Музей романа «Братья Карамазовы»

Sep 28, 2020 19:20

15.08.2020
23.02.2020
10.08.2019
Не просто литературный музей, а настоящая находка для фаната Достоевского.


Музей заявлен как интерактивный, но здесь особенно ценен и интересен рассказ экскурсовода (проверено трижды). При этом в качестве экспонатов, выполняющих скромную роль визуального фона, отобраны предметы - от кресла до катушки с нитками - с историей.

Фон покажу. Не относящиеся к роману истории экспонатов, вычитанные в онлайн-каталоге музея, к фону добавлю. Все остальное необходимо услышать не в пересказе.

В городе «Братьев Карамазовых»
Старая Русса, она же Скотопригоньевск. Дом Достоевского, он же дом Федора Павловича. Условное рабочее место писателя с условным (на экране телевизора) видом на Воскресенский кафедральный собор Старой Руссы. Манекены местных жителей - рушан.


Кресло (1830-е гг.). Приобретено у жителя деревни Левоча, Кабожского сельского совета, в ходе экспедиции Новгородского музея в Хвойнинский район Новгородской области в мае-июне 1972 года.



Стол письменный (конец XIX - начало XX вв.).



Письменные принадлежности второй половины XIX века.

Гостиная Федора Павловича

Эта зала была самая большая в доме комната, с какою-то старинною претензией меблированная. Мебель была древнейшая, белая, с красною ветхою полушелковою обивкой. В простенках между окон вставлены были зеркала в вычурных рамах старинной резьбы, тоже белых с золотом. На стенах, обитых белыми бумажными и во многих местах уже треснувшими обоями, красовались два большие портрета - одного какого-то князя, лет тридцать назад бывшего генерал-губернатором местного края, и какого-то архиерея, давно уже тоже почившего. В переднем углу помещалось несколько икон, пред которыми на ночь зажигалась лампадка… не столько из благоговения, сколько для того, чтобы комната на ночь была освещена.


Трюмо.



Бутылка коньячная (торговый дом «Братьев Елисеевых», Санкт-Петербург, начало XX в.). Приобретена дарителем на интернет-аукционе в 2017 году для музея романа.



Буфет (конец XIX в.).





Очки (Российская империя, конец XIX в.). Достались владелице Наталье Анатольевне Костиной в наследство после смерти одного из дальних родственников.



Столик ломберный (середина XIX в.). Столом владел Владислав Михайлович Глинка (1903-1983) - уроженец Старой Руссы, главный хранитель Отдела истории русской культуры Эрмитажа, писатель, член Старорусского землячества в Ленинграде. Ему стол достался от отца - Михаила Павловича Глинки (1872-1936), который приобрел его в Старой Руссе на распродаже имущества семьи Орловых.

Гостиная Катерины Ивановны Верховцевой

Это была большая комната, уставленная элегантною и обильною мебелью, совсем не по-провинциальному. Было много диванов и кушеток, диванчиков, больших и маленьких столиков; были картины на стенах, вазы и лампы на столах, было много цветов, был даже аквариум у окна. От сумерек в комнате было несколько темновато. Алеша разглядел на диване, на котором, очевидно, сейчас сидели, брошенную шелковую мантилью, а на столе пред диваном две недопитые чашки шоколату, бисквиты, хрустальную тарелку с синим изюмом и другую с конфетами. Кого-то угощали. Алеша догадался, что попал на гостей, и поморщился.


Кресло и стулья (мебельная фирма «Яков и Иосиф Кон», конец XIX - начало XX вв.), стол (конец XIX - начало XX вв.) - предметы из семейной коллекции Александра Илларионовича Соловьева.



Самовар-бульотка (фабрика WMF - Württembergische Metallwarenfabrik, Германия, 1870-е гг.).



Перчатки (конец XIX в.). Поступили в музей от внучатой племянницы Ф. М. Достоевского Голеновской И. Н.



Псише (1850-е гг.).

Комната Грушеньки

Жила же Грушенька очень скупо и в обстановке совсем небогатой. Было у ней во флигеле всего три комнаты, меблированные от хозяйки древнею, красного дерева мебелью, фасона двадцатых годов.


Этажерка (1860-е гг.).



Утюг (конец XIX в.).
Швейная машинка «Зингер» (Шотландия, г. Клайдбанк, 1914 г.), на ней катушка ниток (France Groupe DMC (Doufus Mieg & Cie), Франция, г. Мюльз, конец XIX в.).

Детская

Между тем Илюша уже недели две как почти не сходил с своей постельки, в углу, у образов. В классы же не ходил с самого того случая, когда встретился с Алешей и укусил ему палец. Впрочем, он с того же дня и захворал, хотя еще с месяц мог кое-как ходить изредка по комнате и в сенях, изредка вставая с постельки. Наконец совсем обессилел, так что без помощи отца не мог двигаться. Отец трепетал над ним, перестал даже совсем пить, почти обезумел от страха, что умрет его мальчик, и часто, особенно после того, как проведет, бывало, его по комнате под руку и уложит опять в постельку, - вдруг выбегал в сени, в темный угол и, прислонившись лбом к стене, начинал рыдать каким-то заливчатым, сотрясающимся плачем, давя свой голос, чтобы рыданий его не было слышно у Илюшечки.

Возвращаясь же в комнату, начинал обыкновенно чем-нибудь развлекать и утешать своего дорогого мальчика, рассказывал ему сказки, смешные анекдоты или представлял из себя разных смешных людей, которых ему удавалось встречать, даже подражал животным, как они смешно воют или кричат. Но Илюша очень не любил, когда отец коверкался и представлял из себя шута. Мальчик хоть и старался не показывать, что ему это неприятно, но с болью сердца сознавал, что отец в обществе унижен, и всегда, неотвязно, вспоминал о «мочалке» и о том «страшном дне».


Кровать (фирма И. Нейфельда, Польша, Варшава, конец XIX - начало XX вв.). Кровать принадлежала родителям владелицы, которые проживали в Старой Руссе.





Этажерка (Фабрика мебели Войцехова, Польша, конец XIX в.).

Историческая справка о фабрике Войцехова

Акционерное общество «Войцехов» являлось одним из самых крупных производителей и продавцов мебели из гнутой древесины на российском рынке. «Войцехов» упоминается среди поставщиков мебели российского Высочайшего двора. В императорской России звание придворного поставщика считалось самым почетным и давало право на фирменном знаке и вывесках изображать государственный герб. Первая фабрика «Войцехов» была открыта в России в 1870 году на территории современной Польши, некогда принадлежавшей Российской империи. В городе Ревеле (современный Таллин) тоже находилось предприятие этого мебельщика. В 1869 r. утратил силу патент, полученный семьей Thonet. С этого времени техникой гнутья древесины могли пользоваться другие предприниматели, что подтолкнуло массовое развитие производства мебели этого типа на польских землях.
Источник: сайт музея романа


Илюшина пушечка.

Коля присел опять на постель к Илюше.
- Илюша, я тебе могу еще одну штуку показать. Я тебе пушечку принес. Помнишь, я тебе еще тогда говорил про эту пушечку, а ты сказал: «Ах, как бы и мне ее посмотреть!» Ну вот, я теперь и принес.
И Коля, торопясь, вытащил из своей сумки свою бронзовую пушечку. Торопился он потому, что уж сам был очень счастлив: в другое время так выждал бы, когда пройдет эффект, произведенный Перезвоном, но теперь поспешил, презирая всякую выдержку: «уж и так счастливы, так вот вам и еще счастья!» Сам уж он был очень упоен.


Стол письменный (конец XIX в.). Дамский, но повсеместно использовался как детский.



Лампа керосиновая (фирма Ehrich & Graetz, Германия, Берлин, конец XIX в. - начало XX вв.).
Пенал (Российская империя, начало XX в.), колокольчик (начало XX в.) - предметы из семейной коллекции учителя русского языка и литературы, жительницы Старорусского района Е. Д. Шмелевой.
Стеклянная чернильница (1870-е гг.) поступила в музей от А. В. Алексеевой (г. Ленинград) в 1978 году. Предшествующая история неизвестна.

Трактир «Столичный город»
Место, откуда Митя, пьяный, тащил за бороду «мочалку», где он же, опять же пьяный, «потребовал перо и бумагу и начертал важный на себя документ». Место встречи Алеши и Ивана Карамазовых.




Самовар (Фабрика В. А. Малаховцева, Тула, начало XX в.). Принадлежал родителям матери дарителя А. С. Дроздова.



Весы чашечные настольные.



Кофейник.



Вешалка напольная (фабрика братьев Тонет, Австрия, Вена, 1880-е гг.).
Зеркало (1860-е гг.).



Самовар (Тула, конец XIX в.).

Келья старца Зосимы

Это была очень маленькая комнатка с необходимою мебелью; кровать была узенькая, железная, а на ней вместо тюфяка один только войлок. В уголку, у икон, стоял налой, а на нем лежали крест и Евангелие.




Сундук (первая половина XIX в.). Достался владелице, уроженке Старой Руссы М. И. Власовой, по наследству от родителей.

Вместо заключения
Нам повезло: в первое посещение мы случайно попали на экскурсию, которую вел старший научный сотрудник музея Сергей Шараков. Два часа слушали его открыв рты.
Через полгода захотелось повторить. Привезли с собой компанию. О том, чтобы экскурсию провел Сергей Леонидович, договорились заранее. Снова два часа с открытыми ртами.
Еще через полгода приехали вновь - теперь уже без экскурсии, так как хотели проверить интерактивность музея (а он действительно интерактивный). Проверили - ничто не может заменить собой рассказ знающего человека. Требуйте Сергея Леонидовича.
О Достоевском:

стол, в Старую Руссу, Достоевский, столик ломберный, сундук, буфет, Старая Русса, мебель металлическая, бульотка, мебель, трюмо, кресло, мебель Польши, мебель Тонета, мебель в музее, стол письменный, кровать, вешалка, псише, стул, этажерка, мебель Австрии

Previous post Next post
Up