20.12.2019
В музее с нами произошло чудо: пришли, ничего не зная об академике Алексее Алексеевиче У́хтомском, - ушли, применив к себе разработанную им теорию доминанты.
Кроме того, удалось сделать важное мебельное открытие. Однако обо всем по порядку.
В доме несколько комнат, но в оформлении только двух из них использована мебель. В эти комнаты и заглянем.
Мемориальная гостиная
В 1876 году, двух лет от роду, Алексей Ухтомский оказался в доме своей тетки - княжны Анны Николаевны Ухтомской. Обстановка гостиной воссоздана по воспоминаниям Алексея Алексеевича на конец XIX века.
В центре комнаты, в окружении двух кресел и дивана, овальный столик на изогнутых ножках.
В углу - пианино и мемориальный буфет.
И без того высокий, буфет украшен пышной, очень пластичной резной короной.
На дверцах верхней глухой секции резьба в виде растительных гирлянд и птицы на фоне стилизованного картуша.
В противоположном углу - столик на фигурных ножках.
Между классицистическими креслами - мемориальный шахматный столик. Его двенадцатиугольная (!) столешница украшена подзором из мелких резных фестончиков.
В третьем углу - мемориальное зеркало. Вот и вся обстановка.
Люстру беру в
шестьдесят первую дюжину люстр и паникадил.
В 1888 году Ухтомский покинул дом Анны Николаевны. Возвращался в него в основном лишь на каникулы да в 1917-м, чтобы спасти от разграбления.
Мемориальный рабочий кабинет
Вторая меблированная комната оформлена уже как кабинет ученого, действительного члена Академии наук СССР. С 1935 года Алексей Алексеевич был директором основанного им Научно-исследовательского института физиологии Ленинградского государственного университета. При создании музея меблировка ленинградского кабинета была перенесена в Рыбинск.
Вся мебель конца 1930-х годов мемориальна, за исключением книжного шкафа.
Двухтумбовый письменный стол под зеленым сукном, стул с гладкой деревянной спинкой, украшенной по нижнему краю резьбой, - предметы вполне обыкновенные.
Особый мебельный интерес представляет комплект мягкой мебели в стиле честер. Для обивки кресел и дивана использована зеленовато-коричневая кожа, простеганная в технике каретной стяжки, - довольно традиционное для честера решение. Необычна конструкция каркаса со скругленными передними устоями, не обитыми кожей.
Оригинальное решение, впервые попадающее в мою коллекцию честеров.
Что касается учения Ухтомского о доминанте, основную его идею до нас блестяще донесла наш экскурсовод. Ольга Васильевна задала нашей мини-группе вопрос, и сразу стало понятно, где у каждого из нас в тот момент находился очаг повышенной возбудимости нервных центров и кто поэтому был сосредоточен и внимательно слушал рассказ, а кто, как ребенок, отвлекался.
Теперь о честере, главное: