Карфаген. Человеческие жертвоприношения.

Jan 30, 2014 13:39

Оригинал взят у artinventor в Карфаген. Человеческие жертвоприношения.
Людей жертвовали различным богам. Плиний сообщает, что пунийцы ежегодно приносили человеческую жертву Геркулесу - Мелькарту. По Валерию Максиму, жертвы приносились финикийскому «Нептуну». Часто в жертву приносили военнопленных, избирая зачастую среди них самых красивых, полагая, что так будет угоднее богам.
И этот обычай идет с Востока, как видно из надписи моавского царя Меши и из различных библейских историй. Карфагеняне таких пленных приносили в жертву не только богам, но и душам погибших предков, как это сделал Ганнибал, потомок погибшего при Гимере Гамилькара, уничтожив три тысячи пленных гимерийцев в том месте, где несколько десятилетий назад был убит его предок.

В основном человеческие жертвы приносились Баал-Хаммону. Особенно известны жертвы детей, главным образом первенцев, мальчиков, но часто и девочек, притом в основном из аристократических семейств. Антропологические исследования останков таких жертв показали, что 85% жертв были моложе 6 месяцев. Сожженные дети часто изображались на стелах с атрибутами и жестами божества, так что можно полагать, что пунийцы их героизировали или даже обожествляли, считая видимо, что душа жертвы поднимается непосредственно к богу, входя в царство Баал-Хаммона. Правда жертву не сжигали живой; ребенка сначала умертвляли, а уж мертвого сжигали на бронзовых руках статуи бога, причем совершалось это ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир.

Такое жертвоприношение, как полагают многие современные исследователи, называлось «молк» (или «молек»). Это слово встречается в Библии. Неправильно понятое, оно послужило поводом для конструирования несуществовавшего у финикийцев бога Молоха, пожирающего человеческие жизни. Описание этого жертвоприношения вдохновило Г.Флобера на знаменитую яркую сцену жертвоприношения детей в его романе «Саламбо».

Диодор говорит о жертве ребенка Крону, т.е. Баал-Хаммону, как об «отеческом обычае». Он действительно, как мы видели, восходит к старинным ханаанейским традициям. Однако в первое время существования Карфагена он, по-видимому, не соблюдался: приблизительно до 700 г.до н.э. или даже несколько позже урны тофета содержат только останки животных. И только с рубежа VIII-VIIIвв. Или, скорее, в первой четверти VII в.до н.э. урны начинают заполняться пеплом сожженных детей. Старые традиции родины теперь возрождаются в Карфагене, что, вероятно, связано с изменениями в жизни города и государства, которые произошли в первой четверти VII в. До н.э., в частности, с новым притоком иммигрантов из Тира. В жертву, как отмечалось, приносили главным образом детей аристократов. Это совпадало со старинными представлениями о долге тех, кто возглавлял общину, перед богами: обеспечить милость богов к общине ценой пожертвования богам самого дорогого.

Однако позднее карфагенские аристократы предпочитали тайно покупать чужих детей и отдавать их в жертву богу. Но когда армия Агафокла подошла к стенам города и над Карфагеном нависла опасность поражения, если не гибели, пунийцы, решив, что это связано с гневом божества на нечестие «лучших людей государства», вернулись к старому обычаю и сожгли более 500 детей, из которых 200 - сыновья знатных семейств - были определены властями, а не менее 300 было пожертвовано добровольно. Последние, видимо, происходили уже из разных слоев общества. Археологические исследования в тофете показали, что в III в. до н.э. круг жертвователей был уже довольно широк, вплоть до рабов.

------------

Ю.Б.Циркин «Карфаген и его культура»

------------------------
------------------------------
Previous post Next post
Up