НИС «Витязь»

Jul 28, 2021 22:15

08.03.2021
В XX веке «Витязь» стал самым знаменитым научно-исследовательским судном в мире: за 30 лет организовано 65 экспедиционных рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, пройдено более 770 тысяч миль, выполнено 7943 станции. В мировой океанологии время с 1949 по 1979 годы называют эпохой «Витязя».


Тем почетнее провести по нему небольшую мебельную экскурсию.

Построенное в 1939 году в Германии, судно было передано Советскому Союзу в 1946 году в счет репараций. По предложению океанолога В. Г. Богорова корабль назвали в память о знаменитом корвете «Витязь», совершившем кругосветное плавание под руководством адмирала С. О. Макарова. Эскиз букв для названия выполнил министр морского флота, известный полярник, будущий директор Института океанологии АН СССР П. П. Ширшов.


Носовое украшение корвета «Витязь». Скульптор П. К. Клодт, 1885 г. Гипсовая копия в масштабе 1:3

Степану Осиповичу Макарову посвящена историческая экспозиция, размещенная в одном из помещений «Витязя». Из-за ковидных ограничений осмотреть ее не получилось.


Удалось лишь выяснить, что в экспозиции представлены диван и кресло, которые находились в кабинете вице-адмирала Макарова в его бытность главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором города Кронштадта.

Диван с высокой спинкой (Россия, 1890-е гг.). Дуб, натуральная кожа, дерматин. Валики с львиными мордами, спинка, обитая в технике каретной стяжки, резной фриз, заканчивающийся полочкой, которую поддерживают четыре кронштейна-льва, - так и должно быть у кабинетной мебели представительского класса.


Фотография из альбома «Морское собрание. Каталог лучших музейных предметов Музея Мирового океана»

Кресло-корытце (Россия, 1899 г.). Карельская береза, натуральная кожа. Лебединые изогнутые шеи, передние ножки в виде лап животных, изящно изогнутые задние ножки - всё так, как и должно быть в парадном ампире.


Фотография из альбома «Морское собрание. Каталог лучших музейных предметов Музея Мирового океана»

До 1994 года мебель Макарова находилась в Военно-морском музее города Лиепаи. В это невозможно поверить, но при выводе российских войск из Латвии мемориальные диван и кресло были привезены в город Балтийск. В 1995 году командование Балтийского флота передало их в Музей Мирового океана. По-моему, случилось чудо.

Однако вернемся к «Витязю», судну научно-исследовательскому. Его экипаж состоял из судовой команды (66 человек) и команды ученых (70 человек). Мебельную экскурсию продолжим, осматривая помещения, которые занимала первая часть экипажа - судовая команда.

Каюта капитана
Состоит из кабинета, спальни и отдельного санузла с уцелевшей с 1939 года единственной на корабле чугунной ванной. В кабинете для работы предусмотрены письменный стол, кресло с локотниками угловато-скругленной формы, библиотечный шкаф; для приема многочисленных посетителей - овальный стол и шкаф с посудой (буфет).
Гостей было немало. С 1957 года «Витязь» посетил 100 портов в 49 странах мира. На борту судна побывали губернаторы, премьер-министры, ученые, исследователи, в том числе легендарные Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто. Каждую делегацию обычно принимали в кают-компании. Высоких гостей капитан мог пригласить в свою каюту.
Всего за 30 лет и 65 рейсов на «Витязе» сменилось 15 капитанов, однако в течение 14 лет в 25 рейсах капитаном был Игорь Васильевич Сергеев. Его часто вспоминают как лучшего капитана судна.


Эта и многие следующие фотографии сделаны через стеклянную перегородку

Каюта капитана расположена рядом с его рабочим местом - ходовой рубкой.


Каюта старшего штурмана
В 1961 году старшим штурманом стал Э. А. Ребайнс. Он прожил в этой каюте 5 лет и не раз выполнял обязанности капитана НИС «Витязь». Впоследствии Ребайнс стал капитаном «Академика Курчатова» - другого знаменитого научного судна.
В достаточно просторной каюте старшего штурмана рабочая зона совмещена с зоной спальни. Столешница двухтумбового письменного стола с надстройкой имеет необычную «ступенчатую» форму. В чем заключается идея ступенек, не знаю: спросить было не у кого. Над столом подвесной шкафчик и открытая книжная полка.


В зоне спальни мягкий диван, тумбочка и кровать (койка).


По соседству с каютой старшего штурмана находится его рабочее место - навигационная рубка, оборудованная штурманским столом.


Каюта старшего механика
Как и предыдущая, состоит из кабинета и спальни. В кабинете знакомый набор мебели: письменный стол со ступенчатой столешницей и надстройкой, шкафчик, полка. Кресло с угловатыми деревянными локотниками покрыто чехлом. Как оно выглядит без чехла, скоро увидим в многочисленных судовых лабораториях.


Диван угловой, со скошенной под 45 градусов угловой секцией.


Нетрудно догадаться, что каюта старшего механика должна находиться поблизости от его рабочего места. Так и есть. Перед нами машинное отделение с семицилиндровым дизелем мощностью 3000 л. с. фирмы «Крупп».


Кают-компания
Вся мебель и пианино здесь подлинные, сохранившиеся с 1939 года, когда ими пользовались еще члены первого экипажа - в то время сухогруза «Марс». В 1946 году, в период, когда судно недолгое время принадлежало Великобритании, в этом помещении располагался курительный салон английских офицеров.

В рейсах «Витязя» кают-компания была прежде всего столовой и комнатой отдыха. Четыре раза в день здесь накрывали столы для старших членов научного состава и экипажа. По традиции места капитана и начальника экспедиции находились за расположенным в центре помещения столом - круглым, на восьмигранной ножке. Другие члены команды сидели за расставленными по углам столами - квадратными, с квадратными ножками. Все столы прикреплены к палубе. Когда море штормило, у столов поднимали специальные бортики (штормовки), а белые скатерти смачивали водой, чтобы тарелки и столовые приборы не скользили. На буфете у зеркала лежали подносы с хлебом.


Также в кают-компании проводили свободное время, отмечали дни рождения участников рейса и судовые праздники. Пианино прикреплено к палубе специальными распорками, которые удерживали его во время качки.
На стоянке кают-компания служила парадной гостиной НИС «Витязь»: здесь проводили международные научные конференции и встречи с прессой, выступали музыкальные коллективы и организовывали литературные вечера.

Салон команды
Младшие члены научного состава и экипажа принимали пищу в салоне команды. Столы (квадратные, на квадратных ножках) также накрывали четыре раза в сутки, а для работавших в ночную смену - еще и в пятый раз.

Буфетная
Буфетная, как и положено, оборудована буфетом. Кроме того, полками для хранения посуды. Сюда с помощью лифта подавали пищу из камбуза, здесь блюда сервировали и затем разносили в кают-компанию и салон.


Камбуз
Экспозиция камбуза посвящена практически бессменному шеф-повару Валерию Константиновичу Лютоеву, совершившему на НИС «Витязь» 64 рейса из 65. Другого такого долгожителя в команде «Витязя» не было.


Медицинский блок
Медицинский блок состоит из операционной, оборудованной хирургическим столом,


и каюты (палаты) с металлической двухъярусной кроватью.


Фонарная
В фонарной на стеллажах хранятся и заряжаются сигнальные фонари. Некоторые из них относятся к имуществу «Витязя».


Каюта начальника экспедиции
Вторую часть экипажа - команду ученых - возглавлял начальник экспедиции. Его каюта состоит из рабочего кабинета и спальни. Кабинет меблирован письменным столом с надстройкой, креслами - кутаным и со скругленными деревянными локотниками. В кабинете проводились совещания с руководителями научных отрядов, ставились задачи и определялся район исследований.
Всего за 65 экспедиционных рейсов на «Витязе» сменилось 28 начальников экспедиций. Многие предметы, представленные в каюте, связаны с именем Алексея Дмитриевича Добровольского, который в течение трех рейсов заведовал научной работой на судне.


Каюта научного сотрудника
Научные сотрудники размещались в одно-, двух- и четырехместных каютах. К примеру, двухместная каюта была оборудована однотумбовым письменным столом с надстройкой, парой кресел с деревянными локотниками, диваном, двухъярусной кроватью (койкой).


Помещения многочисленных лабораторий, в которых работали научные сотрудники, меблированы лабораторными столами типовой конструкции - секционными (составленными попарно либо даже в длинный ряд) или одиночными, с дополнительным выдвижным ящиком или без него. Кресла с угловатыми деревянными локотниками. Кожаные сиденья и спинки декорированы узким контрастным кантом.

Гидрологическая лаборатория
На «Витязе» велись работы по изучению гидрологического режима и свойств океанских вод. В частности, было сделано одно из важнейших открытий в океанологии XX века - обнаружено противотечение в Индийском океане, впоследствии названное в честь ученого Б. А. Тареева. Исследовались состав и свойства морской воды. С помощью глубоководного якорного устройства с максимальных глубин Мирового океана были отобраны пробы воды, в результате чего удалось доказать неочевидный факт: вне зависимости от глубин придонные воды все-таки перемешиваются с поверхностными. Поэтому ученым, работавшим на «Витязе», мы обязаны тем, что промышленно развитые государства отказались от идеи захоранивать ядерные отходы на больших глубинах.


Планктонная лаборатория
В конце 60-х годов прошлого века ученые, работавшие на «Витязе», опровергли всеобщее убеждение о том, что на дне глубочайших океанских желобов нет жизни. До этого считалось, что на глубинах свыше 6.000 метров жизнь невозможна вследствие колоссального давления.


Ихтиологическая лаборатория
Как ни банально может прозвучать, но в качестве промысловой рыбы впервые была изучена сайра. Вообще же, в ихтиологической лаборатории было описано 1176 новых видов морских организмов, ранее неизвестных науке, установлен 171 новый род и подрод, открыто более 57 видов рыб, 26 новых семейств, отрядов. Имя судна осталось увековеченным в названии рода витязелла (Vitiazella Rass) и восьми видов рыб.


Геологическая лаборатория
В 1951 году в Беринговом море геологи, работавшие на «Витязе», при помощи глубоководной геологической трубки добыли «колонку» осадков длиной 34 м. Рекорд был отмечен в книге Гиннеса, и в течение 50 лет этот результат не удавалось превзойти.


Эхолотная лаборатория
В этой лаборатории были открыты и описаны подводные горы (гора Бардина, Афанасия Никитина, Вернадского и др.), изучены глубоководные желоба Тихого и Индийского океанов. В 1957 году, во время 25-го рейса «Витязя», была измерена наибольшая глубина Мирового океана - Марианская впадина (11022 м).


С помощью глубоководной лебедки, установленной на палубе, «Витязь» мог стоять на якоре на глубинах до 10.000 метров.


Для работ на берегу в 1960-1970-х годах на НИС «Витязь» имелись мотоцикл и автомобиль.


Мотоцикл «Ирбит» серии М-61

В 1979 году НИС «Витязь» завершил свой последний научный рейс и встал на прикол в Калининграде. Сегодняшнему посетителю может показаться, что корабль неплохо сохранился с тех времен.


Однако правда заключается в том, что без ремонта и необходимого содержания оказавшееся никому не нужным, судно ржавело и подвергалось разграблению. В итоге к июлю 1994 года внутренние помещения «Витязя» выглядели примерно так. Одно из них было решено оставить в «нетронутом» состоянии.


Но «Витязь» возродился из пепла и вместил в себя настолько интересную экспозицию, что мы для себя решили: в следующий раз, когда будем в Калининграде, проведем на «Витязе» целый день.


При написании поста использованы материалы буклета «80 лет НИС «Витязь»: три жизни судна», альбома «Морское собрание. Каталог лучших музейных предметов Музея Мирового океана», аудиогида на платформе izi.travel, сайта Музея Мирового океана.
Еще морской романтики:

диван с высокой спинкой, стол, Макаров, мебель мемориальная, кровать двухъярусная, мебель СССР, буфет, мебель металлическая, зеркало, стеллаж, полка, мебель, мебель России, стол лабораторный, койка, пианино, корытце, стол хирургический, мебель медицинская, кресло, шкафчик, Калининград, мебель в музее, стол письменный, тумбочка прикроватная, диван, в Калининград, кровать, шкаф, стол штурманский, Витязь

Previous post Next post
Up