Музей-квартира С. М. Кирова

Oct 13, 2020 21:18

08.10.2019
В апреле 1926 года в доме № 26-28 по улице Красных Зорь (ныне это Каменноостровский проспект) поселился товарищ Киров. Ему была предоставлена квартира № 20.


В квартире сохранилась обстановка первой половины 1930-х годов, а в ходе экскурсии рассказывают кое-какие мебельные истории.

Парадная прихожая
Киров въехал в квартиру, уже полностью обставленную силами Управления делами Ленсовета. Значительная часть мебели, использованной в обстановке, была национализирована у бывших владельцев. Так что настенная вешалка с полками для обуви, трюмо с консолью, платяной шкаф - все это мебель дореволюционная.


Люстру поместим в семидесятую, юбилейную дюжину люстр и паникадил.


Кабинет
Далеко не самый главный, но первым бросающийся в глаза экспонат - шкура белого медведя. Киров входил в состав комиссии по спасению участников экспедиции на пароходе «Челюскин». В 1934 году, когда в Ленинграде приветствовали спасенных челюскинцев, Киров получил от них в подарок эту шкуру.


Сразу же определимся и со шкурой бурого медведя: она досталась Кирову вместе со всей обстановкой.

На дубовом письменном столе с фактурной геометрической резьбой представлены, как и повсеместно в других местах квартиры, многочисленные подарки - рапорты трудовых коллективов Ленинградской области. Они символизируют достижения советской промышленности: в стране полным ходом идет индустриализация. Среди подарков-рапортов образцы добытых минералов, и первый алюминий, и первые пластмассы. Здесь же первые отечественные мореходные часы с гирокомпасом - подарок Ленинградского завода мореходных инструментов.


Рабочее кресло невысокое, с полукруглой спинкой, обитой кожей. Это кресло-корытце.


На полукруглом столике лежит альбом в кожаном переплете, преподнесенный Кирову коллективом фабрики «Скороход». Внутри альбома - индивидуальные рапорты членов коллектива. Так что альбом - это уже своеобразный рапорт о рапортах.


Мягкая мебель покрыта чехлами. Однако и в силуэте дивана, и в силуэтах кресел угадываются линии модели честер.


Угловой камин, единственный в квартире. Обои из линкруста - своего рода плотного настенного линолеума с рельефной поверхностью под покраску. Подобное решение для стен мы встречали в музее-квартире Горького в Москве. Сам же линкруст был изобретен еще в 1877 году английским предпринимателем Фредериком Уолтоном.

Пространство вдоль стен кабинета заполнено модульными книжными шкафами. Видно, что секции шкафов придвинуты друг к другу вплотную. При этом у каждой из них индивидуальный карниз.


К шкафам у противоположной стены кабинета можно подойти поближе. Изучим конструкцию их дверец.
Каждая дверца открывается наверх, поэтому аккуратная ручка расположена снизу. Обратим внимание на боковины шкафов. Видно, что боковины не являются цельными: верхняя доска каждой секции разрывает боковину и поэтому видна с торца. Наконец, посмотрим, как скруглены углы у всех горизонтальных досок.


Запомним отмеченные особенности - они нам еще пригодятся. А сейчас об истории этих шкафов.

Библиотека Кирова, насчитывающая более 20.000 томов, начала формироваться в 1911 году. Ближе к концу 1920-х, уже в ленинградской квартире, наступил такой момент, когда понадобились новые шкафы. Вот что по этому поводу вспоминает Софья Львовна Маркус, свояченица Кирова.

У Сергея Мироновича было огромное количество книг, каждый день прибывали новые книги, и их уже некуда было складывать. А Сергей Миронович не выносил беспорядка… Он попросил Марию Львовну [супругу. - А. М.] приобрести несколько новых книжных полок… Как-то днем привезли шведские шкафы в разобранном виде… Сергей Миронович пришел поздно, как всегда, часов в 11 вечера. Заходит в кабинет, видит груду ящиков, спрашивает:
- Что это?
- Ты просил шкафы, вот их и привезли, - смеется Мария Львовна.
- Но почему это навалено в таком беспорядке?
Мария Львовна отвечает, что завтра придет столяр и все сделает…
Кончаем обедать, он выходит в кабинет и решает, не дожидаясь столяра, собрать шкафы. Понадобились помощники, чтобы подавать ящики, - мы с Марией Львовной взяли эту обязанность на себя. Сергей Миронович подбирал ящики, смотрел, подходят ли они, вкладывал один ящик в другой. Шкафы были разных цветов - красноватый и желтоватый. Нужно было учесть при работе и эту сторону дела. Работали мы до 3 часов ночи. Когда все было закончено, Мария Львовна заметила вдруг, что один шкаф выше другого. Посмотрел Сергей Миронович и говорит:
- Да, действительно, это нехорошо.
И помолчав немного, неожиданно добавил:
- А что, если разозлиться, сейчас же разобрать шкаф и сделать его так, как полагается?
- Почему разозлиться? - спросила я.
- Когда очень разозлишься, навалишься как следует на дело, лучше работа спорится, - пояснил Сергей Миронович.
Шкаф был разобран и собран снова. Была уже половина пятого утра. Светало.
Вслед за Софьей Львовной шкафы стали называть шведскими и научные сотрудники музея Кирова. Итак, перед нами типовые, выпускавшиеся серийно шведские шкафы - некий аналог современной Икеи.

Подобными шкафами меблирована столовая в доме-музее Николая Островского в Сочи. Единственное отличие заключается в том, что у шкафов из квартиры Кирова все секции со стеклом, а у Островского нижние секции глухие.
[Взглянуть…]


Еще один такой же шкаф будет обнаружен в музее « Дом на набережной» в Москве. Как видим, примерно в одно и то же время шведские шкафы появились в разных концах страны. Похоже, распределялись они не без участия государства - среди своих.

Но вернемся в кабинет Кирова, где в подсвеченных секциях шкафов продолжается галерея подарков. Шкатулка, по-моему, очаровательна.


Библиотека
Библиотеку Кирова составляли издания, вышедшие с 1887 по 1934 годы. При этом библиотека никогда не подвергалась цензурированию. Удалось выяснить, что в домузейный период стеллажи с книгами были открытыми. Дверки появились позже.


На этажерке размещен ламповый радиоприемник «ЭКЛ-4», изготовленный на Заводе им. Козицкого в 1932 году. Вдали, в углу, патефон с надписью: «Тов. Кирову, образец 1934 г., изготовленный Ленинградским Государственным Граммофонным заводом к XVI годовщине Октябрьской революции».


Тумба для грампластинок, которых в фонотеке Кирова насчитывалось более ста.


В углу дореволюционный несгораемый шкаф фирмы «Ф. Сан-Галли». Говорят, на оборотной стороне сейфа размещен герб Российской империи.


Столовая
В центре стол-сороконожка.


У одной стены оттоманка - турецкий диван без спинки с локотниками-валиками.


У стены напротив - буфет. Его стилистика эклектична. В широких боковинах верхней секции, скошенных внизу и украшенных перевернутыми треугольниками, слышен отголосок модерна.

Наверху бульотка-кофейник (Landers, Frary & Clark, США, начало XX в.). Для общего развития процитирую пост из группы музея в ВК.

…Фирма Landers, Frary & Clark более ста лет (с 1862 по 1965 годы) выпускала тысячи разных полезных товаров: кухонные весы, коньки, мышеловки, кофеварки, хлебопечки, соковыжималки, консервные ножи, столовые приборы, алюминиевую посуду и даже игрушки.
Бульотка-кофейник была одним из атрибутов светской жизни XIX века. Ее ставили прямо в гостиной на небольшом столике, заливали уже горячей водой, а затем зажигали расположенную внизу горелку-спиртовку. Вода тихонько кипела, водопаровая смесь по трубочке поднималась наверх и проходила через сетчатый контейнер с молотым кофе. Таким образом напиток поддерживался горячим весь вечер.


В простенке, под зеркалом, поместился шахматный столик.


Телефон для ВЧ-связи с Кремлем - так называемая «вертушка». Аппарат фирмы Siemens & Halske. Такой же телефон, запараллеленный с этим, установлен в домашнем кабинете Кирова на столике рядом с письменным столом.


Столик самоварный. Без характерной для подобного предмета мебели детали - скругленного выступа, повторяющего очертания самоварного подноса.


Столовая служила Кирову вторым кабинетом. На столе представлены материалы, использованные при подготовке к докладу, с которым Киров должен был выступить в Смольном 1 декабря 1934 года. Он собирался сообщить об отмене продовольственных карточек с 1 января 1935 года.


Спальня
Спальня - наряду с кухней, ванной и туалетом - была воссоздана в 2004 году по фотографиям второй половины 1940-х годов. В советское время было не принято говорить о бытовых вопросах, тем более демонстрировать, как протекала частная жизнь руководства. Поэтому перед нами не мемориальный, но точно такой же гарнитур, какой находился в спальне с сентября 1934 года.

В то время Киров отправился в командировку. Улучив момент, Мария Львовна обратилась в Управление делами Ленсовета с просьбой заменить две тахты, видимо, на что-то более комфортное. Ее просьба была удовлетворена, и в спальне появился мебельный гарнитур фабрики «Ф. Мельцер и Ко» - поставщика императорского двора. Две кровати с прикроватными тумбочками, шкаф и туалетный столик выполнены из карельской березы и решены в стиле модерн. Перемены в меблировке спальни Киров не одобрил.


Постель Кирова справа. На его прикроватной тумбочке закреплена желтая лампа-грибок - ночник из первой советской пластмассы. Лампу изготовил Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» в 1932 году. Гравировка «Сергей Киров» на корпусе лампы напоминает, что перед нами очередной подарок-рапорт.


По другую сторону от кровати - столик фабрики «Древтрест». Красный предмет на нем - это детекторный приемник кустарного производства конца 1920-х годов. Предмет уникальный, изготовленный в виде пасхального яйца - наверняка с целью ведения антирелигиозной пропаганды.

Лисьи шкуры (вторая лежит у другой кровати) - охотничьи трофеи Кирова.


Комната отдыха
Киров был заядлым охотником, патроны снаряжал самостоятельно.


Для этого организовал на столе-верстаке целую мастерскую. Все охотничьи приспособления подлинные.


Много читал. Подшивки газет и журналов хранил в ампирном шкафу-горке.


Ампир с его античными сюжетами едва ли был по душе Кирову,


как и всякие там креслица на низких ножках с колесиками и дормезы, пусть и в грубой, мешковиноподобной обивке.


Гораздо ближе Кирову могла быть походная офицерская кровать, сопровождавшая его с 1910-х годов - с тех времен, когда он жил во Владикавказе.


Чтобы узнать, как устроено ложе кровати, решил взглянуть на него снизу. Конструкция проста: на металлическую раму натянута сетка с ромбовидными ячейками из скоб и колец. В самый ответственный момент меня почему-то спросили, не музейщик ли я и из какого музея прибыл.


Пришлось подняться с колен и переключиться на изучение спинки. Простая деталь, соединяющая металлические элементы, и та с декором. Кстати, обратите внимание на рисунок линкруста на стенах.


Люстра.


Вторая прихожая
Перед нами деревянный ле́дник начала XX века.


Аналогичен тому, что был в квартире при Кирове.


Электрический холодильник General Electric - уникальный предмет. Его специально для Кирова выписали в начале 1930-х гг. Вновь процитирую пост из группы музея в ВК.

Компания General Electric была основана 1878 году всемирно известным изобретателем Томасом Эдисоном и прошла путь от производства бытовых лампочек накаливания до атомных реакторов. Компания специализировалась и на производстве бытовой техники: холодильников, микроволновых печей, стиральных и посудомоечных машин, кондиционеров и т. д.
В 1926 году General Electric приобрела патент у датского инженера Кристиана Стинструпа, который изобрел холодильник именно для дома, бесшумный и безвредный, в отличие от предыдущих. Первая модель получила название Monitor-Top. Ее выпуск начался в 1927 году. Компания продала более 1 млн. таких экземпляров.


Воздадим должное промышленному дизайну компрессорно-конденсаторного узла,


ручки


и дверных петель.


Люстра.


Ванная комната
Дровяная колонка с чугунной топкой, ванна, душ аналогичны тем, что были установлены в квартирах при строительстве дома в 1911-1914 гг. Метлахская плитка на полу подлинная.


Сохранилась подлинная мраморная столешница умывальника. На напольной тонетовской вешалке махровый халат, принадлежавший Кирову.


Кухня
Кухонный стол реконструирован,


зато чугунная печь подлинная.


Две раковины - медная и эмалированная чугунная - типологические. Смеситель сияет предательски.


Люстра.


Комната домработницы
Экспозиция последней комнаты рассказывает о снабжении города продовольствием в условиях товарного дефицита и карточной системы 1929-1934 гг.


Я уже упомянул, что 1 декабря 1934 года Киров должен был выступить в Смольном с сообщением о предстоящей отмене карточек. Не выступил: вечером того дня товарищ Киров был убит.
Еще о Кирове:

оттоманка, шкаф шведский, мебель металлическая, Ленинград, Мельцер, бульотка, кровать офицерская походная, верстак, стол-сороконожка, горка, столик туалетный, свет, трюмо, корытце, кресло, ледник, мебель в музее, столик шахматный, стол письменный, вешалка, этажерка, шкатулка, столик, мебель мемориальная, столик самоварный, печь кухонная, честер, КировСМ, буфет, зеркало, стеллаж, мебель, гусь, мебель Тонета, консоль, дормез, люстра, тумбочка прикроватная, диван, линкруст, кровать, Санкт-Петербург, шкаф, тумба

Previous post Next post
Up