Усадьба Абрамцево

Nov 09, 2020 18:39

03.11.2019
Усадьба Абрамцево ведет свою историю с середины XVIII века. За это время несколько раз менялись ее владельцы. Но двум из них - писателю Аксакову и промышленнику и меценату Мамонтову - удалось сделать Абрамцево местом благословенным.


Черешчатый дуб, посажен в 1770-е годы

Благословенно оно и для мебельщика.

Кабинет С. Т. Аксакова
Сергей Тимофеевич Аксаков владел Абрамцевом с 1843 по 1859 годы. Здесь он написал «Записки об уженье», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Детские годы Багрова-внука» и знаменитую сказку «Аленький цветочек», которую посвятил своей внучке Оленьке. Когда зрение начало подводить Сергея Тимофеевича, он встал из-за письменного стола, пересел в кресло и принялся диктовал тексты супруге и дочери.

Кресло-корытце. Спинка высокая, сложной выпукло-вогнутой формы (попробуй такое обтяни, чтобы было красиво!).


Передние ножки кресла нерационально искривлены. Письменный стол легкой конструкции. Надстройка со шкафчиками и полочками делает его похожим на бюро. Второе кресло, с гнутой деревянной спинкой, снабжено колесиками (бедный паркет!).


Форма сиденья, очертания локотников и спинки - все делает это кресло похожим на раскрывающийся цветок тюльпана. Как тут еще раз не вспомнить знаменитую аксаковскую сказку «Аленький цветочек».


Люстра из кабинета Аксакова отправляется в пятьдесят седьмую дюжину люстр и паникадил.


Голубая гостиная
Путеводитель именует мебель в Голубой гостиной аксаковской. Значит, мемориальная? Диван с деревянной спинкой и кресло, овальный стол и подставки под канделябры - все это прекрасные образцы ампира.


Оригинальный гибрид стола-боба и бюро.


Наконец, люстра со стеклянным плафоном в виде обрамленного в золото круглого щита, над которым возвышаются четыре золотых факела. Тоже ампир.


«Гоголевская» комната
Гоголь был дружен с Аксаковыми и неоднократно гостил в их доме. Так, в августе 1849 года по пути в Троице-Сергиеву лавру он останавливался у Аксаковых. Говорят, в тот раз Николай Васильевич читал им первую главу второго тома «Мертвых душ». Через некоторое время приехал вновь и продолжил работу над вторым томом.


Вполне возможно, что Гоголя в его путешествиях сопровождало дорожное бюро, подобное этому, но это не точно.


Или быть может, переносное компактное бюро-давенпорт? Что такое давенпорт и как он устроен, было рассказано на эрмитажной выставке.


Асимметричная кушетка - дормез. О дормезах есть отдельный пост.


Ширма. Настоящие мебельщики не боялись тонкой работы.


Люстра.


Другими гостями Аксакова были Тургенев, Щепкин, Хомяков.

«Мамонтовский» кабинет
В 1870 году выдающийся предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов выкупил Абрамцево у потомков Аксакова. В «Летописи сельца Абрамцева» Мамонтов оставил такие воспоминания:

В усадьбе нашли старого аксаковского слугу Максимыча, который и стал нам показывать все прелести Абрамцева. Дом, хотя и очень хилый на вид, показался нам симпатичным, отодрали тесину на углу - лес здоровый и толстый, из которого теперь не строят. По дому раскиданы кое-какие аксаковские вещи, старая мебель, даже как будто какой-то дух старика Аксакова, а рассказы старого слуги - все это прибавило прелести.


Вольтеровское кресло с высокой спинкой с «ушами».


Мебель из карельской березы - диван с глухими локотниками, овальный стол.


Стулья - прекрасный образец вычурного ампира. Лебединые головы на длинных шеях, расправленные крылья, перевитый лентой пучок стрел, перекладина спинки в виде щита.


Люстра.


С приходом в Абрамцево Саввы Мамонтова связано появление Абрамцевского художественного кружка, столярной и гончарной мастерских, что не могло не сказаться на меблировке и оформлении следующих помещений.

Коридор
Буфет «Теремок» изготовлен в 1897 году по эскизу В. М. Васнецова. Резчик - брат Виктора Михайловича Аркадий, живший в Вятке.


Наверху пушкинская белочка. В створках инкрустирован аксаковский аленький цветочек.


Совы-атланты.


Оценим красоту ручек обтекаемой формы


и металлической фурнитуры.


Печь-лежанка - изделие гончарной мастерской. Изготовлена по эскизам М. А. Врубеля в начале 1890-х годов.


Ливийский лев.


Изделия абрамцевской столярной мастерской - ажурные полукресла,


стулья с резными рамами и спинками, столик в стиле петровского барокко, переосмысленного Е. Д. Поленовой, сестрой Василия Дмитриевича Поленова. Елена Дмитриевна дала подобной конструкции столиков говорящее название - столики «с окошками».


Люстра.


Пейзажный зал
Трехместный диван в стиле жакоб возвращает нас к классическим формам. Но ненадолго.


Люстра.


Кабинет Е. Г. Мамонтовой
Савва Иванович был центром абрамцевского сообщества и инициатором всевозможных творческих проектов. Его супруга Елизавета Григорьевна, деятельно поддерживая начинания мужа, способствовала созданию в кружке атмосферы домашнего тепла и уюта.
В ее кабинете всегда хранился ключ (висит слева над письменным столом) от абрамцевского храма Спаса Нерукотворного, выстроенного Мамонтовыми в 1881-1882 годах.


Мебельный гарнитур: письменный стол, стулья, скамеечка подножная - подарок мастеров абрамцевской столярной мастерской.


Один из многочисленных шкафчиков с колонкой, сделанных в Абрамцеве. Рассказ о них чуть позже.


Другие изделия абрамцевских столяров и резчиков - полочки, шкафчики.


Сундук, крестьянская утварь на нем - отсыл к этнографическим экспедициям, совершенным Елизаветой Григорьевной. О них тоже чуть позже.


Красная гостиная
В Абрамцево приезжали, подолгу здесь жили и работали Васнецов, Врубель, Коровин, Нестеров, Поленов, Репин, Серов. В 1890-е годы гости оставляли свои автографы на визитной скатерти синего сукна. Например, скромное «Федя» принадлежит руке Шаляпина. Елизавета Григорьевна вместе с дочерью Верой старательно переводила автографы в вышивку.

В меблировке гостиной много предметов в стиле жакоб: диван с вместительными боковинами-тумбами, подставки под канделябры, шкафчик для книг, кресла,


четырехместный диванчик, стулья.


К ампиру можно отнести кресло-корытце, украшенное бараньими головами.


Столовая
Край стола, спинки мемориальных кресел у окна, расписанное кобальтом блюдо в углу навсегда были запечатлены на полотне, созданном Валентином Серовым и первоначально озаглавленном им «В. М.».


В 1887 году двадцатидвухлетнему Серову в столовой позировала двенадцатилетняя Вера Мамонтова. Художник подарил свою работу Елизавете Григорьевне, и до 1914 года портрет не покидал стен этой комнаты. В 1929 году Александра Саввишна Мамонтова, дочь Саввы Ивановича, вынуждена была продать «Девочку с персиками» Третьяковской галерее.

Взглянем на спинки стульев и сравним их с современной фотографией экспозиции (выше) и фотографией столовой 1880-х годов (ниже).


Историческая фотография показывает, что Серов был точен и художественно (в изображении Веры), и документально (в изображении стульев).


Пасхальный стол в абрамцевском доме. Фото 1887-1888 годов

Девятирожковая люстра висит в столовой вместо летучей мыши.


Буфетная
К столовой примыкает буфетная, в которую можно лишь заглянуть - через окошко. Не уточнил, но по всем признакам перед нами буфет работы абрамцевской столярной мастерской.


Театральный зал
Из экспозиции, посвященной созданию Русской Частной оперы, возьму только люстру.


Кухня
В бывшей усадебной кухне экспонируется коллекция предметов народного быта, собранная в 1880-е годы членами Мамонтовского художественного кружка, совершавшими своеобразные этнографические экспедиции. Участниками экспедиций в основном были Елизавета Григорьевна Мамонтова, ее сын Андрей и художница Елена Дмитриевна Поленова. Вместе они объехали множество деревень, расположенных в Московской, Владимирской, Ярославской и Костромской губерниях.


Из письма Елизаветы Григорьевны Мамонтовой С. В. Флерову 7 февраля 1886 года:

Наш уезд полон мелких кустарей, работающих на Троицкую Лавру игрушки, ларцы и разные деревянные резные вещи. Мне давно хотелось посредством школы обновить это производство, главным образом вводя в него новые художественные образцы. И вот прошлой весной вместе с Е. Д. Поленовой и одним из моих сыновей принялись мы за это дело. Начали с того, что обходили и объездили ближайшие деревни, собирая в избах образцы резьбы по дереву. Нашли ее. Очень много на донцах, вальках, рубелях и солонках. Собирали также разные вышивки. Что можно было, покупали, и что нельзя, то зарисовывали. С этой целью побывали в Ростове и Ярославле.
В коллекции есть предметы поистине уникальные, например великолепное резное убранство окна. Два навершия в нем словно чаши факелов.


Резная вставка украшена фигурами диковинных животных с кошачьими головами и пышными хвостами.


На другой вставке сказочные птицы.


Рядом лев с добродушной, но далекой, как обычно, от правдоподобия физиономией.


Кованые ларцы, традиционные великоустюжские сундуки, масса этнографического материала в виде украшенных резьбой рубелей.


Елизавета Григорьевна продолжает:

Руководствуясь собранным материалом, мы заготовили несколько моделей (около 20) шкапов, ларцов, полок, рамок, солонок и т. п. вещей. С осени ученики стали повторять эти предметы с моделей под нашим руководством.
Полочка.


О придуманном Е. Д. Поленовой шкафчике с колонкой рассказ все еще впереди.


Баня-теремок
В 1877 году был поставлен сруб бани. Для придания ему художественного облика Савва Иванович пригласил архитектора И. П. Ропета. В 1878 году проект «Баня при даче С. Мамонтова близ Москвы» был опубликован в журнале «Мотивы русской архитектуры». (Кстати, в коллекции Эрмитажа есть несколько предметов мебели в русском стиле, изготовленных по эскизам Ропета.)


Затем внутри бани была произведена перепланировка, а в интерьере представили изделия абрамцевской столярной мастерской. Здание стали называть баней-теремком. Фотографию одной из комнат, озаглавленную как «Комната в русском стиле», опубликовали в 1899 году в первом номере журнала «Мир искусства».


Сейчас в бане-теремке развернута экспозиция «Абрамцевская столярная мастерская». Процитирую информационную табличку.

В 1876 году Е. Г. Мамонтовой при школе грамотности для крестьянских детей была создана столярная мастерская. В 1885 году у мастерской появился художественный руководитель - талантливая и энергичная Е. Д. Поленова. За период с 1885 по 1894 гг. она создала для мастерской более ста проектов мебели и предметов прикладного искусства.
<…>
Абрамцевские изделия были популярны среди самых широких слоев населения - от мелких служащих до высшей аристократии и дипломатических кругов. Их продавали в «Магазине русских работ» на Петровке. Индивидуальные заказы на существовавшие в мастерской образцы отвозились в Петербург, Ригу и другие города. Международное признание получили работы абрамцевской столярной мастерской, представленные в Русском Кустарном отделе, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где они были отмечены золотой медалью.
В воссозданном на основе фотографии из «Мира искусства» интерьере представлены предметы, выполненные по эскизам Е. Д. Поленовой.

Двустворчатый буфет, стулья,


трехстворчатый буфет асимметричной конструкции, стол,


стулья с рисунком спинки как в Столовой (где мы видели «Девочку с персиками»),


настенная полочка.


О принципе работы столярной мастерской Елена Дмитриевна в 1885 году писала к П. Д. Антиповой следующее:

У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного или какими-либо другими способами обнародованного материала. Цель наша - подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться.
Примерно в это же время Поленова создала проект своего знаменитого шкафчика с колонкой. Художница прибегла к эклектическому заимствованию и совместила детали нескольких предметов в одном изделии. Так, нижнюю часть шкафчика со сдвижной крышкой она подсмотрела у полочки из деревни Комякино. Узор для ручки взяла с донца прялки. Колонку нашла в селе Богослово, Ярославской губернии. Узор на раскрашенной дверке увидела на качелях на Девичьем поле. Обо всех своих находках и заимствованиях честно написала прямо на эскизе.


Е. Д. Поленова. Эскиз шкафчика. Бумага, акварель. 1880-е годы. Дар В. Д. Поленова Историческому музею в 1921 году

В итоге получилось узнаваемое изделие, растиражированное многократно и во всевозможных модификациях.


Шкафчик с колонкой. По проекту Е. Д. Поленовой, 2-я половина 1880-х годов

Другой пример работы столярной мастерской - угловой табурет. От эскиза -


к изделию.


Если еще раз вернуться к эрмитажной коллекции, то там можно увидеть кресло, к сожалению в каталоге выставки не описанное. Лошадиные головы почти те же.


Письменный стол.


Резьба ограждения уже не с народными мотивами, а с цветком ириса - символом модерна. В рамке портрет родоначальницы русского модерна Елены Дмитриевны Поленовой (фотография конца 1880-х годов).


Этой люстрой завершаю формирование пятьдесят седьмой дюжины.


Студия-мастерская
Студия-мастерская была построена в 1873 году по проекту В. А. Гартмана. Сейчас она остается единственной сохранившейся деревянной постройкой этого архитектора.


Внутри - выставка керамики Врубеля, очень красивой, но не имеющей отношения к мебели.


Людская
Она же художественный салон. Этой люстрой начинаю новую, пятьдесят восьмую дюжину люстр и паникадил.


Церковь Спаса Нерукотворного
Воздвигнута Мамонтовыми в 1881-1882 годах. Первый проект принадлежал В. Д. Поленову, который вдохновлялся шедевром архитектуры Древнего Новгорода - храмом Спаса на Нередице (XII в.). Однако к исполнению был принят проект В. М. Васнецова, неоднократно дополненный при строительстве, в том числе многими деталями из поленовского проекта.


Церковь - настоящая жемчужина. Взять хотя бы иконостас, который был изготовлен по рисункам Поленова. Слева направо: «Богоматерь в Младенцем» и «Прп. Сергий Радонежский» (В. М. Васнецов), «Благовещение» (В. Д. Поленов), «Спас Нерукотворный» (И. Е. Репин). И это лишь малая часть сокровищ, использованных при оформлении интерьера.


Табурет «с окошками», конструкция которого повторяет раму столика «с окошками» (был замечен в коридоре усадебного дома).


Резьба - предтеча модерна.


Паникадило работы Васнецова.


В 1891 году по проекту Васнецова ризницу храма перестроили в часовенку.


Савва Иванович был захоронен в ней в 1918 году. Если сказать прагматично, успел упокоиться в благословенном месте.
Где еще можно увидеть изделия абрамцевской столярной мастерской:Мебельный гарнитур, принадлежавший Савве Мамонтову, можно увидеть здесь:

скатерть визитная, ширма, стиль ампир, стол, кресло вольтеровское, сундук, Гоголь, Васнецов, полка, свет, корытце, скамеечка подножная, шкафчик, кресло, табурет угловой, мебель в музее, стол-боб, Мамонтов, стол письменный, подставка под канделябр, Аксаков, полочка для нот, Репин, стиль жакоб, Абрамцево, мебель мемориальная, бюро дорожное, давенпорт, паникадило, Поленов, буфет, табурет, мебель, полукресло, бюро, дормез, Поленова, стиль модерн, люстра, диван, Гартман, шкафчик с колонкой, стиль петровское барокко, Врубель, Ропет, в Вологду

Previous post Next post
Up