провинция-с...

Nov 13, 2010 01:39

Убейте меня, но не понимаю я современного театра... В моем убогом представлении провинциального театрала-неофита сценическое искусство должно доводить зрителя до катарсиса - очищения (не важно - через смех или слезы). На мой непросвещенный взгляд, спектакль удался, если зритель испытал эмоции и переживания - если он от души веселился, хохотал в голос, если он всплакнул или даже зарыдал, если ему стало стыдно или он задумался над чем-то в своей жизни... Но в любом случае это должен быть выход эмоций.
Сегодня в рамках театрального фестиваля "Золотая маска" совершили корпоративный десант на спектакль "Скрипка Ротшильда" московского ТЮЗа по рассказу А.П. Чехова. Не знаю, как сам Антон Палыч воспринял бы эту постановку... Одно дело ставить на сцене "Вишневый сад", "Чайку", "Дядю Ваню", "Три сестры", и совершенно другое - рассказ...
Рассказ я прочитала. У же после спектакля. Милый такой рассказ, как "Ионыч" или "Крыжовник". Человек жил - гробы делал, изредка в еврейском оркестре играл на скрипке, убытки считал и только, когда умерла жена, спохватился о том, что единственному близкому существу не подарил за всю жизнь тепла, ласки, смертельно затосковал о не прожитом, но и перед смертью пытался сообразить, что от смерти - польза, а от жизни - сплошные убытки. И единственный поступок, который оправдал его жалкое существование, - это то, что он свою скрипку завещал еврею по фамилии Ротшильд. (Не совсем то я написала... Не только факт дарения скрипки важен, а и та мелодия, в которую вылилась его тоска, и которую услышал Ротшильд: "Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка").  "Из-под смычка у него льются такие же жалобные звуки, как в прежнее время из флейты, но когда он старается повторить то, что играл Яков, сидя на пороге, то у него выходит нечто такое унылое и скорбное, что слушатели плачут, и сам он под конец закатывает глаза и говорит: «Ваххх!..» И эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть ее по десяти раз."
"Аrs longo, vita brevis", как говорили "древние латиняне".
Вот сам рассказ как раз провоцирует на ту реакцию, которой, как опытный доктор, и добивается Чехов. Он умеет задеть нужные струны в душе человека, причем совершенно ненавязчиво и практически незаметно.
Чего не скажешь о спектакле... Прекрасные актеры Валерий Баринов, Игорь Ясулович выкладывались по полной... Но когда практически ВЕСЬ текст рассказа разложен на диалоги - это воспринимать нелегко. Когда для создания хоть какого-то действия главный герой вынужден молотить почем зря то табуреткой, то еще какой-нить деревяшкой, ронять гробы, пилить пилой, а второстепенный персонаж, изображающий фельдшера, при этом одетый как приказчик в лавке, опять же почем зря бьет в глаз бедного еврея Ротшильда (в исполнении Ясуловича), а тот, бедняжка, несмотря на преклонный возраст, то носится аки савраска по сцене, то забирается на верхушки декораций и восседает там...
В принципе, главная мысль рассказа все-таки была передана, но форма, которая была избрана для передачи, не позволила лично мне как зрителю пережить тот пресловутый катарсис, которого все же ждешь, отправляясь в театр...
Можно, конечно, сказать, что это я - плохой зритель, который ничего не понимает в современном театральном слове. Но удалось обменяться впечатлениями с парой коллег. Тот же эффект... Спектакль оставил неприятный осадок внутри.
Лично у меня в груди застрял комок, от которого удалось избавиться только, посмотрев серию "Dead like me" под бокал пива. Всплакнуть все же удалось. Так может, режиссер все-таки добился того эффекта, которого хотел?
В общем, чаще надо ходить в театр...

"Золотая маска-2010", Чехов, московский ТЮЗ, Скрипка Ротшильда

Previous post Next post
Up