Дом-музей Верещагиных в Череповце

Sep 21, 2020 18:49

04.08.2019
Василий Васильевич Верещагин, «всесветно известный художник», в своей книге «Детство и отрочество» написал такие строки:

Отец мой три трехлетия сряду был выбираем уездным предводителем дворянства, и на его, также на мамашины именины и рожденье съезжался весь уезд, т. е. все дворянство. 14 октября 1842 года, в день папашина рождения, вечером, когда во всех гостиных комнатах играли в карты, я явился на свет - подали шипучки и поздравили предводителя и предводительшу с Василием Васильевичем № 2. Это достопамятное для меня событие случилось в городе Череповце, и так как наши переехали через 2-3 года в деревню, то о времени городского житья я ничего не помню.


Зато в доме, где произошло указанное событие, всё помнят.

Дом был построен в 30-е годы XIX века и около пятидесяти лет принадлежал Верещагиным. Кое-какая мемориальная мебель прибыла сюда из родового имения семьи Верещагиных Пертовка. Имение находилось приблизительно в 20 км от Череповца и при строительстве Рыбинского водохранилища оказалось в зоне затопления. Так что и дом, и - частично - мебель в нем исторические.

Буфетная
Вообще говоря, буфетная - помещение, в котором кушанья сервируются, перед тем как будут поданы в столовую. В экспозиции музея отдельной столовой нет - сама буфетная меблирована как полноценная столовая. Поэтому, фантазируя, можно предположить, что своим названием помещение обязано наиболее значимому предмету обстановки, возможно наиболее декоративному.


Каким был буфет в семье Верещагиных, неизвестно. Сейчас его место занимает экземпляр двухъярусный, трехдверный, с глухими дверцами.


Однако чтобы оправдать название помещения и привлечь к себе внимание посетителей, буфет свои дверцы демонстративно распахнул.


В споре за внимание с буфетом конкурирует тумба под самовар. Не традиционный самоварный столик с асимметричной столешницей, а именно тумба, да еще и на колесиках.


Тумба выполнена в стиле жакоб: корпус декорирован каннелюрами с латунными вставками. Столешница овальная, каменная.
Самовар очаровательной грушевидной формы, украшен мелкой гравировкой, снабжен ручками-дракончиками.


При Верещагиных в Буфетной был стол-сороконожка (по неподтвержденным данным, сейчас он находится в экспозиции усадьбы Гальских в Череповце). Сейчас его заменяет стол овальный, раздвижной, опирающийся на центральную ногу. Отсутствие «сорока ножек» подтверждаю фотографией с нижнего ракурса.


Музыкальная зала
Многочисленные гости Василия Васильевича № 1, предводителя дворянства и отца художника, по обыкновению собирались в Музыкальной зале.


В меблировке господствует ампир. За овальным столиком прячется мемориальный диван красного дерева. В простенке - мемориальное трюмо, состоящее из зеркала и консоли.


Ножка консольного столика выполнена в виде лиры с пятью струнами.


Музицировать могли на прямострунном пианино. Инструменты подобной конструкции встречаются в музее Островского в Щелыкове и в Москве, а также в музее Римского-Корсакова в Тихвине.


Ампирную люстру забираю в пятьдесят шестую дюжину люстр и паникадил.


Зеленая гостиная (Ломберная)
На фоне настенного ковра - мемориальные охотничьи ружья. Перед диваном с деревянной спинкой - круглый ломберный столик из массива сосны, шпонированный красным деревом. Его изогнутые ножки соединены круглой проножкой, а в подстолье встроены 4 выдвижных ящика. На ломберном столике нарядный чубук. Таким образом, ломберная - своеобразный клуб, где есть место всем традиционным мужским интересам: беседам об охоте, карточным играм, курению табака.


Еще о столике. Его столешница оформлена кожаной вставкой. Можно предположить, что перед нами столик, точнее называемый не ломберным, а игорным. Дело в том, что при игре именно в ломбер счет записывали мелом на сукне, а при игре, например, в преферанс - пером на бумаге, поэтому в сукне уже не возникало необходимости.


И все-таки в Зеленой гостиной есть настоящий ломберный столик, к тому же мемориальный. Он был изготовлен в начале XIX века из массива сосны и шпонирован орехом.


Вставка из подлинного зеленого сукна бережно прикрыта музейщиками современной тканью сине-зеленого цвета и для посетителей приоткрывается по запросу.


Кресла «с вогнутыми сиденьями», как их называют в музее, одни из самых элегантных кресел, которые доводилось встречать.


Каминная
Каминную занимала «мамаша» Анна Николаевна. Здесь сохранилась мебель, не только ей принадлежавшая, но и даже собственноручно ею декорированная.


За столиком в ореховом рококо расположен диван, датируемый 1840-50-ми годами. Стиль дивана - николаевский ампир. По моде того времени сиденье и спинка дивана украшены рукоделием: Анна Николаевна вышила крестом вставки - шерстью по канве.


То же она проделала и с сиденьями стула




и кресла.


Типичный столик для рукоделия.


Сегодня есть уникальная возможность поподробнее познакомиться с его конструкцией.


Специально для нас открыли корзины, расположенные по бокам столика. Затем нам показали, как откидная подушечка для игл, прикрепленная к выдвижному ящику,


прячется внутрь, когда ящик хотят задвинуть.
Столик изготовлен из березы, тонированной под орех, и рисунок дерева на столешнице вполне симпатичный. На столешнице лежат пяльца, снабженные струбциной.


Еще Анне Николаевне принадлежали зеркало (середина XIX века)


и комод (1820-е гг.) - оба из карельской березы.


Библиотека
В библиотеке представлен секретер середины XIX века, шпонированный красным деревом.


В откидной крышке кожаная вставка.


Отвлекся на двухдверный книжный шкаф (конец XIX века) с навершием-кокошником - и не сфотографировал шкаф более ценный, однодверный, мемориальный.


Кабинет
Мемориальное «бюро на шести ножках», как его называют в музее. Первая половина XIX века, красное дерево.


Надстройка с двумя прямыми и двумя полукруглыми дверцами.


Выдвижной ящик с откидывающейся вперед крышкой.


Кресло-корытце.


Еще один диван в николаевском ампире. Обит кожей. Спинка с волной, передние устои S-образные.


Наконец, самый экзотический предмет в музее, да и во всей моей коллекции. Мемориальный «табурет на лосиных ногах». По преданию, был изготовлен Василием Васильевичем № 1 - заядлым охотником.


Сиденье обтянуто кожей, вероятно тоже лосиной. Табурет поступил в музей в 1940 г. от племянника художника.


Экспозиция «Дело жизни»
Небольшая экспозиция посвящена старшему брату художника Николаю Васильевичу Верещагину, прославленному сыровару и маслоделу.
На верхней полочке изящной этажерки чернильница «Верблюд», принадлежавшая Николаю Васильевичу. Чуть ниже - учебник химии с автографом его друга Д. И. Менделеева. Под портретом мемориальный дубовый письменный стол.


Дверцы тумб украшены резными мордами то ли львов, то ли медведей.


Николай Верещагин был основоположником технологии промышленной переработки молока. В частности, именно ему всё просвещенное и неравнодушное к кулинарии человечество обязано рецептом вологодского масла.

Мы же имеем возможность познакомиться с крестьянской мебелью, сопровождавшей процесс дойки в допромышленный период. Речь о скамьях-суковатках. Для их изготовления использовали фрагмент ствола дерева с сучьями. В вариантах посерьезнее толстый ствол позволял сделать широкое сиденье.


В вариантах попроще тонкий ствол даже не отесывали, да и ножек могло быть три штуки, а не четыре.


С мебелью маслодельческой экспозиции соседствует кресло - один из вариантов композиции «Дуга, топор и рукавицы», созданной столяром-резчиком В. П. Шутовым.


Проверяем: дуга есть, надпись «Тише едешь [-] дальше будешь» имеется, топоры на месте - только рукавицы отсутствуют.


Выяснилось, что подобное кресло в псевдорусском стиле (уж не знаю, с рукавицами или без них) было в мастерской Василия Верещагина в его доме, находившемся в бывшей подмосковной деревне Нижние Котлы. Василий Васильевич построил в Нижних Котлах, по его собственному выражению, «избушку на курьих ножках». В ней он провел последние годы своей жизни.


Дом в Нижних Котлах не сохранился. Он был снесен сразу же после трагической гибели Верещагина на броненосце «Петропавловск». Нижние Котлы тоже не сохранились: их поглотила Москва.
Пертовка ушла на дно Рыбинского водохранилища. Правда, перед затоплением родовой пертовский дом Верещагиных попытались спасти и даже вывезли в Череповец, но в годы войны он был утрачен.

Так что вся надежда на дом череповецкий. Если Василий Верещагин по малолетству не помнит, как жил в нем, то он-то, дом, должен помнить Васеньку.
О том, был ли Верещагин внимателен к мебели:Где еще можно увидеть различные варианты кресла «Дуга, топор и рукавицы»:Где посмотреть на скамью-суковатку:

стиль ампир, стол, текстиль, Шутов, мебель России, секретер, свет, корытце, кресло, скамья-суковатка, мебель в музее, стол письменный, комод, стиль рококо, Череповец, стиль жакоб, этажерка, столик, мебель мемориальная, столик ломберный, дуга-топор-и-рукавицы, Верещагин, буфет, зеркало, в Кослан, мебель, табурет, пианино, бюро, тумба под самовар, консоль, люстра, столик для рукоделий, диван, шкаф, стул

Previous post Next post
Up