Прочитав
отзыв друга о спектакле "Стойкий оловянный солдатик" нашего молодежного театра "Ангажемент", решила сводить на него сыновей. При этом я совершенно упустила из виду то обстоятельство, что театр сейчас работает на школьные лагеря, и в зале, конечно, аншлаг, но публика...
Такого мучительного посещения театра у меня еще не было ни разу в жизни... Все происходящее там напоминало мне мой худший урок в десятой степени с той разницей, что у меня есть возможность 1) остановиться и не вести урок дальше; 2) проявить какую-то реакцию на поведение учеников, а бедные актеры вынуждены играть до конца как ни в чем не бывало.
Я не знаю, дети каких школ там были... Мало того, что в зале стоял практически не смолкаемый гул голосов, пиканья мобильников, шуршания оберток, дети еще и живо реагировали на происходящее на сцене и пытались вступить в диалог, принять, так сказать, посильное участие в действии... Например, когда Тролль прятался от Солдатика, добрые дети кричали: "Сзади! Справа! Слева!", хотя в драматургию явно не было заложено взаимодействие со зрителями. Опять же, когда Тролль произносил какие-либо тирады, дети кидали ему ответные реплики недоброжелательного свойства...
При всем этом я умудрилась от спектакля получить определенный эмоциональный посыл, только момент эмоциональной разрядки пришлось усилием воли скомкать, чуть ли не насильно затолкать все эмоции обратно...
В общем, из зала я вышла измученная, раздраженная, с ощущением, что меня полтора часа терроризировал рой гнуса, от которого я практически не могла отмахнуться...
Совершенно трагикомичная ситуация из разряда "все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно...": орава детей не дала взрослой тетеньке получить удовольствие от детского спектакля... Вообще-то это именно ДЕТСКИЙ спектакль, и дети - его целевая аудитория. Но ЦА, что называется, не прониклась... Хотя в кульминационный момент все же зал на некоторое время притих, и я уж обрадовалась, что это состояние продлится до конца спектакля, ан нет...
Так вот. Когда у меня не удается урок, я всегда начинаю думать: а что я сделала не так, что дети не захотели меня слушать. Т.е. извечные вопросы русской интеллигенции "Кто виноват?" и "Что делать?" И тут, соответственно: могло ли быть так, что дети все-таки сидели бы, позабыв про свои шуршащие обертки, болтовню, мобильники? От чего это зависело? Если по-другому была бы выстроена драматургия? Если бы актеры играли более проникновенно? Если бы постановщики подстраивались под зрителя и подсовывали ему только экшн, комизм и прочее из привлекающего внимание, не дающего отвлечься от происходящего на сцене?
Дети не умеют себя вести в театре, нет культуры поведения именно в театре... Кто этому должен был научить? Помню, когда мы в Петербурге пошли с детьми тоже в молодежный театр - "На Фонтанке", то стращали их всю дорогу, и наши петербуржские тетеньки угрожали: мол, худрук театра может не пустить на спектакль, если увидит, что дети себя плохо ведут ВОЗЛЕ театра. Но все страхи оказались напрасными: дети настолько были захвачены действием, что у них не возникло даже позыва отвлечься.
Так все-таки палка о двух концах? А еще старший сын изрек: "Надо в театр пускать только тех, кто хочет смотреть!" Вот вам и ответ. Как говорится в одной притче, коня можно доставить к водопою, но заставить его пить невозможно... Понятно, что в школьных лагерях детей нужно охватить культмассовыми мероприятиями... Но какой прок от такого массового "окультуривания"? Больше чем уверена, что у самих актеров никакого удовлетворения от сыгранного спектакля. Если после урока-то моя коллега, как-то выходя из класса выжатая, как лимон, изрекла: "Я в них вложила и ничего не получила взамен". То есть должен быть своеобразный энергетический обмен, как между учителем и учениками, так и между артистами и зрителями. А тут небольшой группкой актеров столько энергии потрачено на зал бесенят... Тролль, кстати, был бесподобен, даже в этой непростой ситуации. (Аплодисменты).