03.11.2019
Усадьба Абрамцево ведет свою историю с середины XVIII века. За это время несколько раз менялись ее владельцы. Но двум из них - писателю Аксакову и промышленнику и меценату Мамонтову - удалось сделать Абрамцево местом благословенным.
Черешчатый дуб, посажен в 1770-е годы
Благословенно оно и для мебельщика.
Кабинет С. Т. Аксакова
Сергей Тимофеевич Аксаков владел Абрамцевом с 1843 по 1859 годы. Здесь он написал «Записки об уженье», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Детские годы Багрова-внука» и знаменитую сказку «Аленький цветочек», которую посвятил своей внучке Оленьке. Когда зрение начало подводить Сергея Тимофеевича, он встал из-за письменного стола, пересел в кресло и принялся диктовал тексты супруге и дочери.
Кресло-корытце. Спинка высокая, сложной выпукло-вогнутой формы (попробуй такое обтяни, чтобы было красиво!).
Передние ножки кресла нерационально искривлены. Письменный стол легкой конструкции. Надстройка со шкафчиками и полочками делает его похожим на бюро. Второе кресло, с гнутой деревянной спинкой, снабжено колесиками (бедный паркет!).
Форма сиденья, очертания локотников и спинки - все делает это кресло похожим на раскрывающийся цветок тюльпана. Как тут еще раз не вспомнить знаменитую аксаковскую сказку «Аленький цветочек».
Люстра из кабинета Аксакова отправляется в
пятьдесят седьмую дюжину люстр и паникадил.
Голубая гостиная
Путеводитель именует мебель в Голубой гостиной аксаковской. Значит, мемориальная? Диван с деревянной спинкой и кресло, овальный стол и подставки под канделябры - все это прекрасные образцы ампира.
Оригинальный гибрид стола-боба и бюро.
Наконец, люстра со стеклянным плафоном в виде обрамленного в золото круглого щита, над которым возвышаются четыре золотых факела. Тоже ампир.
«Гоголевская» комната
Гоголь был дружен с Аксаковыми и неоднократно гостил в их доме. Так, в августе 1849 года по пути в Троице-Сергиеву лавру он останавливался у Аксаковых. Говорят, в тот раз Николай Васильевич читал им первую главу второго тома «Мертвых душ». Через некоторое время приехал вновь и продолжил работу над вторым томом.
Вполне возможно, что Гоголя в его путешествиях сопровождало дорожное бюро, подобное этому, но это не точно.
Или быть может, переносное компактное бюро-давенпорт? Что такое давенпорт и как он устроен, было рассказано на
эрмитажной выставке.
Асимметричная кушетка - дормез. О
дормезах есть отдельный пост.
Ширма. Настоящие мебельщики не боялись тонкой работы.
Люстра.
Другими гостями Аксакова были Тургенев, Щепкин, Хомяков.
«Мамонтовский» кабинет
В 1870 году выдающийся предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов выкупил Абрамцево у потомков Аксакова. В «Летописи сельца Абрамцева» Мамонтов оставил такие воспоминания:
В усадьбе нашли старого аксаковского слугу Максимыча, который и стал нам показывать все прелести Абрамцева. Дом, хотя и очень хилый на вид, показался нам симпатичным, отодрали тесину на углу - лес здоровый и толстый, из которого теперь не строят. По дому раскиданы кое-какие аксаковские вещи, старая мебель, даже как будто какой-то дух старика Аксакова, а рассказы старого слуги - все это прибавило прелести.
Вольтеровское кресло с высокой спинкой с «ушами».
Мебель из карельской березы - диван с глухими локотниками, овальный стол.
Стулья - прекрасный образец вычурного ампира. Лебединые головы на длинных шеях, расправленные крылья, перевитый лентой пучок стрел, перекладина спинки в виде щита.
Люстра.
С приходом в Абрамцево Саввы Мамонтова связано появление Абрамцевского художественного кружка, столярной и гончарной мастерских, что не могло не сказаться на меблировке и оформлении следующих помещений.
Коридор
Буфет «Теремок» изготовлен в 1897 году по эскизу В. М. Васнецова. Резчик - брат Виктора Михайловича Аркадий, живший в Вятке.
Наверху пушкинская белочка. В створках инкрустирован аксаковский аленький цветочек.
Совы-атланты.
Оценим красоту ручек обтекаемой формы
и металлической фурнитуры.
Печь-лежанка - изделие гончарной мастерской. Изготовлена по эскизам М. А. Врубеля в начале 1890-х годов.
Ливийский лев.
Изделия абрамцевской столярной мастерской - ажурные полукресла,
стулья с резными рамами и спинками, столик в стиле петровского барокко, переосмысленного Е. Д. Поленовой, сестрой Василия Дмитриевича Поленова. Елена Дмитриевна дала подобной конструкции столиков говорящее название - столики «с окошками».
Люстра.
Пейзажный зал
Трехместный диван в стиле жакоб возвращает нас к классическим формам. Но ненадолго.
Люстра.
Кабинет Е. Г. Мамонтовой
Савва Иванович был центром абрамцевского сообщества и инициатором всевозможных творческих проектов. Его супруга Елизавета Григорьевна, деятельно поддерживая начинания мужа, способствовала созданию в кружке атмосферы домашнего тепла и уюта.
В ее кабинете всегда хранился ключ (висит слева над письменным столом) от абрамцевского храма Спаса Нерукотворного, выстроенного Мамонтовыми в 1881-1882 годах.
Мебельный гарнитур: письменный стол, стулья, скамеечка подножная - подарок мастеров абрамцевской столярной мастерской.
Один из многочисленных шкафчиков с колонкой, сделанных в Абрамцеве. Рассказ о них чуть позже.
Другие изделия абрамцевских столяров и резчиков - полочки, шкафчики.
Сундук, крестьянская утварь на нем - отсыл к этнографическим экспедициям, совершенным Елизаветой Григорьевной. О них тоже чуть позже.
Красная гостиная
В Абрамцево приезжали, подолгу здесь жили и работали Васнецов, Врубель, Коровин, Нестеров, Поленов, Репин, Серов. В 1890-е годы гости оставляли свои автографы на визитной скатерти синего сукна. Например, скромное «Федя» принадлежит руке Шаляпина. Елизавета Григорьевна вместе с дочерью Верой старательно переводила автографы в вышивку.
В меблировке гостиной много предметов в стиле жакоб: диван с вместительными боковинами-тумбами, подставки под канделябры, шкафчик для книг, кресла,
четырехместный диванчик, стулья.
К ампиру можно отнести кресло-корытце, украшенное бараньими головами.
Столовая
Край стола, спинки мемориальных кресел у окна, расписанное кобальтом блюдо в углу навсегда были запечатлены на полотне, созданном Валентином Серовым и первоначально озаглавленном им «В. М.».
В 1887 году двадцатидвухлетнему Серову в столовой позировала двенадцатилетняя Вера Мамонтова. Художник подарил свою работу Елизавете Григорьевне, и до 1914 года портрет не покидал стен этой комнаты. В 1929 году Александра Саввишна Мамонтова, дочь Саввы Ивановича, вынуждена была продать «Девочку с персиками» Третьяковской галерее.
Взглянем на спинки стульев и сравним их с современной фотографией экспозиции (выше) и фотографией столовой 1880-х годов (ниже).
Историческая фотография показывает, что Серов был точен и художественно (в изображении Веры), и документально (в изображении стульев).
Пасхальный стол в абрамцевском доме. Фото 1887-1888 годов
Девятирожковая люстра висит в столовой вместо летучей мыши.
Буфетная
К столовой примыкает буфетная, в которую можно лишь заглянуть - через окошко. Не уточнил, но по всем признакам перед нами буфет работы абрамцевской столярной мастерской.
Театральный зал
Из экспозиции, посвященной созданию Русской Частной оперы, возьму только люстру.
Кухня
В бывшей усадебной кухне экспонируется коллекция предметов народного быта, собранная в 1880-е годы членами Мамонтовского художественного кружка, совершавшими своеобразные этнографические экспедиции. Участниками экспедиций в основном были Елизавета Григорьевна Мамонтова, ее сын Андрей и художница Елена Дмитриевна Поленова. Вместе они объехали множество деревень, расположенных в Московской, Владимирской, Ярославской и Костромской губерниях.
Из письма Елизаветы Григорьевны Мамонтовой С. В. Флерову 7 февраля 1886 года:
Наш уезд полон мелких кустарей, работающих на Троицкую Лавру игрушки, ларцы и разные деревянные резные вещи. Мне давно хотелось посредством школы обновить это производство, главным образом вводя в него новые художественные образцы. И вот прошлой весной вместе с Е. Д. Поленовой и одним из моих сыновей принялись мы за это дело. Начали с того, что обходили и объездили ближайшие деревни, собирая в избах образцы резьбы по дереву. Нашли ее. Очень много на донцах, вальках, рубелях и солонках. Собирали также разные вышивки. Что можно было, покупали, и что нельзя, то зарисовывали. С этой целью побывали в Ростове и Ярославле.
В коллекции есть предметы поистине уникальные, например великолепное резное убранство окна. Два навершия в нем словно чаши факелов.
Резная вставка украшена фигурами диковинных животных с кошачьими головами и пышными хвостами.
На другой вставке сказочные птицы.
Рядом лев с добродушной, но далекой, как обычно, от правдоподобия физиономией.
Кованые ларцы, традиционные великоустюжские сундуки, масса этнографического материала в виде украшенных резьбой рубелей.
Елизавета Григорьевна продолжает:
Руководствуясь собранным материалом, мы заготовили несколько моделей (около 20) шкапов, ларцов, полок, рамок, солонок и т. п. вещей. С осени ученики стали повторять эти предметы с моделей под нашим руководством.
Полочка.
О придуманном Е. Д. Поленовой шкафчике с колонкой рассказ все еще впереди.
Баня-теремок
В 1877 году был поставлен сруб бани. Для придания ему художественного облика Савва Иванович пригласил архитектора И. П. Ропета. В 1878 году проект «Баня при даче С. Мамонтова близ Москвы» был опубликован в журнале «Мотивы русской архитектуры». (Кстати, в
коллекции Эрмитажа есть несколько предметов мебели в русском стиле, изготовленных по эскизам Ропета.)
Затем внутри бани была произведена перепланировка, а в интерьере представили изделия абрамцевской столярной мастерской. Здание стали называть баней-теремком. Фотографию одной из комнат, озаглавленную как «Комната в русском стиле», опубликовали в 1899 году в первом номере журнала «Мир искусства».
Сейчас в бане-теремке развернута экспозиция «Абрамцевская столярная мастерская». Процитирую информационную табличку.
В 1876 году Е. Г. Мамонтовой при школе грамотности для крестьянских детей была создана столярная мастерская. В 1885 году у мастерской появился художественный руководитель - талантливая и энергичная Е. Д. Поленова. За период с 1885 по 1894 гг. она создала для мастерской более ста проектов мебели и предметов прикладного искусства.
<…>
Абрамцевские изделия были популярны среди самых широких слоев населения - от мелких служащих до высшей аристократии и дипломатических кругов. Их продавали в «Магазине русских работ» на Петровке. Индивидуальные заказы на существовавшие в мастерской образцы отвозились в Петербург, Ригу и другие города. Международное признание получили работы абрамцевской столярной мастерской, представленные в Русском Кустарном отделе, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где они были отмечены золотой медалью.
В воссозданном на основе фотографии из «Мира искусства» интерьере представлены предметы, выполненные по эскизам Е. Д. Поленовой.
Двустворчатый буфет, стулья,
трехстворчатый буфет асимметричной конструкции, стол,
стулья с рисунком спинки как в Столовой (где мы видели «Девочку с персиками»),
настенная полочка.
О принципе работы столярной мастерской Елена Дмитриевна в 1885 году писала к П. Д. Антиповой следующее:
У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного или какими-либо другими способами обнародованного материала. Цель наша - подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться.
Примерно в это же время Поленова создала проект своего знаменитого шкафчика с колонкой. Художница прибегла к эклектическому заимствованию и совместила детали нескольких предметов в одном изделии. Так, нижнюю часть шкафчика со сдвижной крышкой она подсмотрела у полочки из деревни Комякино. Узор для ручки взяла с донца прялки. Колонку нашла в селе Богослово, Ярославской губернии. Узор на раскрашенной дверке увидела на качелях на Девичьем поле. Обо всех своих находках и заимствованиях честно написала прямо на эскизе.
Е. Д. Поленова. Эскиз шкафчика. Бумага, акварель. 1880-е годы. Дар В. Д. Поленова Историческому музею в 1921 году
В итоге получилось узнаваемое изделие, растиражированное многократно и во всевозможных модификациях.
Шкафчик с колонкой. По проекту Е. Д. Поленовой, 2-я половина 1880-х годов
Другой пример работы столярной мастерской - угловой табурет. От эскиза -
к изделию.
Если еще раз вернуться к
эрмитажной коллекции, то там можно увидеть кресло, к сожалению в каталоге выставки не описанное. Лошадиные головы почти те же.
Письменный стол.
Резьба ограждения уже не с народными мотивами, а с цветком ириса - символом модерна. В рамке портрет родоначальницы русского модерна Елены Дмитриевны Поленовой (фотография конца 1880-х годов).
Этой люстрой завершаю формирование пятьдесят седьмой дюжины.
Студия-мастерская
Студия-мастерская была построена в 1873 году по проекту В. А. Гартмана. Сейчас она остается единственной сохранившейся деревянной постройкой этого архитектора.
Внутри - выставка керамики Врубеля, очень красивой, но не имеющей отношения к мебели.
Людская
Она же художественный салон. Этой люстрой начинаю новую,
пятьдесят восьмую дюжину люстр и паникадил.
Церковь Спаса Нерукотворного
Воздвигнута Мамонтовыми в 1881-1882 годах. Первый проект принадлежал В. Д. Поленову, который вдохновлялся шедевром архитектуры Древнего Новгорода -
храмом Спаса на Нередице (XII в.). Однако к исполнению был принят проект В. М. Васнецова, неоднократно дополненный при строительстве, в том числе многими деталями из поленовского проекта.
Церковь - настоящая жемчужина. Взять хотя бы иконостас, который был изготовлен по рисункам Поленова. Слева направо: «Богоматерь в Младенцем» и «Прп. Сергий Радонежский» (В. М. Васнецов), «Благовещение» (В. Д. Поленов), «Спас Нерукотворный» (И. Е. Репин). И это лишь малая часть сокровищ, использованных при оформлении интерьера.
Табурет «с окошками», конструкция которого повторяет раму столика «с окошками» (был замечен в коридоре усадебного дома).
Резьба - предтеча модерна.
Паникадило работы Васнецова.
В 1891 году по проекту Васнецова ризницу храма перестроили в часовенку.
Савва Иванович был захоронен в ней в 1918 году. Если сказать прагматично, успел упокоиться в благословенном месте.
Где еще можно увидеть изделия абрамцевской столярной мастерской:
Мебельный гарнитур, принадлежавший Савве Мамонтову, можно увидеть здесь: