По итогам поездки в Национальную картинную галерею имени Айвазовского.
*
Полотно "На смерть Александра III" в репродукции не найти. Их попросту не делают. И показывают картину только в отдельном зале. А снимать дают только часть. Приоткрывают белую вуаль. Вот эта фотография из сети - по ней почти ничего понять нельзя. Но хоть какое-то представление.
Работа для немистического Айвазовского очень странная.
Короткая предыстория её такова: художник с императором был в очень хороших отношениях. Даже можно сказать в дружеских. И когда Александр умер, Айвазовский близко к сердцу это принял. Под впечатлением написал картину. Но потом её никому не показывал и не сохранилось никаких записей его или современников о том, чтобы он с кем-то её обсуждал. Ещё лет сто картина хранилась в фондах. Съездила, как и другие, на валах во время Великой отечественной в Армению. Вернулась назад, опять же в фонды. Выставили её в отдельном зале только семь лет назад.
В центре картины - вроде бы вдова императора Мария Федоровна в вуали.
В левой части лицо покойного - рядом с ним ангел. Вверху Петропаловка и вода. Вот вроде бы и всё.
Но. Если, посмотрев картину с правой стороны, перейти на левую (сменить ракурс) то можно очень чётко увидеть - пропала вуаль и лицо стало мужским. Усатым. Улыбающийся наследник престола Николай Второй уже перед нами. Это видно чётко.
Да, если всмотритесь - свечение от луны крестообразно. И ещё - на снимках этого не видно, но вОды у Петропавловки - двух цветов. Это - две реки. И они, похоже, даже текут в разные стороны.
К тому же, говорит директор галереи после общения с теологом пришли к выводу, что ангел не несёт Александра наверх, а тащит его вниз.
*
Когда картину открыли нам полностью, в комнату будто бы спустилась какая-то тяжесть. Но ни страха, ни паники. Хотя ощущение чётко выраженное тяжёлое.
Оторваться от рассматривания просто невозможно. Уходить не хотелось, хотелось всматриваться. Кроме всего перечисленного каждый может увидеть в картине что-то своё. А может и ничего не увидеть. Это уж кому как доведётся. Я лично увидела в районе согнутой руки вдовы маску, разделённую на две части вдоль лица. Левая сторона - черная, правая - белая.
Побыла бы там ещё - не знаю, что бы ещё разглядела:)
Картина действительно удивительная. И тем удивительнее, что принадлежит кисти художника христианской традиции, а мотивы - языческие. И художник сам - не мистик, а романтик. Вот что сказала на это директор галереи Татьяна Гайдук, которая считает, что в жизни великих художников такие вещи случаются: "Я думаю, что это вот тот случай, когда Айвазовский изображал не то, что ему хотелось и не так, как ему хотелось - а то, что было предопределено - для того, чтобы в этой картине было заложено послание для будущих поколений". Я у неё, кстати, спросила - на её взгляд, картина как, больше "тёмная" или "светлая" по энергетике. Она задумалась немного. Сказала, что всё же светлая.
*
Ну и вот что ещё хотелось сказать о способе экспонирования. Картина - не просто в отдельном зале. Для неё - особая экскурсия. Плата - благотворительный взнос - тысяча гривен. Можно идти группой до 15 человек, тогда плата на всех разбивается.
И сначала была идея сделать что-то эдакое интересное, отдельное для небедных посетителей. А потом уже директор в фондах как следует рассмотрела эту картину. Она в фондах ещё так висела, что нюансы были не видны.
И картину решили никогда в общий зал не вывешивать. Хотя подумывали было об этом - ведь уже семь лет её экспонируют вот так, можно было бы что-то и поменять. Но по здравому размышлению пришли к выводу, что у неуравновешенных людей она может вызвать желание что-нибудь с ней сделать. Акт вандализма в галерее никому не нужен.
А по поводу денег, кстати, думаю - Айвазовский бы оценил то, как всё сделано. Он умел трудиться и много. Умел деньги зарабатывать. Так что это в его стиле. И, кстати, тратить деньги он тоже умел. На Феодосию и феодосийцев. А галерея на собираемые деньги от этой экспозиции хочет издать одну вещь - воспоминания художника, искусствоведа, директора галереи Николая Барсамова. Он очень многое сделал на своём посту. Спас коллекцию в войну, пополнил её. Так что дело хорошее.