Jan 25, 2023 14:12
1.Непонимание природы сложности человеческой психики.
"Наша" психика имеет трансперсональный характер.
Или можно сказать "коммунальный" - как коммунальная квартира.
Те явления 'в нас", которые мы привыкли воспринимать как безусловно свои, таковыми не являются.
В том числе, "приходящие на ум" мысли.
Словесная формулировка "пришла мысль" довольно точно указывает на этот момент.
Мысль приходит.
Когда мы начинаем "мысль думать" - это уже наше, но в целом, мышление - трансперсональный процесс.
"Психика" - это, скорее, синоним древнего понятия "духовный мир", а не "душа".
Открытое Фрейдом "подсознание/бессознательное", как часть психики, было истолковано им в рамках материализма/атеизма, как, без вариантов, часть нашей психики, часть человека.
Хотя своеволие и временами мелко-пакостный характер этого "нашего" бессознательного вызывает явные вопросы: "Почему один "я" (одна часть моей психики) хочу совсем иного, чем другой "я" (другая часть моей психики) !?"
См. раннюю фрейдовскую работу "Психопатология обыденной жизни".
Феномены "расщепления личности" (при гипнозе, в частности) и "множественных личностей" тоже вызывают вопросы.
В эту же группу фактов ложатся феномены психологии творчества, гениальность и "вдохновение", которые и переживаются как внешние: вдохновение приходит и уходит, гениальность тоже непредсказуема и "не совсем своя".
Очевидное, банальное для христианского мировоззрения поздней Античности понимание того, что к нам приходит "помысл" в виде - внешнего! - "прилога" было постепенно утрачено.
Общее одичание дошло до того, что и многие православные не понимают/не принимают того печального факта, что основным содержимым "нашей" психики является практически непрестанное общение с бесовскими помыслами, вместо непрестанного общения с Богом в молитве.
В рамках атеистического восприятия данная концепция встречает только нервные смешки из глубин бессознательного:
"Гы-гы, какие бесы!?
Мы спрятались!
Нас вообще нет!"