеческого голоса, и я уверен, что передача некоторых моих пластинок на граммофоне «Амур» представляет собою наивысшую степень усовершенствования, какую могла достигнуть техника…
По обыкновению мы разговорились со смотрителями - в знак расположения к нам они открыли крышку виктролы.


И по сей день виктрола пребывает в рабочем состоянии. Кстати, другая виктрола, правда не в позолоченном корпусе, а в дубовом, и тоже действующая, находится в Кабинете московского музея Шаляпина.


Письменный стол Шаляпина, массивное, обитое кожей рабочее кресло на основательных ножках-лапах.


Второй ломберный столик аналогичен первому. Стоя ближе к нему, можно лучше рассмотреть многоступенчатую платформу, на которую он опирается овального ногой.


Рояль в Большой гостиной не мемориальный: в 1928 году Ирина Федоровна, дочь певца от первого брака, увезла шаляпинский рояль в Москву (сейчас он стоит в концертном зале московского музея Шаляпина). Зато серебряная ваза на рояле - подарок Федору Ивановичу от Саввы Морозова.


Фотографию люстры, висящей над роялем, удалось сделать исключительно благодаря любезности смотрителей.


Будуар
В музее это помещение называют Малой гостиной, но при Шаляпине гостей здесь никогда не принимали: примыкающая к спальне комната всегда оставалась приватной. Зрительной доминантой Будуара служит аллегорический портрет Шаляпина, выполненный в 1917 году А. Яковлевым сангиной на бумаге. Портрет хранился у Ирины Федоровны в Москве.

На большой диван усажены принадлежавшие дочерям Шаляпина фарфоровые куклы работы русских мастеров.


Обивка на диване, кутаных креслах, маленьком креслице на деревянных ножках,


вольтеровском кресле и

дормезе, видимо, мемориальная. Заметим, что дормез развернут к камину головой, что немного странно. Над дормезом размещен портрет второй жены Шаляпина, Марии Валентиновны Петцольд, написанный Кустодиевым в 1919 году.


Люстра.


Спальня
Воссоздание спальни, немыслимой в музее в 1970-е, относится уже к 1990-м годам. Путеводитель сообщает, что все предметы обстановки сохранились, но кровать - не сказать чтобы очень широкая - была только одна.


Цитирую путеводитель: «Чтобы уточнить, была ли вторая, позвонили в Ливерпуль дочери Шаляпина Марфе Федоровне. Она подтвердила, что кровать была одна: “У нее по углам были такие столбики с кругленькими шишечками. Под каждой шишечкой папа продолбил углубление, и там прятали бриллианты”».
Сделаю три важных добавления. Первое: кругленькими шишечками Марфа Федоровна назвала фиалы. Второе (я специально поинтересовался у экскурсовода): открутив фиалы, никаких бриллиантов не обнаружили. Третье: прикроватная тумбочка тоже одна, вместо второй - обыкновенный стул.


Богато декорированный накладками комод, столик (похожий на столик для рукоделия), банкетка (стилизованная под клисмос),


столик для умывания, каминный экран (в комнате, где нет камина) - все эти не создающие ансамбля, разрозненно стоящие предметы словно подготавливают зрителя к восприятию следующего помещения.


Столовая
Да, столовая поражает красотой интерьера. Эклектика, смешение Европы и Востока, но как все органично смотрится!
За прямоугольный дубовый обеденный стол, раздвигающийся от одной стены комнаты до другой, могут сесть 28 человек.


Во главе стола capotavola - кресло для хозяина. На столе шкатулка, выполненная в технике «мороз по жести», - подарок артистки Александринского театра Марии Савиной. На внутренней стороне крышки рукой Шаляпина сделана надпись: «Перед первым (после тридцатилетней паузы) представлением «Псковитянки» получил эту коробку от М. Г. Савиной в 7¼ вечера 28 октября 1903».


На стене, над широкой турецкой тахтой, покрытой ковром, подаренная Горьким коллекция старинного оружия XVII-XIX веков. Писатель собрал ее во время поездок по России: он знал, что на сцене Шаляпин предпочитает не пользоваться бутафорией.


Другой подарок Горького - резное кресло восточной работы. Вот что о кресле сказано в музейном путеводителе: «Обнаружилось оно случайно. Кресло подарила музею школа, находившаяся в поселке Ольгино. По легенде, оно считалось шаляпинским, но никто не помнил почему. А когда его начали реставрировать, на оборотной стороне сиденья обнаружилась нацарапанная надпись “Горький - Шаляпину” с хорошо знакомым характерным росчерком над буквой Г».


Кресло работы корейских или японских мастеров датировано XVI (???) веком. Кто бывал в музее-квартире Горького в Москве, помнит, что Алексей Максимович был большим ценителем восточного искусства, собрал обширную коллекцию нэцке и украсил свой кабинет китайской мебелью.


Фотография со страницы музея Шаляпина в ВК

Тема Китая продолжается коллекцией фарфора. Фигурки восточных персонажей размещены на настенной полочке с фарфоровыми колоннами.


Европейский фарфор представлен в многоярусной горке.


Традиция русского чаепития поддержана самоварным столиком


с фигурной каменной столешницей.


Ренессанс и ампир переплелись, подобно дельфиньим хвостам, в спинках обитых кожей стульев.


У стены за спиной хозяина расположен глухой буфет. Дверки в нижней его секции сдвижные,


в верхней - складываются гармошкой.


В ручках проскакивает улыбка шаляпинского Мефистофеля.


В ореховом сундуке, шпонированном деревом разных пород, в мирное время Федор Иванович хранил дорогие вина и элитный коньяк. После революции квартира первого народного артиста республики не раз подвергалась обыскам. Изымали всё: оружие, столовое серебро, драгоценности, вино. Шаляпин вспоминал:

И как ни уговаривал я милых гостей вина не забирать, а лучше тут же его со мной отведать - добродетельные граждане против искушения устояли. Забрали… Вино, впрочем, от меня не совсем ушло. Я потом изредка в ресторанах открывал бутылки вина с надписью «Envoyé spécial pour Mr. Chaliapine» и с удовольствием распивал его, еще раз оплачивая и стоимость его, и пошлины…


Аккуратный шахматный столик с поворотными боковыми частями столешницы зажат между двумя массивными кожаными креслами. Их выворачивающиеся наружу пышные спинки напоминают огромные цветки.


Экспозиционный зал
Вторая из двух объединенных Шаляпиным квартир была предоставлена детям. Сейчас здесь расположился экспозиционный зал.


Дочери Шаляпина Марина и Марфа в петербургской квартире. 1916

В центральной части зала воссоздана грим-уборная Шаляпина в Мариинском театре. Как сообщает информационная табличка, трельяж, зеркало, а также «гримировальный столик с предметами театрального быта, которыми пользовался Шаляпин, переданы в дар музею театром. Рядом дорожный сундучок, полученный от сына Бориса Федоровича, гримировальный ящик Шаляпина - от семьи его друга, певца Е. Виттинга».


Справа, у края перегородки, размещена копия автопортрета Шаляпина в гриме Досифея - персонажа оперы Мусоргского «Хованщина». В 1911 году Шаляпин написал портрет гримировальными красками прямо на стене своей грим-уборной в Мариинском театре. Оригинал портрета до сих пор хранится в одной из репетиционных комнат театра.


Одна из двух люстр экспозиционного зала.


Аналогичная люстра находится в помещении кассы. Там она расположена на фоне иначе оформленной потолочной розетки.


В 1922 году Федор Иванович, взяв свою петербургскую семью, отправился за границу на длительные гастроли. Квартиру оставил на попечение Исая Дворищина. В 1927 году, лишенный звания народного артиста республики и права возвращения на родину, принял единственно верное решение - не возвращаться.
Спустя почти полвека на родине великого баса стали открываться посвященные ему музеи. Так уж получилось, что теперь мы посетили их все:

столик гримировальный, Мариинский театр, сундук дорожный, кресло вольтеровское, сундук, подставка для тростей, кабинет, мебель Японии, комод-бюро, полка, шкаф-бюро, мебель России, горка, зонтичница, свет, стол умывальный, кресло, Шаляпин, capotavola, мебель в музее, столик шахматный, стол письменный, комод, подставка под канделябр, вешалка, граммофон, столик, мебель мемориальная, столик самоварный, столик ломберный, буфет, зеркало, экран каминный, мебель, трельяж, мороз по жести, мебель Тонета, консоль, дормез, люстра, тумбочка прикроватная, банкетка, диван, тахта, кровать, Горький, Санкт-Петербург, рояль, стул

Previous post Next post
Up